Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.1. Действия оператора при возникновении аварии или аварийной ситуации

5.1.1. При выполнении работ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

обрыв контактного провода или провода воздушной линии электропередачи;

сход подвижного состава с рельсов;

нарушение целостности верхнего строения пути, могущее привести к сходу подвижного состава, в том числе излом рельса;

загромождение пути обвалом, отдельными обломками скального грунта или снежной лавиной.

При возникновении аварийной ситуации оператор должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания или, при отсутствии руководителя работ, принять меры к ограждению опасного места сигналами остановки, по оказанию помощи пострадавшим и по извещению дежурного по станции или поездного диспетчера о случившемся.

5.1.2. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или каким-либо инструментом к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек, для пропуска обратного тягового тока в обход места излома.

5.1.3. При обнаружении оборванного провода контактной сети или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов необходимо немедленно принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом дежурному по станции и энергодиспетчеру дистанции электроснабжения.

Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

До прибытия работников дистанции электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, как место препятствия.

5.1.4. При попадании кого-либо из работников в снежную лавину другие работники должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поиска;

сообщить о случившемся по имеющимся средствам связи начальнику или диспетчеру дистанции пути и немедленно приступить к спасательным работам;

после обнаружения и осмотра пострадавшего сообщить начальнику или диспетчеру дистанции пути, а также, по возможности, в ближайшее медицинское учреждение о полученных пострадавшим травмах и приступить к оказанию ему первой помощи.

5.1.5. При попадании в снежную лавину работнику следует:

закрыть рот и нос шарфом или шапкой, чтобы избежать удушья от снега;

стараться пропустить лавину, чтобы оказаться в ее хвосте;

стараться сохранить положение головы против движения лавины;

при погружении в лавинный снег прикрыть лицо руками и опустить его вниз;

при торможении лавины, которое сопровождается сжатием снега, создать в снегу как можно большую полость перед лицом;

сохранять спокойствие и не кричать, так как крик не слышен через снег;

пытаться высунуть руку или ногу на поверхность снега, чтобы привлечь внимание спасателей.