Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

К настоящему времени финансовый рынок стал важной составной частью российской социально-экономической системы и активно выполняет свои макроэкономические функции, включая функцию трансформации сбережений в инвестиции. В течение 2001 - 2007 гг. устойчиво росла роль финансового рынка как источника финансирования инвестиций в основной капитал. Кризис 2008 - 2011 гг. существенно усложнил привлечение инвестиций на финансовых рынках. В разгар кризиса рынок акций стал менее эффективным инструментом привлечения капитала за исключением рынка корпоративных облигаций в финансировании реального сектора экономики, роль которого продолжала расти. Финансовый рынок в настоящее время является важнейшим направлением размещения пенсионных ресурсов - как пенсионных накоплений, так и пенсионных резервов. Постепенно повышается роль финансового рынка в формировании доходов населения. В результате российский финансовый рынок стал заметным элементом мировой финансовой системы. Превращение российского рынка капитала в один из крупнейших в мире национальных рынков капитала позволило Правительству Российской Федерации поставить вопрос о формировании в России одного из международных финансовых центров.

Вместе с тем создание международного финансового центра в Российской Федерации предполагает собой реализацию комплекса мероприятий, нацеленных на достижение высокого уровня конкурентоспособности национального финансового рынка по сравнению и с иными мировыми финансовыми центрами, в том числе в рамках повышения эффективности системы государственного регулирования финансовыми рынками.

Прозрачная, гибкая и эффективная система регулирования финансовых рынков является важным условием обеспечения успешного развития международного финансового центра по следующим основным направлениям:

- законодательство Российской Федерации в сфере финансовых рынков, страховой и банковской деятельности, в том числе в части бухгалтерского учета, отчетности и аудита (охват, прозрачность, гибкость системы регулирования, соответствие принципам открытости и конкуренции);

- регулирующие органы (сфера ответственности, степень централизованное, независимость, эффективность).

Сложившаяся сегментированная система законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков в целях формирования международного финансового центра требует совершенствования российского законодательства в сфере финансовых рынков, в целях:

- защиты прав и законных интересов инвесторов, стимулирования привлечения инвесторов на финансовый рынок;

- расширение инструментария и количества участников финансового рынка;

- стимулирование и развитие высокоэффективной инфраструктуры российских финансовых рынков;

- нивелирование системных рисков во всех сегментах российских финансовых рынков;

- обеспечение условий для развития здоровой конкуренции на финансовом рынке, развитие и повышение конкурентоспособности финансового рынка.

При этом государственное регулирование и практика применения финансового законодательства во многом зависит от эффективности деятельности регулирующих органов, которая связана с их полномочиями, а также степенью централизации функций регулятора.

Российская система регулирования финансового рынка создавалась параллельно со становлением самого рынка. Главной ее особенностью в последние годы являлось сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (ФСФР России, Минфин России, Банк России, Минэкономразвития России). Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками.

Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, основанной на единых принципах регулировании и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка.

В целях совершенствования системы регулирования финансового сектора, которая будет способна создать предпосылки повышения стабильности и устойчивого развития российского финансового рынка, а также эффективного надзора за финансовой системой, который предоставит возможность выявлять риски на ранних стадиях и предпринимать соответствующие корректирующие меры в различных секторах финансового рынка и экономической системы в целом, в том числе между рынком ценных бумаг, банковским сектором, сектором страховых услуг, в Российской Федерации был принят положительный международный опыт по созданию объединенных органов регулирования и надзора различных секторов финансового рынка в целях перехода к унифицированным требованиям к участникам финансового рынка и снижения административных и иных издержек, связанных с дублированием функций регулирования и надзора.

В настоящее время предприняты меры по совершенствованию регулирования финансового рынка. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" полномочия по выработке государственной политики и осуществлению законопроектной деятельности на всем финансовом рынке закреплены за Минфином России, функции надзора за всем небанковским финансовым рынком реализует ФСФР России. Банком России обеспечивается подзаконное регулирование и надзор в банковском секторе.

В последние годы, характеризующиеся кризисными явлениями на мировом финансовом рынке, обострились некоторые проблемы российского финансового рынка. На смену проблемам, характерным для начального периода развития финансового рынка, указанных в начале раздела, в России пришли проблемы крупного развивающегося рынка, находящегося в начале процесса трансформации в развитый финансовый рынок. Эти проблемы непосредственно связаны с высоким уровнем вовлеченности российского финансового рынка в глобальный финансовый рынок:

- проблема устойчивости национального финансового рынка к кризисным явлениям на мировом рынке капитала;

- проблема устойчивости финансовых институтов к системным рискам;

- проблема зависимости инвестиционной активности в реальном секторе экономики от возможностей финансового рынка по предоставлению финансирования;

- зависимость доходов населения от состояния финансового рынка и от уровня защиты их прав как инвесторов и другие.

Указанные проблемы требуют эффективного решения, которое может быть достигнуто, в том числе в результате развития системы регулирования и в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг, страховой и банковской деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита в целях обеспечения долгосрочного развития российского финансового рынка, внедрению финансовых инноваций, роста доверия к финансовым рынкам и достижения высокого уровня конкурентоспособности.

Прогноз развития сферы реализации системы государственного регулирования, развития долгосрочного инвестиционного спроса и повышение стабильности финансовой системы, а также повышение уровня осведомленности российских и иностранных инвесторов о действующем и планируемом государственном регулировании и уровне развития, количественных и качественных параметров российского финансового рынка представляется целесообразным обеспечить в рамках формирования "дорожной карты" развития международного финансового центра в России.

"Дорожная карта" по развитию международного финансового центра обеспечит современный и эффективный подход к планам работы федеральных органов исполнительной власти, основанный на использовании как ключевых показателей эффективности (целевых индикаторов), так и событий, подтверждающих реализацию задач, а также обеспечение гибкой системы ответственности за реализацию мероприятий, которые могут состоять из нескольких этапов. На стадии подготовки проектов законов или иных нормативных правовых актов ответственным устанавливается профильное министерство, федеральная служба или Банк России. На этапе принятия законов необходима совместная ответственность федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. На стадии реализации мероприятий в рамках сформированной правовой среды основная роль отводится участникам финансового рынка, их профессиональным объединениям.

Ключевым вопросом в "дорожной карте" становится обратная связь с участниками финансовых рынков и ежегодный независимый аудит ее реализации. Выполнением мероприятий предлагается признавать не принятие закона или иного нормативного правового акта, а начало работы соответствующих механизмов, достижение запланированных количественных показателей.