1. Основные проблемы и цели структурной реформы

Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.

Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме около 94 процентов, поставляемого российским потребителям, расположенным в зоне единой системы газоснабжения, при сохранении единой, вертикально и горизонтально интегрированной структуры газовой промышленности России. В состав Российского акционерного общества "Газпром" входят в качестве дочерних компаний предприятия, занимающиеся геологоразведкой и бурением скважин, обустройством газовых месторождений, комплектацией и снабжением, машиностроением и приборостроением для нужд газовой промышленности и другими видами деятельности. Такая структура Российского акционерного общества "Газпром" в условиях экономического спада позволила сохранить стабильность функционирования отрасли, надежное газоснабжение потребителей и поступление крупных экспортных доходов в бюджет страны.

Вместе с тем сложившееся положение ведет к появлению целого ряда проблем.

Неразделенность в рамках Российского акционерного общества "Газпром" монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности Российского акционерного общества "Газпром" и обусловленное этим отсутствие ясности порядка формирования структуры затрат по видам деятельности не позволяют установить необходимый контроль за издержками предприятий Российского акционерного общества "Газпром" в монопольных видах деятельности.

До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу "Газпром" было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки Российского акционерного общества "Газпром" при этом не рассматривались.

Предстоит продолжить работу по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения. Сохраняется перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других.

Требует совершенствования порядок доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром".

Целью структурной реформы в газовой промышленности является формирование условий для более эффективного газоснабжения потребителей России, в том числе:

усиление государственного регулирования в сфере транспортировки газа;

стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и постепенное ослабление в соответствии с этим государственного регулирования;

развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.