2. Основные направления структурной реформы

Конечная цель реформирования железнодорожного транспорта состоит в повышении эффективности его работы и сокращении транспортных издержек. Дальнейший рост экономической эффективности железнодорожного транспорта, снижение тарифов на перевозки грузов будут обеспечены за счет реализации следующих мер:

прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет совершенствования системы тарифов на перевозки грузов с переходом к их субсидированию из средств соответствующих бюджетов;

привлечение предприятиями железнодорожного транспорта к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики, способных предложить соответствующую продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством, а также обеспечить безопасность движения поездов;

выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта (кроме специализированных медицинских учреждений) и их передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;

повышение эффективности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления);

совершенствование системы отчетности в целях обеспечения всестороннего анализа эффективности деятельности железнодорожного транспорта.

Реформа ценообразования на железнодорожном транспорте направлена в первую очередь на совершенствование системы транспортных тарифов, отвечающей следующим требованиям:

возмещение экономически обоснованных затрат и получение нормативного уровня прибыли;

обеспечение права выбора грузоотправителями транспортных услуг исходя из уровня их качества (дифференциация тарифа в зависимости от срока доставки, сохранности груза, уровня сервисного сопровождения перевозок).

Совершенствование системы управления железнодорожным транспортом, реструктуризация отрасли будут способствовать сокращению издержек и повышению экономической эффективности работы отрасли.

На основе разделения финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на содержание и эксплуатацию инфраструктуры, грузовые и пассажирские перевозки будет повышена ответственность соответствующих подразделений за результаты своей деятельности, а также эффективность государственного контроля в сфере естественных монополий на железнодорожном транспорте.

В целях повышения качества обслуживания населения, снижения эксплуатационных расходов, концентрации необходимых производственных фондов и трудовых ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между предприятиями железнодорожного транспорта и органами исполнительной власти всех уровней будут созданы специализированные компании по перевозке пассажиров поездами дальнего следования, местного и пригородного сообщения, функционирующие на контрактной основе и имеющие самостоятельные балансы. Создание этих компаний будет возможно только при условии полного прекращения субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет тарифов на грузовые перевозки, повышения доходности пассажирских перевозок и решения в установленном порядке вопроса о компенсации убытков за счет средств соответствующих бюджетов.

В целях развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг будут созданы условия для равного доступа к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава (вагонов), имеющих соответствующие лицензии.