Анализ текущего состояния лекарственного обеспечения в России
Объем российского фармацевтического рынка за последние 15 лет вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза и по экспертным оценкам в 2012 году составляет 768,5 млрд. рублей, в том числе государственный госпитальный сектор составляет 151,5 млрд. рублей, государственный амбулаторный сектор - 132,1 млрд. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета - 95,3 млрд. рублей, средств региональных бюджетов - 36,8 млрд. рублей), сектор коммерческой розницы - 485,3 млрд. рублей (в том числе доля рецептурных лекарственных препаратов для медицинского применения - 50,5%).
За период с 2007 по 2012 год существенно увеличены государственные расходы на лекарственное обеспечение.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарственные препараты для медицинского применения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставляются бесплатно.
С 2007 года процент финансирования на лекарственное обеспечение в стационарных условиях в структуре общих расходов увеличился с 15% до 21%. В 2011 году финансирование медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в стационарных условиях и условиях дневного стационара, в части расходов на лекарственные препараты для медицинского применения и расходные материалы составило 139,2 млрд. рублей.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) <1> и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155) <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817, N 29, ст. 3410, N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152, N 30, ст. 3739, N 52, ст. 6417; 2010, N 50, ст. 6603; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322, N 53, ст. 7583.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 186, N 37, ст. 5002.
Стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, предоставляемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, в расчете на одного гражданина Российской Федерации с 2009 года увеличилась на 37% и составила в 2012 году 918 рублей в месяц.
Объем федеральных финансовых средств на централизованные закупки дорогостоящих лекарственных препаратов, закупаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155, в 2012 году составил 53,87 млрд. рублей.
Общие суммарные расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155 при оказании им медицинской помощи медицинскими организациями в амбулаторных условиях за счет средств федерального бюджета составили в 2012 году 95,3 млрд. рублей.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890) <1>, которым утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1791; 1995, N 29, ст. 2806; 1998, N 1, ст. 133, N 32, ст. 3917; 1999, N 15, ст. 1824; 2000, N 39, ст. 3880; 2002, N 7, ст. 699.
Общий объем затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 по сравнению с 2009 годом увеличился на 92% и в 2012 году составил 36,8 млрд. рублей.
По состоянию на ноябрь 2012 года количество граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств субъектов Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 составило 15 140 299 человек, из них по факту воспользовались льготами 4 582 803 человека.
На сегодняшний день по объему продаж в денежном выражении лидируют импортные лекарственные препараты для медицинского применения, составляющие 75%, в то время как в натуральном выражении превалируют отечественные лекарственные препараты (63%).
На долю 10-ти наиболее крупных предприятий, осуществляющих производство лекарственных препаратов для медицинского применения, приходится около 45% всех выпускаемых в Российской Федерации лекарственных препаратов. При этом более 60% лекарственных препаратов для медицинского применения общего объема выпускаемой отечественной продукции производится в соответствии с требованиями международных стандартов надлежащей производственной практики.
Основную часть ассортимента выпускаемой продукции отечественных производителей составляют воспроизведенные лекарственные препараты для медицинского применения, что не позволяет им выделять на перспективные исследования и разработки более 1 - 2% от прибыли и обеспечивать наполнение рынка инновационными лекарственными препаратами. Удовлетворение потребностей здравоохранения в инновационных высокоэффективных лекарственных препаратах для медицинского применения осуществляется преимущественно зарубежными производителями.
В этой связи в целях перехода на инновационную модель развития отечественного производства лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется разработка и организация производства на территории Российской Федерации инновационных, а также необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения для профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации, в целях обеспечения приоритетных потребностей здравоохранения, за счет стимулирования соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 г. N 965, федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 <1>, а также с 2013 по 2020 годы - государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 2057-р <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1628; 2012, N 34, ст. 4745, N 44, ст. 6038.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст. 6376.
С 2010 года на динамику роста цен на фармацевтическом рынке оказывает влияние государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р <1> (далее - ЖНВЛП), продленный на 2013 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 1378-р <2>. По данным аналитических агентств в 2011 году рост средних цен на лекарственные препараты для медицинского применения составил 8,8%. При этом на лекарственные препараты, не включенные в ЖНВЛП, - 10,8%, а на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, - 3,3%.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 51, ст. 7544; 2012, N 32, ст. 4588.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4588.
С начала 2012 года повышение цен на лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в ЖНВЛП, составило 3,2%; на лекарственные препараты для медицинского применения, не включенные в ЖНВЛП, - 7,05%.
На обеспеченность населения лекарственными препаратами для медицинского применения помимо цены влияет их доступность. Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств <1> предусмотрена розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815, N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446.
Благодаря этому в малонаселенных и сельских районах России увеличилась доля сельских аптечных организаций в их общем количестве. Так, по состоянию на 1 января 2011 года доля сельских аптечных организаций к общему количеству аптечных организаций составляла 27,6%, а к 1 января 2012 года - 49%.
Количество обособленных подразделений, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в виде фельдшерско-акушерских пунктов возросло на 4028 единиц, амбулаторий - на 289 единиц, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики - на 1173 единицы. В связи с этим прошли необходимую переподготовку около 28 тысяч специалистов.
В среднем по Российской Федерации одна аптечная организация обслуживает 2674 человека, в городах - 2279 человек, в сельской местности - 3069 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <1> обеспечение населения Российской Федерации медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее - МИБП) для иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок (далее - Национальный календарь) осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Объем финансирования Национального календаря составляет около 6 млрд. руб.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 53, ст. 7589.
Национальный календарь в настоящее время предусматривает вакцинацию против 11 инфекций.
Иммунизация населения в рамках Национального календаря по эпидемическим показаниям осуществляется бесплатно за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и прочих источников финансирования.
Отечественная иммунобиологическая промышленность обеспечивает около 90% МИБП Национального календаря. Вместе с тем более половины отечественных предприятий требуют реконструкции и технического перевооружения.
В целях сохранения качества МИБП создана "холодовая цепь", с помощью которой обеспечиваются безопасные условия транспортирования и хранения МИБП на всех ее уровнях. Необходима ее модернизация и совершенствование средств контроля температурного режима транспортирования и хранения.
Особенность предстоящего периода социально-экономического развития - появление внешних и внутренних вызовов, создающих предпосылки для совершенствования государственной политики в области здравоохранения и лекарственного обеспечения, в частности:
изменение требований к организации системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, возникновение повышенных запросов к ресурсному обеспечению систем социального страхования и социальной помощи;
нестабильность мировой экономики, изменение курсов мировых валют, неустойчивость конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Обостряется вопрос рациональности использования имеющихся ограниченных общественных ресурсов;
возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь способствующих повышению качества медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе трудоспособного возраста, за счет повышения доступности современной высокоэффективной лекарственной терапии;
ускорение технологических изменений, происходящих в мире. Назрела потребность развития ключевых технологических направлений, определяющих современное здравоохранение, и определения перспектив его будущего развития;
усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций в систему здравоохранения. Государство может создать условия, в которых развитие здравоохранения будет привлекательно как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, что особенно актуально в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию;
недостаточная мотивация к повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины. Это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского и фармацевтического образования, обеспечения мотивации медицинских и фармацевтических работников к постоянному повышению квалификации и повышению качества медицинской помощи.
Совершенствование системы лекарственного обеспечения предполагает решение следующих проблем:
нерациональное и неэффективное использование лекарственных препаратов для медицинского применения при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, не соответствующее общепринятым мировым подходам к диагностике и лечению;
отсутствие механизмов стимулирования использования воспроизведенных лекарственных препаратов для медицинского применения;
отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
низкий уровень ответственности граждан за свое здоровье, а также за здоровье своей семьи;
высокий уровень самолечения лекарственными препаратами для медицинского применения в отсутствие медицинских показаний;
низкий уровень использования информационных технологий в области рациональной фармакотерапии;
недостаточный уровень информирования граждан о реализуемых программах лекарственного обеспечения;
неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890;
недостаточная доступность лекарственных препаратов для медицинского применения для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой;
недостаточное развитие программ здорового образа жизни и социальных практик, ограничивающих распространение заболеваний;
низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров в части рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины;
низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой;
недостаточное использование результатов достижений фундаментальной и прикладной науки в практическом здравоохранении;
зависимость российской системы здравоохранения от передовых зарубежных технологий в силу недостаточности развития отечественных секторов разработки и производства инновационной продукции;
несовершенство контрольно-разрешительной системы обращения лекарственных средств, в том числе в части обеспечения и контроля качества лекарственных препаратов для медицинского применения;
недостаточное развитие отечественной фармацевтической промышленности и научно-исследовательской инфраструктуры по разработке инновационных лекарственных препаратов для медицинского применения;
ограничение возможности дальнейшего расширения национального календаря профилактических прививок в связи с отсутствием отечественных многокомпонентных комбинированных вакцин;
совершенствование системы государственных закупок лекарственных препаратов для медицинского применения;
нарушения в системе обеспечения и контроля "холодовой" цепи при транспортировании и хранении лекарственных препаратов для медицинского применения.
Повышение эффективности планирования и контроля финансовых расходов на лекарственное обеспечение населения в соответствии с реальными потребностями здравоохранения может быть достигнуто при решении этих проблем.
В соответствии с изложенным, в Стратегии предусмотрен сценарий развития лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей