2.1. Разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом положений МКФ
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н утверждены новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Действующие классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (разработаны на основе Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), которая впервые была опубликована Всемирной Организацией Здравоохранения в 1980 г.), не в полной мере обеспечивают объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, с учетом влияния на жизнедеятельность инвалида факторов окружающей среды, что не позволяет разрабатывать и осуществлять эффективные индивидуальные программы реабилитации инвалидов.
В связи с этим необходима разработка новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации.
Достижение поставленной цели возможно при решении задачи создания условий для объективизации оценок ограничений жизнедеятельности инвалидов, потребностей инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, для чего необходимо разработать новые классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом МКФ. С целью более эффективного функционирования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов необходим единовременный переход на использование МКФ в оценке здоровья населения и в других учреждениях, в том числе и в учреждениях здравоохранения.
Распространение положений МКФ не только для установления инвалидности в деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы, но и в деятельности всех учреждений здравоохранения и социальной сферы является условием, которое позволит унифицировать подход к медико-социальной реабилитации инвалидов, что вытекает из целей создания МКФ.
Применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точек зрения и определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, в мерах по разумному приспособлению окружающей среды.
Кроме того, с учетом положений МКФ будут законодательно или нормативно определены рамки для описания указанных показателей "универсальным" языком - в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, доступности физического и информационного окружения с целью устранения индивидуальных барьеров службами, ведомствами и другими организациями вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности. Эти коды будут указывать на необходимость помощи при передвижении, нуждаемость в сопровождении, дублирование световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и учитываться вышеуказанными службами при предоставлении услуг инвалидам.
Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов в различных жизненных ситуациях на основе МКФ предусматривается разработать и нормативно установить кодификатор (социально значимых) категорий инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничения жизнедеятельности с выделением основных групп инвалидов, дифференцированных по преимущественному виду помощи, в которых они нуждаются.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│А) тяжелые инвалиды - нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, │
│надзоре и помощи другого человека; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Б) самостоятельно не могут передвигаться, нуждаются в постоянной помощи │
│других лиц для осуществления передвижения; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│В) самостоятельно себя не обслуживают, нуждаются в постоянном │
│постороннем уходе и помощи других лиц; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Г) самостоятельно не ориентируются, нуждаются в постоянной посторонней │
│помощи и сопровождении (в том числе вследствие слепоты); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Д) не контролируют свое поведение, нуждаются в постоянном надзоре и │
│сопровождении (в том числе вследствие психических расстройств); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ж) инвалиды, нуждающиеся в частичной посторонней помощи, уходе и надзоре │
│(преимущественно вне дома); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│З) передвижение ограничено, нуждается в посторонней помощи при │
│передвижении вне дома; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Е) нуждается в частичной посторонней помощи при выполнении отдельных │
│действия по самообслуживанию; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│К) нуждается в частичной помощи при передвижении вне дома (в том числе │
│вследствие слабовидения); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Л) нуждается в частичной коррекции, надзоре и сопровождении вне дома (в │
│том числе вследствие психических расстройств); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│М) глухонемота со снижением интеллекта и невозможностью обучения речи; │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Н) инвалиды, нуждающиеся в специализированной помощи в отдельных │
│жизненных ситуациях (преимущественно вне дома); │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│О) нуждается в специализированной помощи в отдельных жизненных ситуациях │
│(в том числе глухие, нуждающиеся в услугах сурдопереводчика). │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Каждой группе будет нормативно установлен буквенный код, что позволит упростить и систематизировать деятельность всех учреждений, служб и организаций по предоставлению инвалидам услуг и видов помощи, предусмотренных законодательством.
Таким образом, МКФ позволит создать эффективный инструмент для реализации обязательств, определенных национальным законодательством, а также международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация.
МКФ не содержит условий для установления гражданам инвалидности и не расширяет оснований для признания лица инвалидом, а четко идентифицирует преимущественный вид ограничений жизнедеятельности инвалида. При этом система буквенных кодов будет являться дополнением к существующей системе классификации, используемой при осуществлении медико-социальной экспертизы.
В связи с этим переход на новые классификации осуществления медико-социальной экспертизы не повлечет за собой роста числа инвалидов.
Основными условиями для перехода на новые классификации являются:
обеспечение стабильности в период преобразований;
сохранение действующих механизмов до перехода на новую классификацию;
экспериментальная отработка разрабатываемых новых классификаций в пилотных регионах;
преемственность лучшего опыта;
предварительная профессиональная подготовка кадрового потенциала системы медико-социальной экспертизы.
Существующая штатная численность учреждений медико-социальной экспертизы в количестве 33 тыс. человек, а также наличие более 600 реабилитационных центров, учреждений и специализированных отделений по своим количественным показателям являются достаточной базой для реализации основных направлений концепции, в связи с чем не предполагается увеличение численности персонала.
В то же время изменение деятельности экспертов и работников реабилитационных учреждений с учетом положений МКФ и Концепции потребует поэтапной профессиональной переподготовки не менее 80% специалистов за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятий государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" предусмотренные на реализацию мероприятий по совершенствованию механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Организацию переподготовки предусматривается осуществить на базе Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов и Федерального бюро медико-социальной экспертизы, а также на базе "Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей