Введение

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе является повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

создание "электронного правительства", предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Одновременно необходимо отметить, что подпрограмма "Информационное государство", реализация которой предусмотрена в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, нацелена на разрешение в том числе проблемы, связанной с низким уровнем навыков использования государственными служащими информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время государственные органы активно применяют информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в своей работе, что требует наличия у государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) соответствующих знаний и навыков в данной области. Наличие знаний и навыков в области ИКТ приобретает особую актуальность в связи с переходом в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 октября 2011 г. к оказанию государственных услуг посредством межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия без участия заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, определяются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), включая квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Проведенный Минздравсоцразвития России мониторинг свидетельствует, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, утвержденные нормативными актами государственных органов, в большинстве случаев не дифференцированы по категориям и группам должностей в части объема и специфики знаний и навыков в области использования ИКТ и ограничиваются такими обобщенными формулировками, как "владение компьютером и другой оргтехникой", "владение необходимым программным обеспечением", "наличие навыков пользования современной оргтехникой и программными продуктами" и т.п.

Данный подход к установлению квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в области ИКТ затрудняет формирование представителем нанимателя перечня компетенций, необходимых для выполнения гражданскими служащими возложенных на них должностных обязанностей в соответствующей области профессиональной служебной деятельности, что влечет снижение эффективности исполнения государственных функций.