Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Характеристика мер государственного регулирования

Основные мероприятия государственного регулирования в сфере финансовых рынков и страховой деятельности определены планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р, а также Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N Пр-77 федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации были подготовлены согласованные предложения по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

В целях обеспечения непрерывности осуществления регулирования, контроля, надзора и выполнения иных функций в сфере страховой деятельности (страхового дела) Правительством Российской Федерации издано постановление от 26 апреля 2011 г. N 326 "О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков", в соответствии с которым до завершения мероприятий по присоединению работники присоединенной Федеральной службы страхового надзора продолжают выполнять возложенные на них обязанности, ФСФР России наделяется функциями по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, а также ФСФР России передаются территориальные органы Федеральной службы страхового надзора, устанавливается предельная численность центрального аппарата Минфина России и центрального аппарата и территориальных органов ФСФР России.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", направленное на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.

Принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 362-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на распределение функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам.

Данные решения направлены на устранение сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости, и соответствуют последним решениям по корректировке системы регулирования финансового рынка, принятым на международном и национальных уровнях.

В настоящее время предложения по совершенствованию полномочий ФСФР России прорабатываются в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N Пр-3668 и поручением Правительства Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ИШ-П13-315, а также в соответствии с результатами обсуждения данных вопросов на заседании 26 апреля 2012 года Совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации, в частности, рассматриваются следующие направления по совершенствованию полномочий:

- расширение надзорных полномочий до уровня, установленного законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, что позволит ФСФР России более качественно формировать доказательную базу при выявлении нарушений на финансовом рынке, избегать возможной неточной квалификации нарушений;

- предоставление права на обращение в суд в интересах неограниченного круга лиц в целях защиты прав и законных интересов лиц, что обусловлено участившимися случаями нарушения прав большого количества потребителей финансовых услуг, поскольку при выявлении самого факта совершения нарушения зачастую не представляется возможным ограничить круг потенциальных "потерпевших" и размер возможного причиненного каждому из них ущерба;

- осуществление контроля за собственниками поднадзорных организаций, включая их финансовое положение, и лицами, осуществляющими фактическое руководство поднадзорными организациями, что позволит пресекать недобросовестную деятельность на финансовых рынках;

- осуществление контроля за исполнением поднадзорными организациями требований законодательства после отзыва (аннулирования) лицензии, в том числе установление ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством, в случае отзыва лицензии, и определение полномочий ФСФР России, устанавливающих механизмы контроля за совершением/несовершением этих обязанностей;

- предоставление права на обращение в суд с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований (запросов) ФСФР России;

- распространение государственного надзора и регулирования на рынок ФОРЕКС и иные нерегулируемые в настоящее время небанковские финансовые институты, а также наделение ФСФР России полномочиями в области выявления признаков финансовых пирамид и применения санкций за их создание;

- применение мотивированного (профессионального) суждения позволит пресечь или ограничить деятельность недобросовестных участников рынка, не применять административные меры, если нет нарушений прав и интересов инвесторов, и минимизировать вредные последствия для инвесторов и добросовестных участников рынка;

- совершенствование деятельности по регулированию и надзору за деятельностью системно важных финансовых институтов, и другие.