Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Цель 2. Достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики

Цель 2. Достижение оптимального состава и структуры

федерального имущества путем сокращения доли государства

в экономике, а также оптимизация состава федеральных

организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики

На протяжении последних лет проводится последовательная политика по сокращению государственного сектора экономики. За последние 5 лет были приватизированы находящиеся в федеральной собственности акции более 2500 открытых акционерных обществ.

В настоящее время существуют сектора российской экономики, в которых отсутствуют федеральные государственные предприятия или их количество незначительно (металлургия, легкая и пищевая промышленность, торговля и др.).

В то же время, доля государства в экономике, в том числе включая косвенное влияние компаний с государственным участием, остается достаточно большой.

В 2010 - 2011 годах были актуализированы приоритеты и условия проведения приватизации государственного имущества, включая внесение изменений в законодательство о приватизации Российской Федерации, предусматривающих возможность выбора гибких способов приватизации в целях привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики.

Созданы условия для привлечения к организации и проведению продаж инвестиционных консультантов, а также внедрения современных информационных технологий для расширения информационного сопровождения продажи и использования электронных торгов.

С учетом новаций, внесенных в законодательство Российской Федерации о приватизации, утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы <1>, который предусматривает приватизацию пакетов более 1300 акционерных обществ (из которых порядка 26% относятся к непроизводственной сфере (оказание услуг, торговля, финансы), около 23% - к организациям в сфере сельского хозяйства, 20% - сфере промышленности, 15% - сфере строительства), как посредством их продажи, так и путем внесения в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, а также планы Российской Федерации по отчуждению из федеральной собственности части акций крупнейших акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (ОАО "Совкомфлот", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Русгидро", ОАО "Роснефть" и др.), что соответствует основным задачам, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе по созданию условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий, улучшение корпоративного управления и стимулирование развития фондового рынка.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 2102-р.

Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы предложения по уменьшению доли государственного участия в крупных компаниях с государственным участием до контрольного, либо полного отказа от владения акциями, предусматривающие проведение соответствующих мероприятий в срок до 2017 года. Соответствующие мероприятия предусмотрены в прилагаемых табличных формах.

При этом акции крупных компаний будут приватизироваться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. Конкретные сроки и способы продажи будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с другими процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих международных инвестиционных консультантов.

Также будет продолжена приватизация федеральных государственных унитарных предприятий.

Помимо акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, с учетом новых возможностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации <1>, будут приниматься решения о преобразовании их в общества с ограниченной ответственностью либо по отдельным решениям - в автономные некоммерческие организации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Для обеспечения устойчивого и планомерного процесса сокращения прямого участия государства в экономике, основными задачами и мероприятиями по достижению соответствующих целей будут:

а) переход от продажи отдельного имущества или объектов федерального имущества к продаже бизнес-единиц, что предполагает:

реализацию дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот объектов федерального имущества с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведения мероприятий;

по повышению инвестиционной привлекательности и капитализации отчуждаемых объектов федерального имущества;

утверждение методологии проведения мероприятий по предварительному анализу инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также, при необходимости, мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов федерального имущества;

организацию проведения процедур проверки должного соответствия, позволяющих наиболее полно сформировать представление об объектах федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот;

утверждение "дорожных карт" по проведению мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот, с привлечением к осуществлению соответствующих мероприятий управляющих компаний, аудиторов, финансовых и иных консультантов;

реализацию среднесрочных прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества;

б) повышение эффективности продажи акций крупных хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, что предусматривает:

формирование механизмов разработки планов-графиков проведения продажи по крупным компаниям на среднесрочную перспективу, подготовленных с учетом предварительного анализа инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также, при необходимости, проведение мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов, изменению бизнес-модели, стратегии и качества корпоративного управления компаний, тарифных, налоговых и социальных аспектов регулирования;

внедрение системы мотивации для ключевых участников продажи (руководства подлежащей приватизации компании и продавца);

подготовка с учетом передового международного опыта регламентов предпродажной подготовки и отчуждения акций крупных инвестиционно-привлекательных компаний с государственным участием, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, с целью привлечения инвестиций, стимулирования развития конкуренции, модернизации и технологического развития экономики;

проведение Правительством Российской Федерации регулярного мониторинга исполнения планов по подготовке и реализации сделок, предусмотренных утвержденными "дорожными картами" в отношении объектов федерального имущества;

обеспечение улучшения публичного восприятия приватизации, в том числе путем проведения общественных обсуждений, освещения в средствах массовой информации ключевых этапов и итогов каждой сделки;

в) совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией, что предполагает реформирование системы продаж путем:

расширение практики продажи федерального имущества на электронных торгах, в том числе имущества федеральных организаций, компаний с государственным участием, приватизируемого имущества, а также унификации процедур проведения торгов;

распространение практики проведения торгов в электронной форме на конфискованное и иное имущество, обращенное в собственность государства;

перехода к активным маркетинговым мероприятиям, в том числе путем создания центров обработки звонков, расширения рекламного сопровождения продаж;

развития единого информационного пространства для размещения информации о проведении торгов, в том числе по продаже федерального имущества (www.torgi.gov.ru);

раскрытия информации о подлежащих продаже объектах федерального имущества с использованием современных информационных технологий;

расширения практики привлечения юридических лиц для организации и (или) осуществления от имени Российской Федерации продажи федерального имущества, в том числе в качестве стратегических, финансовых и юридических консультантов и продавцов;

распространения наилучших практик, инструментов и методов продажи федерального имущества на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества, предусматривающего в том числе:

повышение гибкости инструментов приватизации, в том числе с использованием производных финансовых инструментов, развития частно-государственного партнерства, внедрения иных зарубежных практик, а также развития и унификации конкурсных процедур, в том числе по отчуждению имущества по итогам проведения конкурентных переговоров;

расширение информационного сопровождения продажи федерального имущества путем перехода к обязательным регулярным публикациям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также постепенного отказа от печатной формы извещений при вовлечении в оборот объектов федерального имущества;

упрощение процедур доступа претендентов к участию в торгах, в том числе путем расширения сети приема заявок и сокращения необходимых документов, совершенствование порядка признания претендентов участниками продажи, в первую очередь с использованием современных информационных средств;

упрощение порядка планирования продажи, в том числе "малоценного" имущества (объекты федеральной соответствующие критериям, определенными прогнозным планом (программой), во взаимосвязи с усилением общественного контроля за ее реализацией;

внедрение "постприватизационного" мониторинга развития объектов, а также обеспечения контроля за выполнением обязательств новыми собственниками;

д) поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, а также оптимизация состава иных федеральных организаций, что предполагает:

утверждение уполномоченным федеральным органом "дорожных карт" реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества, иные организационно-правовые формы;

введение нормативных ограничений на создание новых федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением случаев создания при реорганизации), а также внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление переходного периода преобразования унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы, преимущественно в хозяйственные общества, после чего будут введены правовые последствия для предприятий, не завершивших преобразование в переходный период;

отмена утративших актуальность ограничений на приватизацию государственного имущества, а также введение возможности установления для новых владельцев имущества обременений (ограничений) прав по использованию и распоряжению соответствующим имуществом;

упрощение порядка проведения государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе путем уменьшения размера государственной пошлины за регистрацию вещных прав на государственное имущество, определения в качестве необходимых и достаточных оснований для регистрации права наличия выписки из реестра федерального имущества и документов технической инвентаризации;

создание законодательных оснований для предоставления возможности собственнику имущества федеральных организаций, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий, принимать решение об изъятии федерального имущества, закрепленного за данными организациями в административном порядке в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

совершенствование порядка проведения ликвидационных процедур в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, либо их исключения из единого государственного реестра юридических лиц;

усиление координации при взаимодействии уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты интересов государства при проведении процедур банкротства федеральных государственных унитарных предприятий и компании с государственным участием, в том числе путем утверждения регламента взаимодействия;

привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа компаний с государственным участием, и федерального государственного унитарного предприятия, в том числе в целях проведения реструктуризации хозяйствующих субъектов и их подготовки к приватизации;

формирование предложений по дальнейшему сокращению федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.

Ожидаемыми результатами достижения цели являются:

к 2015 году:

формирование методологии проведения мероприятий по предварительному анализу объектов федерального имущества, повышения их инвестиционной привлекательности в целях вовлечения в оборот;

развитие системы электронных торгов по продаже приватизируемого федерального имущества, и распространение их на проведение продажи конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства;

запуск системы проведения активных маркетинговых мероприятий;

расширение практики привлечения негосударственных продавцов и организаторов продажи федерального имущества;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, расширение инструментов продажи федерального имущества, а также методов контроля;

формирование системы мотивации для продавцов и менеджеров приватизируемых компаний с государственным участием;

формирование "дорожных карт" по подготовке и продаже крупных инвестицинно-привлекательных объектов федерального имущества;

формирование системы контроля и мониторинга реализации "дорожных карт" по подготовке и продаже крупных инвестиционно-привлекательных объектов федерального имущества;

актуализация ограничений на приватизацию государственного имущества;

сокращение перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2004 г. N 1009;

запуск мероприятий по оптимизации состава федеральных государственных унитарных предприятий;

к 2018 году:

завершена реализация "дорожных карт" по повышению инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов федерального имущества;

завершено реформирование системы продажи федерального имущества, включая расширение единого информационного пространства;

внедрены новации законодательства Российской Федерации по подготовке и продаже федерального имущества;

оптимизирован состав и имущественный комплекс федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений;

в хозяйственные общества преобразованы все федеральные государственные унитарные предприятия;

состав находящегося в федеральной собственности имущества приведен в соответствие с задачами и стратегическими интересами Российской Федерации.