Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Цель 3. Повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами федерального имущества, переданными на вещном праве федеральным организациям, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации

Цель 3. Повышение эффективности модели управления

компаниями с государственным участием, действенное

управление объектами федерального имущества, переданными

на вещном праве федеральным организациям, находящимися

в федеральной собственности земельными участками, а также

имуществом, составляющим государственную

казну Российской Федерации

В качестве приоритетного направления государственной политики в течение последних лет осуществляются мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным имуществом, включая повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием.

Приняты меры по повышению эффективности деятельности органов управления компаний с государственным участием, в том числе путем расширения практики избрания профессиональных директоров в советы директоров (наблюдательные советы) обществ, а также формирования специализированных комитетов при советах директоров.

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации завершаются мероприятия по исключению из составов советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, лиц, входящих в состав Администрации Президента Российской Федерации, и включения в составы советов директоров профессиональных директоров. Проводятся корпоративные мероприятия по обеспечению избрания председателями советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием лиц, не являющихся государственными служащими.

В целях повышения ответственности профессиональных директоров подготовлены предложения по внедрению в практическую деятельность компаний с государственным участием принципов страхования ответственности профессиональных директоров за принимаемые решения.

Организована работа по утверждению акционерными обществами документов стратегического планирования и отчетности, включая ключевые показатели эффективности деятельности, средне- и долгосрочные программы развития, программы инновационного развития, а также методики расчета показателей снижения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в расчете на единицу продукции из расчета не менее чем на 10 процентов в год в течение трех лет.

Инициированы мероприятия по принятию обществами программ отчуждения непрофильных активов, а также отчуждению находящихся в собственности холдинговых структур акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, действующих в конкурентных секторах экономики.

В целях повышения степени контроля за принимаемыми решениями об участии либо о прекращении участия компаний с государственным участием в других организациях принято решение <1> о рассмотрении данных вопросов на заседаниях советов директоров (наблюдательных советах) обществ.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1214 "О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями".

В отношении компаний с государственным участием последовательно реализуется дивидендная политика, позволяющая при гарантированном дивидендном минимуме оставлять в распоряжении акционерных обществ средства, необходимые для финансирования индивидуальных программ развития компаний.

Вместе с тем сохраняются вопросы, требующие комплексного решения, включая реализацию программ отчуждения непрофильных активов, организацию закупочной деятельности на основе единообразных правил и процедур, повышение информационной прозрачности текущей деятельности, открытости подготовки и принятия управленческих решений, а также повышение эффективности работы органов управления, в том числе расширение практики привлечения профессиональных директоров в органы управления, внедрение механизмов их независимой оценки, привлечение управляющих компаний.

Необходимые правовые основания для проведения соответствующих мероприятий в целом сформированы.

Задача по повышению эффективности, открытости и прозрачности управления актуальна и в отношении федеральных государственных унитарных предприятий.

В рамках реализации ранее принятых решений в течение последних лет проводились мероприятия по оптимизации количественного состава федеральных государственных унитарных предприятий, а также по максимизации части чистой прибыли этих предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

Однако, несмотря на положительные тенденции, анализ текущей ситуации показывает недостаточную эффективность существующей системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, в том числе в части контроля за осуществлением предприятиями финансово-хозяйственной деятельности, включая ее надлежащее планирование, что в целом подтверждает необходимость постепенного отказа от института права хозяйственного ведения.

Так, несмотря на принятые решения по усилению роли отраслевых федеральных органов исполнительной власти, а также повышению ответственности руководителей предприятий <1> до настоящего времени не обеспечена регистрация прав на закрепленные за предприятиями объекты федерального недвижимого имущества и земельные участки, что в ряде случаев препятствует их преобразованию в акционерные общества, проведению реорганизационных мероприятий, в том числе в рамках формирования вертикально-интегрированных структур.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188.

Также не завершена работа по ликвидации федеральных государственные унитарных предприятий, фактически не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, по реорганизации либо санации этих предприятий, находящихся в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

В целях обеспечения эффективности и прозрачности управления федеральными государственными унитарными предприятиями, а также усиления контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью приняты решения, создавшие правовую основу для:

формирования стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий;

повышения статуса программы деятельности федеральных государственных унитарных предприятий с отражением совершения сделок, направленных на выполнение мероприятий по развитию предприятий;

расширения требований к прозрачности и открытости деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе путем размещения сведений в сети Интернет;

утверждения перечня федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых повышен уровень принятия решений по отдельным вопросам <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 499, распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р.

Принимая во внимание изложенное, ключевыми задачами являются:

а) повышение эффективности управления компаниями с государственным участием, что предусматривает:

внедрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием, основанных на принципах открытости, независимости проведения, а также сопоставимости;

обеспечение публичности сохраняемых в федеральной собственности компаний с государственным участием путем поэтапного вывода компаний на организованный рынок ценных бумаг;

ограничение приобретения компаниями с государственным участием и их дочерними и зависимыми обществами акций (долей) хозяйственных обществ путем реализации нормативно установленных процедур согласования принятия соответствующих решений;

подготовку и реализацию компаниями с государственным участием, подлежащими сохранению в федеральной собственности, программ отчуждения непрофильных активов в целях оптимизации корпоративной структуры и привлечения инвестиций, в том числе для финансирования инвестиционных программ;

реализация конкурсной модели осуществления закупочной деятельности;

обеспечение реализации нормативно установленных принципов дивидендной политики, предусматривающих выплату гарантированного минимума дивидендов Российской Федерации как акционеру при соблюдении интересов иных акционеров, утверждение положений о дивидендной политике в компаниях с государственным участием;

б) повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием, в том числе путем:

обеспечения перехода на международные стандарты отчетности, а также внедрения иных элементов передового корпоративного законодательства;

расширения практики внедрения документов стратегического планирования деятельности компании с государственным участием (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития);

установления совместно с профессиональными общественными объединениями квалификационных требований к профессиональным директорам, предусматривающих наличие опыта, определенных компетенций и навыков, подтвержденных общепризнанными мировыми сертификатами;

расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров, а также оценки эффективности их деятельности;

повышения действенности органов управления компаний с государственным участием, в том числе совершенствования порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов, привлечение профессиональных директоров, а также расширение практики проведения ротации аудиторских компаний;

упрощения корпоративных процедур в компаниях малого и среднего бизнеса, в том числе путем перехода к формированию советов директоров по территориальному либо отраслевому принципу;

совершенствования института специального права Российской Федерации на участие в управлении акционерными обществами ("золотой акции"), вплоть до отказа;

обеспечения учета прав миноритарных акционеров на доступ к информации компаний с государственным участием, их дочерних и зависимых обществ;

утверждения и реализации принципов совершения компаниями с государственным участием корпоративных действий, обеспечивающих прозрачность их совершения, учет мнения иных акционеров и защиту их прав;

в) повышение эффективности деятельности вертикально-интегрированных структур и холдингов, в том числе путем:

оптимизации корпоративной структуры;

расширения практики привлечения профессиональных директоров в органы управления, в том числе в органах управления дочерних и зависимых обществ;

распространения принципов корпоративного управления на государственные корпорации;

г) совершенствование механизмов реализации прав Российской Федерацией как акционера в отношении открытых акционерных обществ, в том числе путем:

поэтапного отказа от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижения установленных показателей деятельности, страхованием их ответственности;

развития механизмов взаимодействия федеральных государственных органов с лицами, входящими в органы управления, иными акционерами.

Важной составляющей достижения цели эффективного управления федеральным имуществом является обеспечение действенного управления объектами федерального имущества, закрепленным за федеральными организациями, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации. В период действия Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024, предусмотрена нормативная обязательность рыночной оценки и проведения торгов для вовлечения объектов федерального имущества в хозяйственный оборот, законодательно расширены требования к информационному сопровождению сделок по распоряжению объектами недвижимого имущества, установлены правила отчуждения имущества из государственной собственности и передачи имущества во временное владение и пользование.

В рамках выполнения решения Президента Российской Федерации, а также Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение последних лет последовательно проводилась работа по разграничению прав собственности публично-правовых образований на объекты культурного наследия, которые до 27 декабря 1991 г. являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения, а также по формированию реестров федерального имущества, передаваемого государственным академиям наук. В течение ближайшего времени данную работу необходимо завершить.

Однако анализ существующей системы управления объектами федеральной недвижимости показывает на необходимость усиления регулирования деятельности правообладателей в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также завершения мероприятий по оформлению в установленном порядке прав на эти объекты, включая внесение сведений о них в реестр федерального имущества.

Актуальной задачей также является оптимизация состава имущества государственной казны Российской Федерации, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Вместе с тем, сложившаяся ситуация характеризуется дефицитом объектов федеральной недвижимости для размещения федеральных государственных органов, некоммерческих организаций, а также в ряде случаев неудовлетворительным состоянием зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Для целей обеспечения эффективного управления и сохранности федерального имущества во всех субъектах Российской Федерации проведена инвентаризация федерального имущества, переданного государственным академиям наук, а также земельных участков, предоставленных указанным академиям наук, выработаны предложения по обеспечению его эффективного использования.

Также важным направлением является обеспечение предоставления земельных участков, на которых расположены находящиеся в собственности юридических или физических лиц здания (строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности), а также переоформление прав на земельные участки в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Так, по состоянию на конец третьего квартала 2011 г. проведена приватизация федеральных участков собственникам объектов недвижимости, на которых они находятся, суммарной площадью 1 005 га.

Принимая во внимание изложенное, основными задачами для достижения указанной цели являются:

д) обеспечение эффективного управления, целевого использования и сохранности объектов федерального имущества федеральных организаций путем:

законодательной унификации процедуры вовлечения объектов федерального недвижимого имущества в оборот преимущественно на торгах, проводимых в том числе в электронной форме;

повышения эффективности управления федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными организациями, а также проработки возможности предоставления им этого имущества на иных основаниях;

развития механизмов частно-государственного партнерства при управлении объектами федерального недвижимого имущества, включая концессионные соглашения, разработку и реализацию проектов по развитию инфраструктурных объектов, находящихся в федеральной собственности;

внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования федерального недвижимого имущества, переданного на вещном праве федеральным организациям, в том числе используемого по договорам третьими лицами;

обеспечения сохранности федерального имущества путем страхования рисков при его передаче в пользование третьих лиц, а также соблюдения охранных обязательств в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации;

создания условий по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами федерального недвижимого имущества;

совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания имущественной поддержки путем предоставления государственного имущества на основании унификации процедур и информационной открытости;

развития единого информационного пространства проведения торгов по предоставлению федерального недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование либо вовлечению в оборот иным образом;

разработки и реализации программы отчуждения непрофильных активов федеральных организаций, сохраняемых в федеральной собственности;

е) минимизация количества объектов, составляющих государственную казну Российской Федерации (временное состояние нахождения федерального имущества), для чего предлагается:

нормативно установить ограничения по нахождению в государственной казне Российской Федерации объектов, имеющих "отраслевую принадлежность", а также стимулировать к передаче объектов отраслевым организациям либо передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

внести изменения в гражданское законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы наследования имущества, предусмотрев законодательное определение муниципальных образований и городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург в качестве наследников выморочного имущества;

внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, в том числе путем создания условий для использования электронных торгов;

внести изменения в нормативные правовые акты с целью совершенствования порядка перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, в том числе уточнения оснований для принятия решений о передаче имущества;

обеспечить достаточное финансирование содержания федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также нормативное закрепление принципа следования финансирования за объектом в случае его передачи федеральной организации, отчуждения иному публично-правовому образованию, в том числе в целях обеспечения использования по целевому назначению;

обеспечить передачу находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения религиозным организациям в безвозмездное пользование либо в собственность для использования по целевому назначению;

обеспечить безусловный приоритет возмездности передачи в пользование и вовлечения в оборот с определением исключительных случаев предоставления федерального недвижимого имущества на безвозмездной основе;

обеспечить вовлечение имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в том числе объектов незавершенного строительства, в хозяйственный оборот путем передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность для обеспечения экономической основы их деятельности, а также продажи его на конкурсной основе;

ж) обеспечение имущественной основы деятельности федеральных органов государственной власти, а также иных организаций в случаях, установленных нормативными правовыми актами, в том числе путем:

проведения мероприятий по размещению соответствующих организаций в зданиях, отвечающих современным требованиям к эксплуатации и решению возложенных на органы власти полномочий;

нормативного урегулирования случаев строительства либо приобретения объектов недвижимого имущества в федеральную собственность с определением целей, для достижения которых осуществляется строительство либо приобретение, а также будущего правообладателя;

з) обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и максимизации доходности, в том числе путем:

установления границ и оформления земельно-правовых отношений на земельные участки;

внедрения механизмов регулярного контроля и анализа использования земельных участков, в том числе переданных федеральным организациям (вне зависимости от ведомственной принадлежности);

формирования предложений по переходу к экономическим методам понуждения к эффективному и целевому использованию федерального имущества, а также усиления ответственности в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения федеральным имуществом;

обеспечения взаимосвязи мероприятий по управлению федеральным имуществом с проведением процедур по территориальному планированию в части планируемого размещения объектов федерального значения;

законодательного совершенствования порядка государственной регистрации прав Российской Федерации на земельные участки, распоряжения земельными участками, в том числе путем уточнения процедур изъятия земельных участков (в случае их неэффективного использования), а также совершенствования иных правовых механизмов и условий в соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р;

законодательного урегулирования вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и иных объектов недвижимости;

обеспечения учета общественного интереса, установления и соблюдения ограничений по использованию особо ценных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, а также представляющих особую научную, историко-культурную ценность;

вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот для целей преимущественно жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, строительства инфраструктуры, путем передачи земельных участков федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства либо полномочий по управлению и распоряжению земельными участками органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечения учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков;

вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, в том числе для целей, не связанных со строительством, с предварительным повышением их ликвидности и стоимости, в том числе путем привлечения специализированных организаций, формирования участков, оформления необходимых документов;

передачи неиспользуемых земельных участков в муниципальную собственность;

расширения открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрения электронных торгов, формирования полных и актуальных сведений об использовании участков;

сокращения сроков и числа административных процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе путем подготовки типовых форм документов, внедрения административных регламентов.

Ожидаемыми результатами достижения цели являются:

к 2015 году:

установление стратегических целей управления компаний с государственным участием;

расширение практики конкурсного порядка привлечения генеральных директоров и профессиональных директоров в органы управления;

проведение независимой оценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием;

законодательное совершенствование порядка управления имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, включая предоставление собственнику права изъятия имущества в административном порядке;

управление выморочным имуществом переведено на муниципальный уровень;

выявлены неучтенные земельные участки;

сведения о выявленных земельных участках в полном объеме учтены в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

законодательно изменен порядок распоряжения земельными участками, а также обеспечено принятие актов в соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р;

к 2018 году:

обеспечена конкурентоспособность и повышено качество корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами;

органы управления компаний с государственным участием представлены профессиональными директорами;

внедрена прозрачная и действенная система управления и ответственности лиц, входящих в органы управления;

оформлены имущественно-правовые отношения на объекты недвижимого имущества;

обеспечено надлежащее размещение федеральных государственных органов власти и организаций;

сформирована прозрачная и действенная система управления федеральным имуществом;

введены экономические меры понуждения к эффективному использованию земельных участков;

существенно увеличена доля земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот.