Утверждены

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 18 января 2013 г. N 21

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ (РЕГИОНАЛЬНЫХ

"ДОРОЖНЫХ КАРТ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА

УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

(2013 - 2018 ГОДЫ)"

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (далее - Программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6909), и планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 650 (далее - "Дорожная карта"), в целях разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - региональная "дорожная карта").

2. Методические рекомендации содержат единые методологические подходы к разработке региональных "дорожных карт".

3. В настоящих методических рекомендациях приводится примерная структурная схема построения региональной "дорожной карты".

4. Региональная "дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 гг. субъекта Российской Федерации.

Утверждение региональной "дорожной карты" должно быть осуществлено нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Региональная "дорожная карта" должна состоять из следующих разделов:

I. - Общее описание региональной "дорожной карты";

II. - план мероприятий.

6. Раздел I "Общее описание региональной "дорожной карты" (далее - Раздел I) представляет собой текстовую часть документа, в которой отражаются проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяются цели региональной "дорожной карты", ожидаемые результаты реализации региональной "дорожной карты", контрольные показатели реализации региональной "дорожной карты".

7. В пункте 1 Раздела I должны быть указаны цели реализации региональной "дорожной карты".

Основной целью реализации региональной "дорожной карты" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.

8. В пункте 2 Раздела I должны быть указаны проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации, и обусловливающие их обстоятельства.

9. В пункте 3 Раздела I указываются цели реализации региональной "дорожной карты", в том числе обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников субъекта Российской Федерации до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

10. В пункте 4 Раздела I должны содержаться ожидаемые результаты реализации региональной "дорожной карты". Кроме общих показателей, характеризующих развитие социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, в данном пункте должны быть указаны такие мероприятия, как:

подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в данной сфере;

подготовка новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения;

развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения (рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 30% работников учреждений социального обслуживания населения с целью увеличения притока кадров в социальные службы за 5 лет не менее чем на 50% от численности работающих в настоящее время);

оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских), предоставляемых гражданам в сфере социального обслуживания населения, на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций (в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда не менее 30%);

сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников (рекомендуется сокращение в размере 15 - 20%);

реализация перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (с указанием предполагаемого увеличения коечной мощности в субъекте Российской Федерации к 2018 г., с разбивкой по годам);

другие мероприятия.

11. В пункте 5 Раздела I должны содержаться контрольные показатели успешной реализации региональной "дорожной карты", которые рекомендуется предусмотреть в соответствии с контрольными показателями, содержащимися в "Дорожной карте".

Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять дополнительные показатели для достижения установленных в субъекте ориентиров, соответствующих поставленным целям.

При выборе контрольных показателей успешной реализации региональной "дорожной карты" в соответствии с порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения:

а) контрольные показатели "Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения" и "Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности" по годам определяются в соответствии с контрольными показателями, предусмотренными в пункте 5 раздела I "Дорожной карты".

Рекомендуемые контрольные показатели должны позволить на основе данных официальной статистической отчетности оценивать результаты реализации мероприятий, предусмотренных в региональных "дорожных картах";

б) под контрольным показателем "Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения со средней заработной платой в регионе" понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе форм, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. N 574.

Контрольный показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом, предусматривающей повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Контрольный показатель определяется как отношение среднемесячной заработной платы социальных работников в субъекте Российской Федерации в отчетном году к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в отчетном году;

в) под контрольным показателем "Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности" понимаются значения, формируемые в соответствии с формой N 3-собес (сводная), форма N 6-собес, утвержденными приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 сентября 2009 г. N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Контрольный показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень привлечения негосударственных учреждений к предоставлению услуг социального обслуживания.

Контрольный показатель определяется как отношение численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации за отчетный год, к общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности в субъекте Российской Федерации за отчетный год;

г) под контрольным показателем "Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий" понимаются значения, формируемые в соответствии с формой N 3-собес (сводная), формой N 4-собес (сводная), утвержденными приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 сентября 2009 г. N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Контрольный показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, их пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг гражданам. Снижение контрольного показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения.

12. В разделе II "План мероприятий" региональной "дорожной карты" (далее - План мероприятий) рекомендуется предусмотреть комплекс стратегических мероприятий, которые позволят осуществлять системную организационную, аналитическую и методическую работу по обеспечению деятельности по максимальному удовлетворению потребности граждан в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания населения, повышению профессионального уровня социальных работников и престижа лиц, имеющих данную специальность, в частности, путем повышения оплаты труда социальных работников.

13. План мероприятий рекомендуется формировать в табличном формате, предусмотренном "Дорожной картой".

14. В План мероприятий рекомендуется включать не менее 6 разделов, в том числе:

раздел "Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения";

раздел "Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания";

раздел "Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию";

раздел "Сокращение очереди на получение социальных услуг";

раздел "Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций";

раздел "Сохранение кадрового потенциала, повышения престижа лиц, имеющих данную специальность, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников".

15. В разделе "Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения" Плана мероприятий рекомендуется предусмотреть мероприятия по анализу положения дел в сфере социального обслуживания населения, способствующие выявлению существующих проблем и подготовке комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения, а также регулярному проведению мониторинга обеспечения комплексной безопасности, санитарно-эпидемиологического состояния, кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания населения; по проведению социологических исследований среди получателей социальных услуг об удовлетворенности качеством и доступностью получаемых ими услуг, а также другие мероприятия, в результате реализации которых могут быть выявлены проблемы, требующие периодического или регулярного или, при необходимости, системного решения.

Предполагается, что итоги социологических исследований среди получателей социальных услуг должны свидетельствовать о постоянном повышении уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг и составить к 2018 г. не менее 95%.

16. Мероприятия раздела "Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания" Плана мероприятий должны быть направлены на обновление (совершенствование) регионального законодательства в сфере социального обслуживания, в частности, после вступления в силу нового Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" - на приведение в соответствие с ним региональных законодательных и нормативных правовых актов.

Особое внимание рекомендуется уделить нормативному урегулированию вопросов внедрения в систему социального обслуживания механизма государственно-частного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг.

17. В Разделе "Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию" Плана мероприятий следует предусмотреть мероприятия по пролонгации на 2014 - 2018 гг. региональных программ, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, а также во взаимодействии с аптечными и медицинскими организациями - меры по полному охвату маломобильных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста услугой по доставке лекарственных препаратов на дом и дальнейшему развитию мобильной социальной службы.

Рекомендуется в рамках межведомственного взаимодействия предусмотреть мероприятия по внедрению в практику учреждений социального обслуживания населения технологии индивидуального социального сопровождения клиентов (семей) социальных служб.

Помимо вышеназванных мероприятий, в данном разделе могут содержаться мероприятия по взаимодействию органов социальной защиты населения с органами управления здравоохранением, образования, внутренних дел, культуры, юстиции, службами занятости населения и другими заинтересованными структурами, касающиеся решения вопросов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан старшего поколения, инвалидов, лиц без определенного места жительства, освобожденных из мест лишения свободы, семей, имеющих в наличии родственников с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью, а также других уязвимых категорий граждан.

18. Раздел "Сокращение очереди на получение социальных услуг" Плана мероприятий должен содержать перечень мероприятий, направленных на ликвидацию к 2018 г. очереди на получение социальных услуг в стационарных учреждениях и на дому, чему должна способствовать реализация в полном объеме в 2012 - 2018 гг. перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также мероприятия по расширению участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам социально-ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей.

В целях развития конкурентной среды в системе социального обслуживания населения при наличии целесообразности в данном разделе рекомендуется предусмотреть мероприятия по переходу на нормативно-подушевое финансирование предоставления социальных услуг гражданам, а также другие мероприятия, способствующие достижению поставленной цели по ликвидации очереди с учетом потребностей и финансовых возможностей субъекта Российской Федерации.

19. Раздел "Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций" Плана мероприятий направлен на осуществление системной работы по повышению качества социальных услуг и эффективного контроля за их предоставлением, а также на повышение ответственности руководителей учреждений социального обслуживания населения.

Рекомендуется включить в данный раздел мероприятия по внедрению независимой системы оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги населению, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности, в том числе с привлечением попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, общественных организаций пенсионеров и инвалидов, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В данном разделе также рекомендуется отразить и другие мероприятия, в том числе направленные на повышение информированности населения о системе социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг.

20. Раздел "Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа лиц, занимающих должности социальных работников, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников" Плана мероприятий должен содержать мероприятия по совершенствованию трудовых отношений и условий оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации, которые рекомендуется осуществлять с учетом реализации Указа, положений Программы и Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г.

В данном разделе рекомендуется предусмотреть:

мероприятие по разработке (внесению изменений и дополнений) до конца 2013 г. показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и основных категорий работников (социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитации инвалидов, медицинские работники, педагогические работники и другие). Разработка указанных показателей должна осуществляться с учетом методических рекомендаций, подготовка которых предусмотрена пунктом 3 приложения N 2 к Программе;

начиная с IV квартала 2013 года, мероприятия, направленные на оказание содействия учреждениям социального обслуживания населения по определению систем нормирования труда, а также на осуществление контроля за соблюдением ими норм статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878);

мероприятия по приведению трудовых договоров руководителей учреждений социального обслуживания населения в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, а также по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения социального обслуживания населения, а также граждан, замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также гражданами, замещающими указанные должности. Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; "Российская газета" от 31 декабря 2012 г., N 302) и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства, 2008, N 52, ст. 6228; "Российская газета" от 31 декабря 2012 г., N 302);

мероприятие по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год;

мероприятия по установлению предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения и определению целевых соотношений в 2013 - 2018 гг. средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания.

Основной персонал учреждений социального обслуживания населения - работники учреждений социального обслуживания населения, непосредственно оказывающие услуги по социальному обслуживанию населения, а также их прямые руководители.

Вспомогательный персонал учреждений социального обслуживания населения - работники учреждений социального обслуживания населения, создающие условия для оказания услуги по социальному обслуживанию населения, включая обслуживание зданий и оборудования.

Административно-управленческий персонал учреждений социального обслуживания населения - работники учреждений социального обслуживания населения, занятые управлением (организацией) оказания социальных услуг населению, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать. Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения рекомендуется определить не более 40%;

мероприятия по повышению квалификации и переподготовке социальных работников с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

Необходимо учесть, что в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения в 2013 - 2014 гг. будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов. Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов "эффективного контракта";

мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации в связи с введением "эффективного контракта" в 2013 - 2018 гг.

"Эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении "эффективного контракта" в соответствии с пунктом 15 приложения N 2 к Программе будут разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в I квартале 2013 г.

Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

В качестве одного из мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта", рекомендуется предусмотреть повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.

Кроме того, рекомендуется в трудовых коллективах, как со стороны администрации учреждений социального обслуживания, так и с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда социальных работников и перехода на "эффективный контракт".

Необходимо иметь в виду, что к категории работников, подпадающих под действие подпункта "е" Указа, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника.

Функциональные обязанности социальных работников, занятых в системе социального обслуживания населения, определяются нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют динамику роста оплаты труда социальных работников в соответствии с Программой исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 г. соотношения размера заработной платы социальных работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечив при этом достижение целевого показателя (100%) к 2018 г.

При этом при решении вопросов повышения оплаты труда социальных работников в целях недопущения несоответствия в оплате труда и оттока квалифицированных кадров путем совершенствования систем оплаты труда, в том числе внедрения показателей эффективности деятельности основных категорий работников, в данном разделе рекомендуется предусмотреть возможность повышения заработной платы работников, занятых в учреждениях социального обслуживания населения на других штатных должностях. Также рекомендуется предусмотреть мероприятия по совершенствованию условий оплаты труда социальных работников, занятых обслуживанием граждан на дому, включая введение часовых тарифных ставок.