Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для слесаря по ремонту тепловозов (далее - слесарь) и работников других профессий, занятых на техническом обслуживании и текущем ремонте тепловозов в локомотивных ремонтных депо (далее - депо) и на пунктах технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) ОАО "РЖД".

1.2. В депо, ПТОЛ на основе настоящей Инструкции, технологической документации организаций-изготовителей тепловозов и технологического оборудования, используемого при техническом обслуживании и ремонте тепловозов, с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для конкретного рабочего места слесаря или вида выполняемой им работы.

1.3. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в комиссии депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

Вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и оказанию первой помощи пострадавшим при проведении вводного инструктажа по охране труда.

1.4. Слесарь, впервые принятый или переведенный из подразделения в подразделение внутри ОАО РЖД, характер работы которого существенно изменился и который впервые в зимних условиях выполняет работы, связанные с движением поездов, - "первозимник" - должен пройти обучение для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.

1.5. В процессе работы слесарь должен проходить повторные, внеплановые, целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение по охране труда, по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, очередные и внеочередные проверки знаний требований охраны труда, проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (слесарь, имеющий группу по электробезопасности II и выше), инструктажи по электробезопасности (слесарь, имеющий группу по электробезопасности I).

В установленные сроки слесарь должен проходить периодические медицинские осмотры.

1.6. Слесарь, производящий работы по перемещению грузов кранами и обслуживающий это оборудование, должен быть обучен по профессии стропальщик, аттестован и допущен к самостоятельной работе в порядке, установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) ПБ 10-611-03 и другой нормативной документации.

1.7. Ежегодно слесарь должен проходить теоретическое и практическое обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.

1.8. При исполнении служебных обязанностей слесарь должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение о проверке знаний по охране труда и предупредительный талон по охране труда.

1.9. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденным приказом МПС России от 05.03.2004 N 7, общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов, продолжительность работы в ночное время для слесаря должны быть установлены в правилах внутреннего трудового распорядка для работников депо и их производственных подразделений.

1.10. Работники, командируемые для временной работы, по прибытии в структурное подразделение ОАО "РЖД" должны проходить вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.

1.11. Слесарь должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

назначение, устройство и принцип действия дизеля, электрических машин и аппаратов, экипажной части, механического и пневматического оборудования тепловозов;

требования настоящей Инструкции;

электрические схемы тепловозов для проведения технического обслуживания и текущих ремонтов;

требования инструкций по эксплуатации технологического оборудования, испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, пневмо-, электроинструмента и механизмов, используемых при техническом обслуживании и ремонте тепловозов;

технологический процесс ремонта тепловозов в объеме выполняемых им работ;

воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила применения средств индивидуальной защиты;

способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

место хранения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

требования производственной санитарии;

требования пожарной безопасности, порядок прокладки рукавных линий для тушения огня водой от внутренних пожарных кранов и наружных пожарных гидрантов, месторасположение и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения;

нормы и правила работы в электроустановках и с электроинструментом.

1.12. В процессе работы слесарь обязан:

соблюдать требования настоящей Инструкции;

соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда;

содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом;

располагать снимаемые с тепловоза детали и оборудование в специально отведенных местах для дальнейшей транспортировки в ремонт в соответствующие отделения и участки, установленные технологическим процессом;

складывать обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, только в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, стенды, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и крановщиками грузоподъемных кранов;

спускаться в смотровую канаву и подниматься на крышу тепловоза в специально оборудованных местах;

переходить смотровые канавы по переходным мостикам шириной не менее 0,6 м;

обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте;

следить за передвижением единиц подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

использовать средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами;

носить инструмент и измерительные приборы в специальных ящиках или сумках.

1.13. Слесарь, допущенный к выполнению работ по перемещению грузов кранами, должен:

иметь соответствующее удостоверение на право производства работ;

знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком;

знать схемы строповки деталей и узлов (далее - груз) тепловозов;

знать нормы браковки канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

знать правила безопасного перемещения грузов кранами;

иметь понятие об устройстве используемого грузоподъемного механизма (крана) и знать его грузоподъемность;

использовать для работы инвентарные, исправные грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза, соответствующие по грузоподъемности, числу, длине и углу наклона ветвей к вертикали;

знать технологию работ по перемещению грузов, которые могут выполняться только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи электрифицированных путей и линий электропередач.

1.14. Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

а) физические:

движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования;

перемещаемые грузоподъемными механизмами грузы;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень инфразвуковых и ультразвуковых колебаний;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) <*>;

--------------------------------

<*> К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от не огражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов, работы на высоте должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса и страховочного каната и защитной каски (ссылка на Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000).

физические перегрузки.

б) химические:

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны; контакт с химическими веществами.

в) биологические: патогенные микроорганизмы.

1.15. В соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.10.2008 N 582Н, слесарь по ремонту тепловоза должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты:

костюм "Механик-Л" или комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;

ботинки (или сапоги) юфтевые на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском;

фартук из прорезиненной ткани;

перчатки с полимерным покрытием;

нарукавники из полимерных материалов;

каска защитная;

жилет сигнальный 2 класса защиты;

При выполнении работ виброинструментом дополнительно:

рукавицы виброзащитные или перчатки виброзащитные;

При выполнении работ по мойке мелких деталей локомотивов дополнительно:

очки защитные;

перчатки резиновые;

Зимой дополнительно:

комплект для защиты от пониженных температур "Осмотрщик";

белье нательное утепленное в III, IV и особом поясах к комплекту для защиты от пониженных температур "Осмотрщик";

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные).

При выполнении работ, связанных с повышенным уровнем шума, слесарь должен быть обеспечен средствами защиты органов слуха (наушниками противошумными, антифонами, берушами);

При выполнении работ, связанных с возможностью травмирования глаз (работа с ударным пневмоинструментом, на станочном оборудовании, работа с химически активными веществами, пылеобразующими работами), слесарь должен быть обеспечен защитными очками.

Работникам, привлекаемым к работам на высоте, дополнительно выдаются пояс предохранительный, страховочный канат и каска защитная как "дежурная".

Слесарю, выполняющему производственные операции в стесненных (замкнутых) пространствах, для защиты головы от вертикальных и боковых ударов о неподвижные предметы и ограждения дополнительно выдается каскетка со сроком носки 1 год.

В зависимости от характера выполняемых работ могут дополнительно выдаваться щитки защитные лицевые, респираторы, полумаски со сменными фильтрами, маски со сменными фильтрами, наушники, диэлектрические перчатки, наколенники и другие средства индивидуальной защиты со сроком носки "до износа" или как "дежурные".

Полный перечень средств индивидуальной защиты участков производств, на которых занят работник, утверждается руководителем депо в зависимости от местных условий на основании "Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.10.2008 N 582Н, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вся специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть сертифицированы.

1.16. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать "Правилам обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н, и устанавливаться руководителем депо в зависимости от местных условий.

Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в специально оборудованных местах санитарно-бытовых помещений.

Выносить спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за пределы территории предприятия запрещается.

1.17. Слесарь обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать спецодежду и спецобувь в химчистку (стирку) и ремонт, а также содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке.

1.18. Слесарь, имеющий контакт с маслами, нефтепродуктами и с другими вредными и опасными химическими веществами, должен применять смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с "Нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств", утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н.

При возникновении раздражения кожных покровов необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя и обратиться за медицинской помощью в здравпункт.

1.19. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных бытовых помещениях.

1.20. Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам.

Запрещается пользоваться непитьевой водой или питьевой водой из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи. Емкости с техническими жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ и храниться в установленных местах.

1.21. В случае получения травмы на производстве или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), слесарь должен поставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

В случае получения травмы на производстве другим работником или ухудшения состояния его здоровья слесарь должен принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, немедленно сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю и сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц.

1.22. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств защиты, освещения, отопления, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, слесарь обязан прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, оповестить окружающих, при необходимости вывести людей из опасной зоны и принять меры к ограждению опасного места.

1.23. Слесарю запрещается:

приступать к выполнению работы без прохождения в установленном порядке инструктажей по охране труда и очередной проверки знаний требований охраны труда;

приступать к выполнению работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без получения от мастера (бригадира) целевого инструктажа о безопасных методах ее выполнения;

приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующими инструкциями, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

находиться на поворотном круге, в смотровой канаве (пониженной площадке смотровой канавы) депо, ПТОЛ, в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!" во время производства маневров подвижного состава, ввода (вывода) теплоовоза в (из) депо, ПТОЛ;

производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту тепловоза во время проведения вибродиагностики узлов локомотива;

находиться под тепловозом, на его крыше, подножке или лестнице во время производства маневров, вводе тепловоза в депо, ПТОЛ и его выводе;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легкодоступным токоведущим частям;

заходить за защитные ограждения электрооборудования без разрешения ответственного лица;

открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

наступать на электрические провода и кабели;

самостоятельно выполнять ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

снимать ограждения вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

чистить и смазывать механизмы во время их работы;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности;

находиться в проеме открытых шторных ворот или при их подъеме и опускании;

переходить в неустановленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

производить работу, если пол на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ);

мыть руки в эмульсии, масле, керосине, дизтопливе и вытирать их загрязненными обтирочными материалами или древесной стружкой;

использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих должностных обязанностей, кроме специально отведенных мест для отдыха;

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.24. При нахождении на железнодорожных путях (далее - пути) слесарь обязан соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением единиц подвижного состава;

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава следует сойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. При вынужденном нахождении между поездами, движущимися по соседним путям, необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно оси пути;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 20.03.2015 N 704р)

(см. текст в предыдущей редакции)

при пропуске проходящего подвижного состава располагаться к нему лицом;

переходить путь, занятый подвижным составом, необходимо по переходным площадкам вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее, руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед спуском с переходной площадки вагона следует убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, осмотреть место схода. В темное время суток необходимо пользоваться фонарем. Запрещается спрыгивать (запрыгивать) со ступенек вагона;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от их автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м.

При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасного перемещения.

1.25. При выполнении работ вблизи железнодорожных путей слесарь должен находиться в застегнутом сигнальном жилете со световозвращающими накладками и надписью с указанием о наименовании принадлежности к структурному подразделению и хозяйству.

1.26. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать перед приближающимся подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска подвижного состава;

подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через железнодорожные пути;

находиться в междупутье во время следования поездов по смежным путям;

становиться или садиться на рельс;

запрыгивать на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

переходить через стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал.

1.27. Слесарь должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком "Место для курения";

не пользоваться открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов, у газосварочных аппаратов, газовых баллонов, окрасочных камер и аккумуляторных батарей;

не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;

не входить с открытым огнем в аккумуляторное отделение и дизельное помещение тепловоза, а также в помещения депо, ПТОЛ с категорией по пожарной и взрывопожарной опасности А, Б, В1 - В4;

не хранить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества в помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

использованные обтирочные материалы собирать в предназначенные для этих целей контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой;

не использовать электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

не оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

не размещать (не складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

не использовать для затемнения электроламп (светильников) бумагу, ткань и другие горючие материалы;

не использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы и другие);

не допускать загромождения тарой, материалами и оборудованием проходы и проезды к средствам пожаротушения, эвакуационным выходам.

1.28. Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.