Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Дежурный по станции должен выполнять работу, которая определена его должностными обязанностями, была поручена поездным диспетчером, руководителем смены - станционным (маневровым) диспетчером (при наличии). При выполнении работы он должен соблюдать требования техническо-распорядительного акта, технологического процесса (карты) работы железнодорожной станции, настоящей Инструкции.

3.2. Дежурный по станции до начала технологического перерыва в работе должен докладывать станционному (маневровому) диспетчеру (при наличии), поездному диспетчеру о своем местонахождении, а после его окончания - о готовности приступить к работе.

3.3. Перед выходом на железнодорожные пути дежурный по станции должен:

застегнуть спецодежду на все пуговицы, заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали и не стесняли движения;

надеть сигнальный жилет поверх одежды, полностью застегнуть;

освободить карманы от посторонних предметов с острыми краями, оставить в бытовом помещении мобильный телефон и другие электронные устройства, снижающие внимание.

3.4. При нахождении на железнодорожных путях дежурный по станции должен:

следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода;

соблюдать меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях, указанные в п. 1.16 - 1.18 настоящей Инструкции;

при производстве маневровой работы на путях станции - внимательно следить за передвижениями маневрового состава, пользоваться информацией, передаваемой руководителем маневровой работы (составителем поездов, кондуктором (главным) грузовых поездов), своевременно уходить в безопасное место;

следить за движением поездов и маневровых составов и слушать сигналы;

соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками "Осторожно! Негабаритное место" и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 09.12.2014 N 2902р)

в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 09.12.2014 N 2902р)

3.5. В случае нахождения на железнодорожных путях вблизи охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить работу, по решению караульного - в его присутствии.

3.6. При встрече поезда дежурный по станции во время прибытия и отправления поезда должен заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м и железнодорожного пути - 2,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением.

3.7. Работу по закреплению вагонов на железнодорожных путях дежурный по станции (при возложении на него данных должностных обязанностей) должен производить после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (тормозных упоров).

При закреплении стоящих вагонов тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках комбинированных (рукавицах).

При закреплении вагонов на путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:

непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;

перед крестовиной стрелочного перевода;

на наружный рельс кривой.

Дежурному по станции запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущиеся вагоны,

при укладке тормозного башмака заходить в колею пути,

подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков для закрепления вагонов.

Изъятие тормозных башмаков требуется производить специальным крючком или рукой в перчатках комбинированных или рукавицах, держась за рукоятку тормозного башмака.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей головкой;

с покоробленной и изогнутой подошвой;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы;

с ослабленным креплением головки с подошвой;

с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, дежурный по станции должен на специальных стеллажах (в служебных помещениях) согласно требованиям техническо-распорядительного акта железнодорожной станции.

3.8. В случае необходимости нахождения на централизованной стрелке (перевод курбелем, проверка правильности приготовления маршрута, осмотра при невозможности перевода ее с пульт-табло - в условиях нарушения работы устройств СЦБ) дежурный по станции должен:

следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода,

при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи пути;

во время перевода стрелки следить за движением поездов и маневровых составов;

слушать сообщения по громкоговорящей связи и радиосвязи;

в темное время суток и в условиях плохой видимости использовать ручной фонарь.

3.9. Передачу документов локомотивной бригаде поезда (подвижной единицы) дежурный по станции:

производит в установленных местах (отраженных в инструкции по охране труда или технологическом процессе работы железнодорожной станции);

после вручения документов должен отойти на безопасное расстояние и возвращаться в служебное помещение установленным порядком, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

3.10. Требования безопасности при работе на персональных компьютерах (ПК) и видеодисплейных терминалах (ВДТ).

3.10.1. Эксплуатацию ПК и ВДТ следует осуществлять в соответствии с документами данного оборудования.

Включать ПК и ВДТ следует в электросеть через штепсельные розетки с защитным заземлением. В случае сбоя в работе оборудования следует, отключив его от источника электропитания, вызвать специалиста по обслуживанию данного оборудования.

При работе на ПК и ВДТ дежурный по станции должен:

содержать в чистоте и порядке свое рабочее место и вверенное ему оборудование;

удаление пыли с поверхности ПК и ВДТ следует производить сухой салфеткой при отключенном источнике электропитания.

3.10.2. Дежурному по станции запрещается:

эксплуатировать неисправное оборудование,

применять для удаления загрязнений и пыли растворители,

размещать нагревательные электроприборы вблизи ПК и ВДТ,

прикасаться к задней панели системного блока,

переключать разъемы кабелей оборудования,

допускать попадание влаги на поверхность ПК и ВДТ,

дергать за провод для электроснабжения ПК, ВДТ для отключения,

натягивать, перекручивать и перегибать провод для электроснабжения ПК, ВДТ,

ставить на провод для электроснабжения ПК, ВДТ посторонние предметы.

3.10.3. При работе на ПК дежурному по станции следует периодически изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, при отсутствии производственной необходимости по согласованию с поездным диспетчером использовать перерывы в работе на ПК для отдыха и выполнения профилактических комплексов упражнений согласно инструкции по охране труда для пользователей ПК (ВДТ).

При 12-часовой рабочей смене перерывы необходимо делать через 2 и 4 часа от начала рабочей смены, через 2 часа после обеденного перерыва и через каждый час в течение последних 4 часов работы. Продолжительность каждого перерыва должна быть 15 - 20 минут.