I. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при экипировке локомотивов топливом, смазкой, маслом, охлаждающей водой, песком.

1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях ОАО "РЖД" разрабатываются инструкции по охране труда при экипировке локомотивов с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.3. К работам по экипировке локомотивов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, инструктажи и обучение по охране труда, пожарной безопасности, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

Вновь принимаемые на работу работники, производящие экипировку локомотивов (далее - работники), должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим при вводном инструктаже.

Работники, впервые принятые на работу, или переведенные из других структурных подразделений с существенным изменением характера работы, должны пройти обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

1.4. В процессе работы работник должен проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке инструктажи и обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму, оказанию первой помощи пострадавшим, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.

1.5. Работник, обслуживающий локомотивы на путях с действующей контактной сетью, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV.

1.6. Работник должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

конструкцию и назначение экипировочных устройств локомотивов;

расположение на локомотиве трубопроводов, задвижек и других устройств для заправки топливом, смазочными материалами, охлаждающей водой и песком;

воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов, негабаритные места в зоне выполнения работ;

безопасные приемы выполнения работ;

способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

место хранения аптечки первой помощи;

места расположения первичных средств пожаротушения и сигналы оповещения при пожаре;

требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

требования настоящей Инструкции.

1.7. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав;

движущиеся транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы;

подвижные части насосного, сливного, подъемно-транспортного и другого оборудования;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенные уровни шума и вибрации насосного и компрессорного оборудования;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная и пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны при работе на открытом воздухе;

химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;

физические перегрузки;

работы на высоте. <1>

--------------------------------

<1> К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. (Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000).

1.8. В процессе работы работник обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда;

содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом;

обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, складывать только в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, оборудование, приспособления, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и крановщиками грузоподъемных кранов;

подниматься на крышу локомотива только в специально оборудованных местах;

следить за передвижением единиц подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

при выполнении работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами использовать средства индивидуальной защиты;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.9. При возникновении пожаровзрывоопасной аварийной ситуации работники могут подвергаться воздействию опасных факторов взрыва и пожара.

1.10. В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582Н, работник должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты:

по заправке смазкой и маслом локомотивов:

костюм "Механик-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

перчатки с полимерным покрытием;

фартук из прорезиненной ткани;

очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;

нарукавники из полимерных материалов;

по сушке и подаче песка на локомотивы:

комбинезон для защиты от нетоксичной пыли в комплекте со шлемом;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве с высокими берцами;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;

респиратор противоаэрозольный;

плащ для защиты от воды;

по снабжению охлаждающей водой тепловозов, а также по заливке антинакипина:

костюм для защиты от кислот;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

фартук из прорезиненной ткани;

перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов;

очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;

перчатки с полимерным покрытием;

сапоги из поливинилхлоридного пластиката;

нарукавники из полимерных материалов;

по подаче топлива на паровозы:

комбинезон для защиты от нетоксичной пыли в комплекте со шлемом;

плащ для защиты от воды;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

перчатки с полимерным покрытием;

перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов маслобензостойкие;

респиратор противогазоаэрозольный;

очки защитные открытые;

нарукавники из полимерных материалов;

по подаче жидкого топлива на локомотивы:

костюм для защиты от механических воздействий, воды и щелочей;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

перчатки с полимерным покрытием;

нарукавники из полимерных материалов;

фартук из прорезиненной ткани;

очки защитные закрытые или щиток защитный лицевой;

плащ для защиты от воды;

на наружных работах зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

перчатки, утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР Ж.Д." в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные).

1.11. В соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Минтруда России от 04.10.2000 N 68, работник должен быть обеспечен предохранительным поясом со страховочным канатом и каской.

1.12. При проведении работ в зоне железнодорожных путей работник должен быть обеспечен сигнальным жилетом со световозвращающими полосами и с нанесенным трафаретом, указывающим его принадлежность к структурному подразделению.

Запрещается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами. Сигнальный жилет должен быть одет на спецодежду и застегнут.

1.13. Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в специально оборудованных местах санитарно-бытовых помещений. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Межотраслевым правилам обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, и устанавливаться руководителем депо в зависимости от местных условий.

Выносить спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за пределы территории предприятия запрещается.

1.14. Работник обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды, своевременно сдавать ее в химчистку (стирку) и ремонт, а также содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке.

1.15. Работник, имеющий контакт с нефтепродуктами и другими химическими веществами, должен применять смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (далее - Типовые нормы).

При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.

1.16. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных бытовых помещениях.

Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам.

Запрещается пользоваться не питьевой водой или питьевой водой из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи. Емкости с техническими жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ и храниться в установленных местах.

1.17. Работник при исполнении служебных обязанностей должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение и предупредительный талон по охране труда.

1.18. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник должен поставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя. В случае получения травмы другим работником необходимо принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о случившемся непосредственного или вышестоящего руководителя.

1.19. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, работник обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.

1.20. Работнику запрещается:

приступать к выполнению работы, не пройдя в установленном порядке инструктажи по охране труда и очередную проверку знаний требований охраны труда;

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от непосредственного руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующей инструкцией, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

находиться в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!" во время маневров подвижного состава;

приступать к выполнению своих прямых обязанностей по экипировке локомотива без его закрепления установленным порядком;

обслуживать и ремонтировать экипировочные устройства в процессе экипировки локомотива;

находиться при экипировке локомотива в смотровой канаве;

эксплуатировать экипировочное оборудование с признаками подтекания и с неисправной предохранительной аппаратурой;

подниматься и выходить на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом или проводами воздушной линии электропередачи и при наличии напряжения в контактной сети экипировочной позиции;

подниматься через барьер или заградительную сетку экипировочной площадки с одной экипировочной позиции на другую;

производить какие-либо работы по экипировке подвижного состава во время производства маневров;

заходить за защитные ограждения электрооборудования;

прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

применять нестандартные электронагревательные приборы;

пользоваться приборами с открытыми нагревательными элементами и оставлять их без присмотра включенными в сеть;

использовать поврежденные розетки, рубильники, автоматические выключатели;

самостоятельно выполнять ремонт вышедшего из строя электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;

прикасаться к проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций. Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м, следует принять все необходимые меры к ограждению этого опасного места и сообщить о случившемся вышестоящему руководителю;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

переходить в не установленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

производить работу, если пол (настил) на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ);

мыть руки в эмульсии, масле, керосине и вытирать их обтирочными материалами или древесной стружкой;

использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах, кроме специально отведенных мест для отдыха;

допускать нахождение на экипировочной позиции посторонних лиц;

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.21. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:

до места работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам служебного прохода;

проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;

переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись в том, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

перед спуском с переходной площадки вагона необходимо осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а в темное время суток пользоваться фонарем. Запрещается спрыгивать со ступенек вагона;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожных путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, только если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением подвижного состава, автомобилей и другого транспорта;

при пропуске располагаться лицом к проходящему подвижному составу;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3080р)

1.22. При нахождении на железнодорожных путях работнику запрещается:

становиться или садиться на рельс;

ходить внутри колеи и по концам шпал;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

находиться на подножках вагонов или локомотивов, запрыгивать и сходить с них во время движения;

переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) движущегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска состава;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3080р)

(см. текст в предыдущей редакции)

подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через железнодорожные пути.

1.23. При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасного перемещения.

1.24. Работник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком "Место для курения";

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

не пользоваться открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов;

не хранить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества в помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

не использовать электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

использованные обтирочные материалы собирать в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой;

не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;

не применять для работы инструмент, образующий искры;

не допускать загромождения материалами и предметами проходы и проезды к средствам пожаротушения, эвакуационным выходам.

1.25. Все работники, связанные с экипировкой локомотивов, обязаны знать и выполнять требования охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии, знать и применять средства индивидуальной защиты, а также уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.26. За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.