1. Общие требования по охране труда
1.1. Настоящая "Инструкция по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в пассажирском хозяйстве ОАО "РЖД" (инструкция) устанавливает требования по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов (осмотрщик) и слесаря по ремонту подвижного состава (слесарь), занятых техническим обслуживанием (ТО), текущим отцепочным (ТР) и деповским ремонтом (ДР) пассажирских вагонов в пунктах технического обслуживания (ПТО), пунктах формирования и оборота составов, пассажирских технических станциях и в вагонных депо (депо) и разработана на основании "Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02.
Настоящая Инструкция не распространяется на работы по ТО, ТР и ДР систем вентиляции и кондиционирования, ремонту холодильных установок.
1.2. К работе по ТО, ТР и ДР пассажирских вагонов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требованиям охраны труда.
В процессе работы осмотрщик и слесарь должны проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, целевые и внеплановые инструктажи по охране труда, а также периодические медицинские осмотры.
1.3. Осмотрщик и слесарь должны иметь не ниже второй группы по электробезопасности.
При выполнении сварочных и строповочных работ осмотрщик и слесарь должны пройти специальное обучение, проверку знаний и иметь соответствующие удостоверения.
Работы на крыше вагонов могут выполнять только лица, прошедшие медицинское освидетельствование для работы на высоте и получившие допуск.
1.4. Во время работы на осмотрщика и слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
а) движущийся подвижной состав;
б) движущиеся транспортные средства;
в) падающие с высоты предметы и инструмент;
г) напряжение электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
д) недостаточная освещенность рабочей зоны;
е) повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
ж) пониженная или повышенная температура и влажность воздуха;
з) повышенная подвижность воздуха рабочей зоны;
и) повышенные уровни шума и вибрации;
1.5. Осмотрщик и слесарь должны знать:
а) действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
б) требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при проведении ТО, ТР и ДР вагонов;
в) звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава.
1.6 Осмотрщик и слесарь должны:
а) проходить по территории депо и железнодорожной станции (станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам, быть внимательными в темное время суток, при гололеде и при плохой видимости;
б) транспортировать запасные части, материалы и другие грузы через пути по транспортным или совмещенным тоннелям, по эстакадам и наземным поперечным настилам;
в) соблюдать меры безопасности в местах движения транспорта, при переходе железнодорожных путей, обходя различные сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье:
1) переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
2) обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
3) проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
г) при прохождении вдоль путей по обочине или посередине междупутья:
1) необходимо идти по одному, друг за другом;
2) обращать внимание на движущиеся по путям подвижные составы;
д) при переходе пути, занятого подвижным составом:
1) пользоваться только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и в отсутствии движущегося по смежному пути другого подвижного состава;
2) при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;
е) при выходе на путь из помещения или из-за зданий, которые затрудняют видимость пути:
1) предварительно убедиться в отсутствии движущегося по пути подвижного состава;
2) в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте;
ж) содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты (СИЗ);
з) уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, знать места расположения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
и) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
к) при работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения использовать для обогрева перерывы в работе согласно графику, утвержденному руководителем подразделения;
л) следовать к проверяемому подвижному составу в составе бригады;
1) об обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции;
2) о возникновении ситуаций, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылками к аварии, а также в случае, если произошел несчастный случай с ним или другим работником;
3) о неисправностях оборудования, инструмента, защитных систем, приспособлений и СИЗ.
1.7. Осмотрщик и слесарь должны выполнять:
а) только входящую в их обязанности или порученную руководителем работу;
б) сигналы, команды и распоряжения руководителя работ;
в) требования, передаваемые диспетчером по громкоговорящей или другой связи;
г) требования запрещающих, предупреждающих, предписывающих или указательных знаков и надписей;
д) требования ручных, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств, а также светофоров.
1.8. Осмотрщик и слесарь должны выполнять требования пожарной безопасности согласно "Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" ЦЛ-ЦУО/448 и "Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности" ВНПБ-03:
а) курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
б) не пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;
в) не подходить с открытым огнем к газосварочному оборудованию, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;
г) не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;
д) не применять неисправные электропроводку и электроприборы;
е) не допускать скопления мусора в производственных помещениях и на рабочих местах, а также не загромождать пути эвакуации, не блокировать аварийные выходы;
ж) уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.9. Осмотрщику и слесарю запрещается:
а) переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом;
б) становиться или садиться на рельсы;
в) садиться на подножки вагонов или локомотивов, а также сходить с них во время движения;
г) находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
д) переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
е) становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе;
ж) производить работы на вагонах со стороны высокой платформы, не оборудованной смотровой канавой;
з) находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
и) находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
к) наступать на электрические провода и кабели;
л) прикасаться к оборванным проводам и другим токоведущим частям;
м) при выполнении работ приближаться самим или с применяемыми приспособлениями к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
н) прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
о) подниматься на крышу вагона, находиться на ней или выполнять какие-либо работы до отключения напряжения и заземления проводов контактной сети, расположенных над составом, и до получения разрешения руководителя работ;
п) прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава до отключения напряжения.
1.10. Осмотрщик и слесарь, обнаружившие обрывы проводов или других элементов контактной сети, свисающие с них посторонние предметы, должны:
а) немедленно сообщить об этом руководителю, поездному диспетчеру или в ближайший районный пункт контактной сети;
б) оградить опасное место до прибытия ремонтной бригады любыми подручными средствами;
в) следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м;
г) в случае попадания в зону "шаговых напряжений" покинуть ее, соблюдая следующие меры безопасности:
1) нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги;
2) передвигаться только "гусиным шагом" - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.
1.11. Осмотрщик и слесарь должны обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно приказа Минздравсоцразвития России N 582н от 22.10.2008 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации".
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.13. Осмотрщик и слесарь должны хранить личную одежду и спецодежду отдельно в шкафчиках в раздевалке, а также следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт. Шкафчики должны содержаться в чистоте и порядке.
Спецодежда не должна сковывать движения.
Головной убор не должен гасить звуковые сигналы.
Осмотрщик и слесарь не должны снимать спецодежду и спецобувь в течение всего рабочего времени.
1.14. Осмотрщик и слесарь должны принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.
Перед едой необходимо мыть руки теплой водой с мылом.
1.15. При транспортировке запасных частей и материалов электрокарами или другими транспортными средствами, предназначенными для передвижения по междупутью с твердым покрытием, груз необходимо укладывать на середину платформы и подклинивать его для предупреждения сдвига. Крупногабаритные детали должны быть уложены, закреплены и не выступать за габариты транспортного средства.
1.16. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции осмотрщиками и слесарями являются служебной обязанностью, а их нарушение является нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей