IV. Характеристика мер государственного регулирования
В настоящее время сформировались крупные финансовые группы, в состав которых входят банковские, страховые, брокерские, лизинговые, управляющие и другие компании, деятельность которых сопряжена с рядом рисков, связанных с перераспределением капитала внутри групп, структурой финансовой группы, конфликтами интересов внутри группы и другие. Отсутствие систематизированной нормативно-правовой базы, а также межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов не позволяло в достаточной степени эффективно осуществлять контроль за деятельностью финансовых групп.
Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Данное решение направлено на устранение сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости, и соответствуют последним решениям по корректировке системы регулирования финансового рынка, принятым на международном и национальных уровнях.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", направленное на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
В соответствии с данным решением к компетенции Минфина России относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков, по разработке основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. К компетенции ФСФР России отнесено нормативное правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Принято решение о следующем распределении полномочий по принятию ведомственных нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков между Минфином России и ФСФР России:
- к компетенции ФСФР России относится принятие нормативных правовых актов по вопросам надзорных полномочий в установленной сфере деятельности, обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, определяющих форму документа, подтверждающего получение лицензий в установленной сфере деятельности, устанавливающих порядок участия Службы в процедурах банкротства финансовых организаций, а также принятие приказов по согласованию с Минфином России, определяющих единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, порядок и сроки раскрытия информации на финансовом рынке;
- к компетенции Минфина России относится принятие нормативных правовых актов по согласованию с ФСФР России, устанавливающих лицензионные требования к участникам финансового рынка, размер собственных средств участников финансового рынка, квалификационные требования и требования к профессиональному опыту участников финансового рынка, меры пруденциального надзора, нормативы достаточности собственных средств участников финансового рынка и порядок их расчета.
Принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 362-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на распределение функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам. ФСФР России переданы часть функций по нормативно-правовому регулированию в сфере страхования, наделив ее правом издавать ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы аттестации страховых актуариев; порядок составления и представления статистической отчетности страховщиков, сведений о страховой брокерской деятельности; а также устанавливающих перечни документов, представляемых субъектами страхового дела в орган страхового надзора при лицензировании, для подтверждения выполнения требований к уставному капиталу, для подтверждения доходов учредителей страховщика и другие.
ФСФР России переданы часть полномочий Минфина России по регулированию вопросов банкротства страховых организаций, в частности, право утверждать:
порядок принятия решения о назначении временной администрации страховой организации;
порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации, а также порядок и сроки возврата этих средств, если они не были использованы.
В целях реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 179 ФСФР России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в который представляется годовая консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, страховыми организациями и иными организациями (за исключением кредитных организаций), ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, и который осуществляет надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности названными организациями.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
В сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности создаются механизмы, направленные на повышение качества и эффективности системы регулирования, обеспечивающие взаимодействие в данной области органов регулирования бухгалтерского учета с органами регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых и страховых рынков, а также участие в этой деятельности профессионального и делового сообщества.
Совершенствуются нормы законодательства Российской Федерации по ряду других вопросов в сфере финансовых рынков:
- уточняется уполномоченный орган и его функции в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации;
- по вопросам инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации;
- определению порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
- определению порядка расчета стоимости чистых активов коммерческих организаций.
Важную роль в построении международного финансового центра в России играет Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации, являющийся совещательным органом при Президенте Российской Федерации и созданный в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2008 г. N 1489 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации". В состав Совета вошли Министр экономического развития Российской Федерации, руководитель ФСФР России, Председатель Банка России, председатели профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие. На регулярных заседаниях Совета (по сложившейся практике - не реже 1 раза в 2 месяца) обсуждаются наиболее сложные и спорные вопросы по созданию МФЦ, а также другие инициативы, требующие принятия решения в условиях наличия межведомственных разногласий.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Распоряжение Президента РФ от 07.07.2010 N 455-рп.
В целях координации деятельности юридических и физических лиц, органов, организаций и объединений по созданию финансового центра в Российской Федерации распоряжением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 июля 2010 г. N 447-рп образована рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (далее - Рабочая группа по созданию МФЦ). В состав Рабочей группы по созданию МФЦ вошли представители таких структур, как:
- Администрации Президента Российской Федерации;
- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Министерства финансов Российской Федерации;
- Министерства экономического развития Российской Федерации;
- Центрального банка Российской Федерации;
- Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комитета Государственной Думы по финансовому рынку;
- Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Для обеспечения деятельности Рабочей группы по созданию МФЦ сформировано семь Проектных групп (подгрупп) по следующей проблематике:
- по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулирования финансового рынка;
- по корпоративному праву и управлению, налогообложению финансовых операций;
- по совершенствованию административных процедур;
- по взаимодействию в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
- по развитию городской инфраструктуры г. Москвы;
- по развитию социальной, культурной и образовательной инфраструктуры и системы здравоохранения в г. Москва;
- по маркетингу международного финансового центра в Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 900-рп образован Международный консультативный совет по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации (далее - Международный консультативный совет), в целях привлечения ведущих международных экспертов в финансовой сфере для участия в решении стратегических вопросов развития финансового рынка Российской Федерации, повышения конкурентоспособности его инфраструктуры, гармонизации системы государственного регулирования деятельности на финансовом рынке Российской Федерации с системами регулирования признанных финансовых центров, а также последовательной интеграции финансового рынка Российской Федерации в мировую финансовую архитектуру.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей