IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

48. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке заключается в определении вида рынка, к которому относится товарный рынок: рынок с неразвитой конкуренцией или рынок с развитой конкуренцией.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке используется при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 2 настоящей Методики. При прочих равных условиях считается, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на товарном рынке с неразвитой конкуренцией, имеет большую возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, чем хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на товарном рынке с развитой конкуренцией.

49. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров для входа на товарный рынок (определяется в соответствии с разделами VII и VIII настоящей Методики).

Высокий уровень концентрации товарного рынка, присутствие труднопреодолимых барьеров для входа на товарный рынок, наличие выявленных в результате анализа товарного рынка признаков ограничения конкуренции, указанных в подпункте 15 пункта 2 Протокола, свидетельствуют о возможности отнесения товарного рынка к рынку с неразвитой конкуренцией.

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 N 148)

(см. текст в предыдущей редакции)

Низкий уровень концентрации товарного рынка, отсутствие барьеров для входа на товарный рынок, отсутствие признаков ограничения конкуренции свидетельствуют о возможности отнесения товарного рынка к рынку с развитой конкуренцией.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке дается с учетом длительности периода, в течение которого возможно оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на товарном рынке.

50. В случае если указанных в пункте 49 настоящей Методики характеристик недостаточно для определения вида рынка, к которому относится товарный рынок, то анализируются:

а) поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке (в соответствии с пунктом 51 настоящей Методики);

б) результаты хозяйственной деятельности (в соответствии с пунктом 52 настоящей Методики);

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 N 148)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) факторы, способствующие ограничению конкуренции (в соответствии с пунктом 53 настоящей Методики).

51. Анализ поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляется с целью установления дополнительных факторов, которые воздействуют на состояние конкуренции, и включает в себя:

а) изучение инновационной деятельности (в частности, определение приоритета участников товарного рынка: обновление ассортиментного ряда или снижение издержек производства);

б) изучение маркетинговой стратегии продавцов (в частности, определение способов борьбы участников товарного рынка за увеличение доли на нем);

в) установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным покупателям (группе покупателей);

г) при наличии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках - оценку последствий такого нарушения для конкуренции.

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 N 148)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. При анализе результатов хозяйственной деятельности могут рассматриваться:

а) динамика цен на товарном рынке;

б) динамика объема товарного рынка и спроса (в том числе наличие необеспеченного спроса и возможностей расширения спроса);

в) стабильность долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

г) частота появления на товарном рынке новых товаров.

53. К факторам, способствующим ограничению конкуренции на товарном рынке, могут относиться:

а) наличие барьеров для распространения информации о взаимозаменяемых товарах;

б) наличие значительной доли вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов;

в) снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально интегрированными;

г) доминирующее положение вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, на одном из смежных товарных рынков, на которых обращаются комплектующие, сырье и иные необходимые ресурсы, используемые в производстве товара, или на которые товар последовательно поступает в процессе своего перемещения от производителя к потребителю.