1. Общие положения

1.1. Государственными администрациями (службами капитанов) морских рыбных портов Российской Федерации с российских и иностранных судов, посещающих эти порты, взимаются судовые портовые сборы и сборы за оказываемые услуги независимо от флага, ведомственной принадлежности и формы собственности на судно.

Тарифные ставки оплат сборов и услуг устанавливаются государственными администрациями (службами капитанов) морских рыбных портов и утверждаются Роскомрыболовством.

1.2. К судовым портовым сборам, взимаемым с судов (судовладельцев), относятся: корабельный, причальный, якорный, лоцманский и за пользование СУДС <*>, маячный и швартовый сборы, сборы за регистрацию судна в порту приписки и за исключение судна из государственных регистрационных документов порта, сборы за нарушение правил плавания и стоянки, за проведение расследования аварийных случаев с судами и канальный сбор.

--------------------------------

<*> Систем управления движением судов.

1.3. К другим сборам, относящимся к экипажам судов, взимаемым в морских рыбных портах, относятся: сборы за оформление отлетов членов экипажей судов за границу и прилетов их из инпортов, сборы за дипломирование и освидетельствование лиц плавсостава, паспортизацию членов экипажей судов и прикомандированных лиц, сборы за нотариальные действия по оформлению документов юридических и физических лиц.

1.4. К сборам за дополнительные услуги, оказываемые в портах, относятся: оплата обучения и освидетельствования на тренажерах: радиолокационном, радиосвязи, по спасательным средствам, по борьбе за живучесть, по использованию индивидуальных дыхательных аппаратов и легководолазного снаряжения, за прием льяльных вод, судового мусора, пищевых отходов и т.п.

1.5. Судовые портовые сборы (п.п. 1.2), сборы за оформление отлетов и прилетов членов экипажей, за дипломирование и освидетельствование специалистов и нотариальные действия (п.п. 1.3) носят обязательный характер, оплачиваются всеми судовладельцами в бесспорном порядке, зависят от действий, осуществленных службами порта и судовладельцами. Сборы, взимаемые за услуги, предоставляемые портом (п.п. 1.4) по обучению и освидетельствованию, прием судовых отходов и пр. относятся к договорным отношениям между администрацией или службой капитана порта и судовладельцем.

1.6. Суда под российским флагом производят оплату в рублях. Портовые сборы и сборы за услуги, предоставляемые иностранным судам, могут оплачиваться в инвалюте.

1.7. Валюта расчетов по сборам и платам за услуги с судов стран СНГ регулируется межгосударственными соглашениями.

1.8. Все сборы и платы за услуги судну и членам экипажа (100%) должны быть оплачены до выхода судна из порта. Капитан порта имеет право отказать судну в выдаче разрешения на выход из порта в случае неоплаты установленных сборов и плат.

1.9. Взимание сборов и плат производится, как правило, с условного объема судна, исчисляемого в куб. м и определяемого произведением трех величин, указанных в мерительном свидетельстве: наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты борта судна.

Взимание сборов и плат может производиться и с валовой вместимости судна, исчисляемой в брутто регистровых тоннах, указанной в мерительном свидетельстве судна. Выбор критериев (объем или вместимость) в каждом порту производится госадминистрацией или службой капитана порта и утверждается Роскомрыболовством одновременно с тарифными ставками сборов и плат за услуги. Вместимость судна менее 1000 бр. рег. тонн принимается за 1000 бр. рег. тонн, кроме судов, не выходящих за пределы портовых вод, плата с которых взимается за фактическую вместимость.

Применительно к транспортным судам, имеющим две и более палуб, а также перевозящих груз на верхней палубе, высота борта, используемая в расчетах, не должна быть менее полуширины судна.

1.10. Стоимость работ и услуг, оказываемых судам, стоящим на якоре (рейде), должна включать дополнительную оплату буксиров и других плавсредств порта по действующим в порту ставкам.

1.11. Ставки сборов, указанных в п.п. 1.2, 1.3, повышаются:

- в рабочие (будние) дни:

с 17.00 до 24.00 и с 00.00 до 08.00 - на 25%;

- в выходные (суббота и воскресенье) и праздничные дни <*>:

с 00.00 до 08.00 - на 100%; с 08.00 до 17.00 - 50%;

с 17.00 до 24.00 - на 100%.

--------------------------------

<*> Официально установленные в Российской Федерации.

Надбавки применяются только к той части стоимости сборов и услуг, которая соответствует фактической продолжительности работ во внеурочное время (овертайм).

1.12. В выставленных судовладельцам (судам) счетах указывается подробный расчет стоимости плат за работы и услуги с указанием ставок, применяемых надбавок (скидок) и затраченного фактического времени (рабочего и сверхурочного).

1.13. При производстве расчетов время округляется до 0,5 часа: время менее 30 мин. приравнивается к 0,5 часа, время более 30 мин. принимается за 1 час. Длина, ширина и высота борта судна округляются до 0,5 м, валовая вместимость - до одной бр. рег. т.

1.14. Тарифные ставки за сборы и услуги не включают налог на добавленную стоимость и иные налоги, предусмотренные законодательством.

1.15. Для дифференциации тарифных ставок за сборы и услуги в зависимости от назначения судна и его фактического использования вводится условная классификация судов по группам (таблица 1.1).

1.16. Суда рыбопромыслового флота, зарегистрированные в морских рыбных портах России и плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, пользуются льготной скидкой по всем сборам и платам - 20% от установленного высшего предела тарифных ставок.

Таблица 1.1

УСЛОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

┌───────────────────────────────────────────────────────┬────────┐

│ Основное предназначение судна │ Группа │

├───────────────────────────────────────────────────────┼────────┤

│Рыбопромысловые суда заграничного плавания │ А │

│То же, ограниченного плавания │ Б │

│Транспортные суда заграничного плавания │ В │

│То же, каботажного плавания │ Г │

│Служебные, учебные, учебно-производственные, │ │

│научно-исследовательские, научно-поисковые суда │ │

│заграничного плавания │ Д │

│То же, ограниченного плавания │ Е │

│Рыбопромысловые боты и лодки, другие суда прибрежного │ │

│плавания │ Ж │

│Суда технического флота для дноуглубительных работ │ З │

│Спортивные суда, туристские и круизные яхты │ │

│заграничного плавания │ И │

│То же, каботажного плавания │ К │

│Транзитные суда │ Л │

│Все суда, совершающие вынужденный заход в порт (для │ │

│укрытия от шторма, пополнения запасов и для медицинских│ │

│надобностей) │ М │

│Военные корабли и суда │ Н │

└───────────────────────────────────────────────────────┴────────┘

Примечания. 1. Рыбопромысловые суда, используемые исключительно для перевозки грузов, считаются транспортными.

2. К транспортным судам относятся: грузовые, пассажирские суда, танкеры и водолеи, несамоходные грузовые суда (баржи, плашкоуты и лихтеры).

3. Учебно-производственные и научно-поисковые суда, осуществляющие промысел, считаются промысловыми (группы А и Б), а используемые для коммерческой перевозки грузов - транспортными судами (группы В и Г). Рыбопромысловые суда, выгружающие продукцию промысла, грузовыми судами не считаются.

4. К транзитным судам относятся суда, проходящие акваторию порта без швартовки к причалам, другим судам, бочкам и сваям, а также без постановки на якорь.

5. К военным кораблям и судам относятся: боевые корабли и вспомогательные суда, плавающие под военно-морскими флагами. Вспомогательные суда ВМФ, осуществляющие грузовые коммерческие перевозки и операции, относятся к транспортным (группы В и Г).