6.13. Инвентаризация и учет незавершенного производства

6.13.1. К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и технической приемки.

Не относятся к незавершенному производству: материалы, полученные цехами, но не начатые обработкой (в том числе раскроем), независимо от того, где они находятся (в кладовой или у рабочего места); материалы, полученные со стороны, и находящиеся в цехе полуфабрикаты, не начатые обработкой, комплектующие изделия и детали, не прошедшие операций сборки в узлы и изделия, окончательно забракованные полуфабрикаты и узлы.

Правильный и своевременный учет незавершенного производства - важное условие, обеспечивающее заданный по плану выпуск готовой продукции. В учете незавершенного производства используются данные о движении деталей, узлов, покупных и собственного производства полуфабрикатов, покупных изделий и контрагентских поставок.

Учет незавершенного производства подразделяется на оперативный (количественный) и бухгалтерский (ценностный), выявленный при инвентаризации и оценке остатков незавершенного производства.

Целью инвентаризации незавершенного производства являются:

установление фактического наличия не законченных изготовлением полуфабрикатов и деталей, находящихся в производстве;

выявление не оформленных документами брака и потерь деталей в производстве;

проверка в натуре остатков незавершенного производства по аннулированным и приостановленным заказам;

определение фактической стоимости заделов и не законченных изготовлением сборкой изделий.

По судоремонту, судостроению и объектам машиностроения с длительным циклом производства в процессе проведения инвентаризации незавершенного производства уточняется степень (процент) готовности каждого заказа, а также проверяется обоснованность затрат по прямым расходам в сопоставлении их со сметными и плановыми нормативами.

Частота инвентаризации незавершенного производства устанавливается руководителем предприятия с учетом особенностей производства и состояния оперативного, складского и сводного учета затрат на производство.

Рекомендуется инвентаризацию незавершенного производства на судоремонтных предприятиях проводить не реже 2-х раз в год.

Выявленные при инвентаризации недостачи и расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета отражаются на счете N 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Списание сумм, принятых на учет по счету N 84, производится в порядке, предусмотренном "Положением о бухгалтерских отчетах и балансе".

Незавершенное производство оценивается в разрезе калькуляционных статей расходов, предусмотренных для калькулирования себестоимости готовой продукции, за исключением статьи "Потери от брака" и отдельных калькуляционных статей расходов, относимых только на товарную продукцию (расходы по освоению новых видов продукции и др.)

Фактическая стоимость незавершенного производства определяется на основе нормативной оценки деталей, узлов и других его элементов.

Порядок оценки незавершенного производства при инвентаризации зависит от принятого варианта учета затрат на производство.

Инвентаризация производится специально создаваемой комиссией и оформляется актом, в котором отмечаются выявленные недостатки и отклонения и приводятся рекомендации по дальнейшему использованию изготовленных деталей, материалов, их оценке и сумме потерь по аннулированному заказу.

Потери по аннулированным заказам выявляются на соответствующих карточках позаказного учета, на которые, помимо учтенных на них затрат, относятся:

по дебету - непогашенная часть специальных инструментов, материалов и покупных изделий, относящихся к данному заказу, а также расходы, связанные со снятием изделия с производства;

по кредиту - суммы потерь, возмещаемые заказчиками, определяемые по ценам возможного использования материальных ресурсов.

Выявленные потери (сальдо дебета) списываются на счет N 80 "Прибыли и убытки" по статье "Убытки по аннулированным заказам".

Заместитель директора

Департамента речного транспорта

В.С.БЕЛОВ