II. Основные методологические принципы определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов

II. Основные методологические принципы определения

ценовых пределов (максимального и минимального уровней)

тарифов на услуги железнодорожного транспорта

по перевозке грузов

4. Расчет предельного максимального и минимального уровней тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов осуществляется на очередной период регулирования, в текущем финансовом году t, на базе отчетных данных об объемах за предшествующий текущему финансовый год t-1, а также доходов и расходов, полученных в ходе ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности "грузовые перевозки" и "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок" за указанный период, сформированных в соответствии с приказом Минтранса России от 23 октября 2018 года N 373 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2019 года, регистрационный N 53656), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 7 июня 2021 года N 176 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2021 года, регистрационный N 65744).

(в ред. Приказа ФАС России от 01.06.2022 N 419/22)

(см. текст в предыдущей редакции)

Период регулирования для установления минимального уровня ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий составляет до 10 лет.

(в ред. Приказа ФАС России от 13.07.2018 N 997/18)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом регулирующий орган ежегодно до 30 апреля текущего финансового года проводит анализ изменения уровня ценовых пределов для среднесетевых условий на базе отчетных данных за предшествующий финансовый год.

В случае, если при расчете предельного максимального и минимального уровней тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий на базе отчетных данных за предшествующий финансовый год, их отклонение от предельного максимального и минимального уровней тарифов, установленных на долгосрочный период регулирования, превышает 5 (пять) процентных пунктов, регулирующий орган устанавливает предельный максимальный и минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по результатам их расчета в условиях предшествующего финансового года на срок с 1 июля текущего финансового года до момента окончания текущего долгосрочного периода регулирования.

При этом, ранее установленный предельный максимальный и минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий продолжает действовать до момента окончания текущего долгосрочного периода регулирования.

(п. 4 в ред. Приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 257-т/1)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предельный минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов определяется на очередной период регулирования:

для среднесетевых условий в виде индекса к тарифам, сборам и плате на указанные услуги, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год;

для отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг в виде:

- индекса к тарифам, сборам и плате на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов;

- абсолютного значения платы за услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов.

5.1. Расчет предельного минимального уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, определяемого для среднесетевых условий, осуществляется на очередной долгосрочный период регулирования исходя из размера проектируемой на текущий финансовый год необходимой валовой выручки, обеспечивающей безубыточное функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта и компенсацию затрат, связанных с работой локомотивов в грузовом движении, а также затрат, связанных с выполнением инвестиционных проектов в области инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, направленных на обеспечение транспортной безопасности, и проектируемой на данный финансовый год величины доходов от грузовых перевозок по инфраструктурной и локомотивной (без учета вокзальной) составляющим, доходов от реализации услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок на основе данных раздельного учета с учетом ожидаемого изменения объемов работ (грузооборота).

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 257-т/1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предельный минимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий в установленном долгосрочном периоде регулирования устанавливается (изменяется) регулирующим органом в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Приказом ФАС России от 23.12.2016 N 1833/16)

5.2. В случае принятия решений о реализации отдельных инфраструктурных проектов с привлечением средств частных инвесторов, являющихся пользователями железнодорожных транспортных услуг, в отдельных сегментах рынка могут устанавливаться пониженные тарифы, сборы и платы, обеспечивающие возврат средств частным инвесторам, участвующим в финансировании данных проектов при условии, что вводимые в рамках реализации инфраструктурных проектов объекты основных средств принадлежат субъекту регулирования на праве собственности или ином вещном праве.

Расчет указанных тарифов, сборов и платы осуществляется с учетом объемов частных инвестиций, направленных на реализацию соответствующего инфраструктурного проекта, сроков окупаемости данного проекта, распределения объемов инвестиционных расходов по каждому году периода окупаемости проекта, а также объемов перевозок и номенклатуры грузов, принимаемых к расчету с учетом значения проекта.

6. Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов определяется на очередной долгосрочный период регулирования:

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 257-т/1)

(см. текст в предыдущей редакции)

для среднесетевых условий в виде индекса к тарифам, сборам и плате на указанные услуги, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год;

для отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг в виде:

- индекса к тарифам, сборам и плате на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов;

- абсолютного значения платы за услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, применяемого для перевозок в отдельном сегменте рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе к определенным родам и классам перевозимых грузов.

6.1. Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий на очередной долгосрочной период регулирования рассчитывается исходя из размера проектируемой на текущий финансовый год необходимой валовой выручки, сформированной с учетом расчетного уровня рентабельности, обеспечивающей условия для сбалансированной деятельности субъекта регулирования в части оказания регулируемых видов деятельности и обновления основных фондов, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, и проектируемой на данный финансовый год величины доходов от грузовых перевозок по инфраструктурной и локомотивной составляющим, доходов от реализации услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок на основе данных раздельного учета с учетом ожидаемого изменения объемов работ (грузооборота).

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 257-т/1)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предельный максимальный уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий в установленном долгосрочном периоде регулирования устанавливается (изменяются) регулирующим органом в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

(абзац введен Приказом ФАС России от 23.12.2016 N 1833/16)

6.2. В случае принятия решений о реализации отдельных инфраструктурных проектов, финансируемых за счет собственных или привлеченных средств субъекта регулирования, а также средств частных инвесторов, в отдельных сегментах рынка могут устанавливаться повышенные тарифы, сборы и платы, при оказании работ (услуг) пользователям железнодорожных транспортных услуг, не участвующим в финансировании данных проектов.

Расчет указанных тарифов, сборов и платы осуществляется с учетом объемов инвестиционных расходов субъекта регулирования, направленных на реализацию соответствующего инфраструктурного проекта, сроков окупаемости данного проекта, распределения объемов инвестиционных расходов по каждому году периода окупаемости проекта, а также объемов и номенклатуры перевозимых грузов, принимаемых к расчету с учетом значения проекта для пользователей железнодорожных транспортных услуг.

7. Расходы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, учитываемые при расчете предельных уровней тарифов, формируются в соответствии со структурой затрат, предусмотренной в рамках раздельного учета по видам деятельности "грузовые перевозки" в части инфраструктурной и локомотивной составляющих, "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", исходя из состава затрат, определяющих стоимостную основу тарифов, опубликованных в Прейскуранте N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17 июля 2003 года N 47-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2003 года, регистрационный N 4882), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 21 октября 2003 года N 85-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2003 года, регистрационный N 5374); приказами ФСТ России от 14 сентября 2004 года N 71-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6075); от 26 октября 2004 года N 140-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 2 декабря 2004 года, регистрационный N 6163); от 26 октября 2004 года N 141-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 7 декабря 2004 года, регистрационный N 6174); от 16 декабря 2004 года N 295-т/4 (зарегистрировано Минюстом России 17 декабря 2004 года, регистрационный N 6202); от 29 декабря 2004 года N 422-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6273); от 17 мая 2005 года N 204-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 6 июня 2005 года, регистрационный N 6685); от 13 декабря 2005 года N 617-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 20 декабря 2005 года, регистрационный N 7287); от 18 апреля 2006 года N 79-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 18 мая 2006 года, регистрационный N 7851); от 25 апреля 2006 года N 83-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7858); от 25 апреля 2006 года N 84-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7867); от 19 июня 2006 года N 129-т/2 (зарегистрировано Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8080); от 19 июня 2006 года N 133-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2006 года, регистрационный N 7936); от 9 декабря 2006 года N 355-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8627); от 4 декабря 2007 года N 410-т/6 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2007 года, регистрационный N 10721); от 25 апреля 2008 года N 83-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 6 мая 2008 года, регистрационный N 11627); от 24 декабря 2008 года N 462-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2008 года, регистрационный N 13028); от 30 декабря 2008 года N 474-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 30 декабря 2008 года, регистрационный N 13053); от 14 августа 2009 года N 188-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2009 года, регистрационный N 15080); от 24 декабря 2009 года N 497-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 13 января 2010 года, регистрационный N 15954); от 27 февраля 2010 года N 28-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный N 16710); от 7 декабря 2010 года N 388-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19203); от 20 мая 2011 года N 104-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 28 июня 2011 года, регистрационный N 21205); от 29 июля 2011 года N 182-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2011 года, регистрационный N 21961); от 6 декабря 2011 года N 318-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 14 декабря 2011 года, регистрационный N 22607); от 4 мая 2012 года N 78-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 4 июля 2012 года, регистрационный N 24789), от 27 ноября 2012 года N 303-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 10 декабря 2012 года, регистрационный N 26052) (далее - Прейскурант N 10-01).

(в ред. Приказа ФАС России от 01.06.2022 N 419/22)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расходы, связанные с финансированием инвестиционных проектов по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, определяются на основе данных инвестиционного бюджета субъекта регулирования.

9. При необходимости в определенных экономических условиях, в том числе в случае существенного ухудшения конъюнктуры российской экономики, в целях недопущения резкого снижения грузооборота при формировании предельного минимального уровня тарифов регулирующим органом учитываются только расходы, зависящие от объемов работы субъекта регулирования.

10. Доходы по железнодорожным грузовым перевозкам, учитываемые при формировании предельных уровней тарифов, определяются в соответствии со структурой статей доходов раздельного учета по видам деятельности "грузовые перевозки" в части инфраструктурной и локомотивной составляющих, "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", источником формирования которых являются действующие тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, опубликованные в Прейскуранте N 10-01 с учетом решений регулирующего органа.

(в ред. Приказа ФАС России от 01.06.2022 N 419/22)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае если в течение предшествующего финансового года субъектом регулирования принимались решения по изменению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в установленных ценовых пределах, доходная база формируется исходя из условия тарификации грузовых железнодорожных перевозок по всей номенклатуре перевозимых грузов на уровне базовых величин тарифов, установленных регулирующим органом, без учета изменения доходов, связанных с реализацией субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов в пределах установленного ценового коридора (за исключением изменения доходов от реализации тарифных решений в рамках установленных ценовых пределов, принятых в целях выполнения общегосударственных задач по поддержке российской транспортной системы и отдельных отраслей экономики).

В результате при формировании доходной базы субъекта регулирования не учитываются финансовые результаты (дополнительные доходы и потери), связанные с изменением субъектом регулирования тарифов в пределах установленного ценового коридора, в связи с чем предельные уровни тарифов определяются без учета финансовых и технологических рисков от реализации соответствующих тарифных решений.

12. Определенные в соответствии с настоящей Методикой индексы (абсолютные значения платы) применяются к установленным регулирующим органом на соответствующий финансовый год:

- ставкам платы, определяемым по правилам и ставкам разделов 2 и 4 части I Прейскуранта N 10-01;

абзац утратил силу. - Приказ ФАС России от 01.06.2022 N 419/22.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Определенные в соответствии с настоящей Методикой индексы (абсолютные значения платы) не применяются к:

- тарифам на пробег порожних собственных (арендованных) вагонов, определяемым независимо от рода и класса ранее перевозимого груза по правилам пункта 2.16 раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01;

- плате за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" при пробеге порожних вагонов общего парка, определяемой независимо от рода и класса ранее перевозимого груза по правилам подпункта 2.6.1.2 пункта 2.6 и подпункта 2.8.2 пункта 2.8 раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01;

- плате за перевозку порожних вагонов отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику ОАО "РЖД" (тарифные схемы N N 110, 112, 113 и 115), при условии, если плата за пробег порожних вагонов (тарифная схема N 112 или 115) определяется независимо от рода и класса ранее перевозимого груза по правилам пункта 2.17 раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01;

- плате за пользование вагонами общего парка (тарифы группы B);

- плате за использование привлеченных универсальных полувагонов дочерних зависимых обществ ОАО "РЖД" в составе тарифа на перевозку грузов, определенной в соответствии с приказом ФСТ России от 27 декабря 2011 года N 444-т/4 "Об утверждении порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 года, регистрационный N 22828), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 13 сентября 2012 года N 215-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 20 сентября 2012 года, регистрационный N 25498);

- плате за услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД" (тарифные схемы ЗИ N N 1 и 2, ОПВ N 3, ОПЛ N N 1 или 2) при условии, что плата за организацию продвижения по инфраструктуре ОАО "РЖД" порожних вагонов в составе грузовых поездов (тарифная схема ОПВ N 3) определяется независимо от рода и класса ранее перевозимого груза по правилам пункта 4.5 раздела 4 части I Прейскуранта N 10-01;

- платам и сборам, размер которых указан в таблицах N N 17 - 19 приложения 6 части I Прейскуранта N 10-01 и в таблицах N 31, 32 и 34 части I Прейскуранта N 10-01;

абзац утратил силу. - Приказ ФАС России от 01.06.2022 N 419/22.

(см. текст в предыдущей редакции)