I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы Российской Федерации "Противодействие незаконному
обороту наркотиков", в том числе формулировки основных
проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
За последнее десятилетие в нашей стране наблюдались недопустимо высокие темпы роста числа наркозависимых. Только с 1993 по 2010 год количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 9 раз. Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 г., согласно официальным данным, составило 655 005, а число зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2011 г. составило 673 840 (рост на 8,4% по сравнению с данными на 1 января 2010 г.), или 474,82 на 100 тыс. населения. Диагноз "наркомания" поставлен 457 591 лицу (322,4 на 100 тыс. населения) при росте на 8,2%.
К основным проблемам незаконного оборота наркотиков в России относятся:
российская и международная наркопреступность;
незаконные поставки наркотиков из-за рубежа;
несовершенство международного взаимодействия по поиску преступников и материальных ценностей, полученных от наркопреступлений;
употребление наркотиков в немедицинских целях;
первичная заболеваемость наркоманией;
наркомания в молодежной среде;
использование сети Интернет в целях пропаганды немедицинского употребления наркотиков, их производства и распространения;
демографическая проблема России;
распространение в России преимущественно наркотиков опийной группы афганского происхождения;
несовершенство антинаркотической законодательной базы Российской Федерации.
Общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики в немедицинских целях, в Российской Федерации, согласно полученным в ходе социологических исследований расчетам, оценивается в 3 млн. человек (порядка 2% населения страны).
Опыт употребления наркотиков имеют порядка 13% граждан (18 млн. человек). Общее число лиц, эпизодически и регулярно потребляющих наркотики, достигает 6% населения (8,5 млн. человек).
Уровень информированности о наркотиках среди молодежи в среднем превышает 80%, достигая среди студентов вузов 92,6%. Основными источниками информации о наркотиках являются Интернет и межличностные коммуникации.
Осознают опасность формирования наркотической зависимости даже после единичного употребления наркотика 64,8% опрошенных, 27,8% считают, что такая опасность наступает лишь через 2 - 3 месяца регулярного потребления, 7,4% уверены в том, что если употреблять наркотики редко, то зависимость вообще не возникает.
Средний возраст начала употребления наркотиков составляет 15 - 16 лет. Более 50% лиц, имеющих опыт потребления наркотиков, впервые их употребили при свободном времяпрепровождении в компании друзей.
Высокая степень доступности наркотиков подтверждается тем, что 77,5% опрошенных указали на сравнительно легкую возможность достать наркотики.
При этом 70,7% респондентов в качестве мест, где наркотики наиболее доступны, указали ночные клубы и дискотеки.
Основными поводами к употреблению наркотиков служат любопытство (33,1%), влияние компании (20%), получение удовольствия (19%), уход от проблем (17%).
Из числа наркопотребителей порядка 75% (6 млн. человек) употребляет наркотики каннабисной группы, 15% (1,5 млн. человек) - психостимуляторы, 9% (800 тыс. человек) - наркотики опийной группы.
Из числа опрошенных потребителей наркотиков 18,7% считают, что не смогут самостоятельно отказаться от наркотиков, 5,3% - не собираются отказываться. 22,8% данных лиц убеждены, что вылечиться от наркомании практически невозможно, 23,8% - что можно вылечиться только принудительно.
Успешнее всего решить проблему распространенности наркомании, по мнению 41,9% опрошенных, можно было бы с помощью ужесточения мер наказания за наркопреступления. Еще 36,9% респондентов считают необходимым для решения данной проблемы введение принудительного лечения от наркомании.
Согласно данным Минздрава России, за 2008 год в Российской Федерации зарегистрировано 8421 факт смерти потребителей наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, за 2009 год - 7592, за 2010 год - 7728 фактов, за 2011 год - 6606 фактов. Причинами смерти являлись сопутствующие наркомании заболевания, а также передозировка наркотиков и другие, связанные с употреблением наркотиков, причины. Средний возраст умерших составил 32 года.
Проведение в рамках судебно-медицинской экспертизы исследований на наличие наркотиков в трупе выполняется по постановлениям органов следствия при постановке вопроса о наличии наркотиков в трупе, а также при наличии морфологических признаков, указывающих на прижизненное потребление наркотиков.
Немедицинское потребление наркотиков может являться причиной не только приводящего к смерти отравления наркотиками, но и развития влекущих смертельный исход соматических и инфекционных заболеваний. Помимо этого, употребление наркотиков повышает риск несчастных случаев и провоцирует к совершению суицидальных действий.
Так, в 2011 году с наркологических учетов в связи со смертью снято 8 094 потребителя наркотиков (в 2010 году - 8 975 человек).
В структуре причин смерти больных наркоманией в 2011 году 49% (3936 случаев) составляют именно соматические заболевания, 24% (1917 случаев) - неизвестные причины смерти, 7% (564 случая) - несчастные случаи, 2,6% (212 случаев) - самоубийства.
С учетом того, что, по оценочным данным, число лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях, ориентировочно в 5 раз превышает число обратившихся в наркологические учреждения за оказанием наркологической медицинской помощи в связи со злоупотреблением наркотиками, количество случаев смерти среди потребителей наркотиков может достигать 40 тысяч ежегодно.
В Российской Федерации смертность лиц в наиболее здоровой и активной возрастной категории 15 - 34 лет, на долю которой приходится до 70% потребления наркотиков, превышает 100 тысяч человек ежегодно.
Значительно возрос уровень преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. По данным официальной статистики, ежегодно выявляется более 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из них около 70% тяжких и особо тяжких. За 5 лет к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечено около полумиллиона граждан, более половины из которых молодежь до 30 лет. За последние 5 лет доля лиц, совершивших наркопреступления, в общем количестве осужденных почти удвоилась - с 7% до 13%.
Распространение наркомании негативно влияет на количественные и качественные характеристики призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р, отмечено, что за последние 5 лет число впервые выявленных больных наркоманией юношей в возрасте 15 - 17 лет увеличилось на 22 процента.
Таким образом, распространенность наркомании среди молодежи ухудшает демографические показатели и криминализует общество, что создает угрозу национальной безопасности и социально-экономическому развитию страны.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием.
Масштаб распространения наркотиков на территории России за последние 5 лет позволяет сделать вывод о том, что наркомания проникла во все сферы общества, включая образовательные учреждения, что повлекло усиление негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности молодого трудоспособного населения.
По данным Минздрава России, уровень распространенности наркомании по всем возрастным группам остается стабильно высоким.
Следует учитывать, что в формах статистического учета Минздрава России регистрируется лишь часть потребителей наркотиков. От первой пробы наркотика до обращения больного за медицинской помощью, по данным врачей-наркологов, проходит в среднем 3 - 4 года.
Основной причиной обращения в наркологические учреждения является зависимость от опиатов. Наиболее распространенным наркотиком этой группы в Российской Федерации является героин афганского происхождения. Опиаты - наркотики с высокой токсичностью. Продолжительность жизни больного опийной наркоманией составляет 5 - 7 лет.
Наркотизация населения России приводит к росту преступности. Асоциальный образ жизни наркомана часто приводит его к нарушению закона. По данным правоохранительных органов, 46,6% лиц, совершивших в 2011 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет. По экспертным оценкам, каждое десятое преступление данной категории совершается в состоянии наркотического опьянения.
Данные социологических исследований показывают, что среди наиболее предпочитаемых наркотиков у молодежи оказываются наркотические средства, изготовленные из конопли, которую потребляют, по разным данным, от 29,1% до 31,4% наркопотребителей. Опиаты (включая героин) находятся на втором месте и их доля, по экспертным оценкам, составляет от 6,5% до 13,3%. Такие различия могут быть обусловлены большими медицинскими и социальными последствиями употребления опиатов: опийные наркоманы чаще попадают в поле зрения официальной медицины по сравнению с потребителями конопли.
Уровень первичной заболеваемости наркоманией как среди всех категорий населения, так и в молодежной среде неуклонно растет.
При оценке сегодняшней наркологической ситуации в России в подростково-молодежной среде прослеживаются следующие тенденции:
1. Устойчиво высокий уровень числа лиц подросткового возраста, злоупотребляющих наркотиками и психоактивными веществами.
2. Снижение возраста начала наркопотребления.
3. Стирание половых различий среди наркопотребителей за счет роста числа лиц женского пола, злоупотребляющих наркотиками и психотропными веществами.
4. Расширение спектра потребляемых наркотиков.
На фоне сокращения изъятия из незаконного оборота героина значительно увеличилось изъятие (рост на 44,8%) дезоморфина - наркотического средства, получаемого в кустарных условиях из кодеиносодержащих лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже в аптечной сети, а также из средств бытовой химии.
Если в 2006 году дезоморфин изымался на территории 19 субъектов Российской Федерации, в 2007 году - 27, в 2008 году - 47, в 2009 году - 60, в 2010 году - 67, то в 2011 году уже на территории 77 субъектов Российской Федерации. Масса изъятого правоохранительными органами дезоморфина увеличилась более чем в 300 раз (с 314 г в 2006 году до 100,3 кг в 2011 году).
В ряде субъектов Российской Федерации зафиксировано изменение структуры опийного наркопотребления за счет увеличения доли дезоморфиновых наркопотребителей.
В настоящее время рецептура изготовления дезоморфина широко тиражируется в сети Интернет, что способствует приобщению все большего количества наркозависимых лиц к потреблению данного вида наркотика.
Опасность дезоморфина для здоровья человека вызывается его высокой токсичностью. Регулярный прием дезоморфина приводит, без оказания медицинской помощи, к летальному исходу в течение 2 - 3 лет. В отличие от большинства других наркотических средств дезоморфин изготавливается и употребляется только в условиях наркопритонов, так как непригоден для длительного хранения.
С 1 июня 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей осуществляется по рецепту врача (фельдшера).
Одним из вариантов замещения героина является использование наркотиков, получаемых из маковой соломы. Наиболее распространенным наркотиком этого вида является ацетилированный или экстрагированный опий, содержащий токсичные примеси, который производится из маковой соломы.
Для лиц, потребляющих данный наркотик, характерны тяжелые психические и соматические осложнения, высокий процент наступления наркотической комы со смертельным исходом. Клиническая картина заболевания характеризуется более тяжкими последствиями для здоровья, нежели при употреблении героина.
В последнее десятилетие в молодежной среде растет число лиц, злоупотребляющих стимуляторами и галлюциногенами синтетического происхождения, а также кокаином. Данные виды наркотиков потребляют в клубах, на дискотеках и в других местах массового отдыха молодежи.
Самыми распространенными в незаконном обороте синтетическими наркотиками являются наркотические средства амфетаминовой группы (амфетамин, метамфетамин, МДМА, МДА, ДОБ и др.).
В 2011 году правоохранительными органами Российской Федерации на момент возбуждения уголовного дела из незаконного оборота изъято 716,1 кг синтетических наркотических средств (органами наркоконтроля - 461,7 кг). В общем количестве изъятых правоохранительными органами синтетических наркотиков 27% приходится на долю наркотических средств амфетаминовой группы.
В 2011 году правоохранительными органами России выявлено 49 специально оборудованных подпольных химических лабораторий для производства наркотических средств или психотропных веществ, что на 14% больше, чем в 2010 году.
Вместе с тем в последнее время все большую популярность получают препараты, не подпадающие под юридическое определение наркотического средства, экономически доступные широким слоям населения, обладающие выраженными психоделическими свойствами и высоким наркогенным потенциалом (например, синтетические каннабиноиды - JWH-250, JWH-203, JWH-251). Такие препараты распространяются как в составе курительных смесей, так и камуфлируются под различные товары народного потребления (соли для ванн, удобрения для цветов, антикоррозийные вещества, корм для рыб).
По данным Росстата, в 2011 году более 42% безработных в нашей стране составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Хроническая безработица является одним из ключевых факторов, который приводит молодежь к асоциальному поведению и впоследствии - к потреблению наркотиков и криминальной деятельности.
Больные наркоманией, как правило, нигде не работают и, таким образом, фактически исключаются из экономической деятельности.
В употребление наркотиков в основном вовлечена группа граждан в возрасте от 14 до 40 лет, что наносит экономический, демографический и социальный ущерб государству.
Одновременно распространение наркомании приводит к увеличению расходов бюджетов всех уровней на правоохранительную деятельность, судебную и пенитенциарную систему, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Важной мерой противодействия незаконному обороту наркотиков является совершенствование законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Сложность мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков заключается в необходимости проведения целого комплекса мер, в том числе воздействия на факторы, способствующие их возникновению и развитию (экономические, культурные и социальные), развития системы технического оснащения государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров (прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года), а также в особенностях применяемых криминальными структурами методов и средств, в том числе высоких технологий.
После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1186, которое остановило легальное распространение курительных смесей и миксов, содержащих наркотические вещества (лист шалфея предсказателей, семена розы гавайской, цветок и листья голубого лотоса, Сальвинорин А), а также целого ряда синтетических каннабиноидов серии JWH, в "псевдолегальном" обороте участились случаи замены запрещенных курительных смесей на их аналоги, действие которых сходно с действием наркотических средств. Кроме того, стали приобретать все большую популярность среди молодежи новые виды психоактивных веществ.
18 ноября 2010 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", которое дополнило перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, производными некоторых наркотических средств и психотропных веществ.
Однако состав не запрещенных к свободному распространению синтетических психоактивных веществ динамично меняется в зависимости от внедрения мер государственного регулирования и запрета на данные вещества. Разработчики продолжают создавать новые модификации психоактивных веществ, не внесенных в Перечень, поскольку их легальность и доступность являются предпосылками для широкого распространения среди потребителей.
В настоящее время ряд российских общественных организаций активно лоббирует применение в целях лечения наркозависимых лиц программ заместительной терапии с применением метадона - анальгетика из группы опиоидов синтетического происхождения длительного действия, внесенного в Список I Перечня (оборот запрещен).
Зарубежный опыт применения заместительной терапии, при которой потребители опиатов с диагнозом "наркомания", желающие избавиться от зависимости, переводятся на потребление легально получаемых наркотических средств-заместителей, позволяет сделать вывод о том, что развитие этих программ не ведет к снижению уровня смертности от передозировок. Напротив, риск случайной передозировки от метадона выше, чем, например, от героина.
При этом высокий уровень смертности среди участников программ заместительной терапии рушит основные утверждения западных специалистов об их положительном влиянии на наркоситуацию и усилении контроля над протекающими в этой сфере процессами.
Качественное решение задачи по лечению наркозависимых лиц в Российской Федерации подразумевает интенсивный поиск и внедрение новых средств и методов, направленных на полное прекращение употребления наркотиков больными наркоманией, а не на замену одного наркотика другим.
Эффективному осуществлению противодействия распространению наркомании препятствует несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей данные правоотношения.
В этой связи важным шагом стало принятие Федерального закона от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которым усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Данным Федеральным законом внесены изменения в статью 230 УК РФ, позволяющие за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ привлекать к уголовной ответственности лиц независимо от того, знали они заведомо о несовершеннолетии склоняемого к потреблению наркотических средств или психотропных веществ или нет.
Однако внесение указанных изменений носит явно недостаточный характер.
Так, ряд составов преступлений, предусмотренных УК РФ, устанавливают в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.
По многим преступлениям насильственного характера такой квалифицирующий признак не предусмотрен.
Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается повышенная уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в исправительном, образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга).
КоАП РФ определяет медицинское освидетельствование на состояние опьянения в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусмотрено только для лиц, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения (статья 27.12 КоАП РФ).
В настоящее время КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, потребивших наркотические средства или психотропные вещества, а также находящихся в состоянии опьянения и не являющихся участниками дорожного движения.
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в КоАП РФ в части определения порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.
Одной из наиболее важных проблем является распространение наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и организациях в сфере образования, развлечения, досуга и отдыха.
Пользователями услуг указанных учреждений и организаций в большинстве случаев являются подростки и молодежь, которые в первую очередь становятся жертвами наркобизнеса. При этом руководством большинства данных учреждений и организаций не принимается действенных мер по предупреждению незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в помещениях и на принадлежащих им территориях.
Выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними является важнейшим условием кардинального снижения спроса на наркотики среди молодежи.
Широкое распространение сети Интернет и возрастающие возможности виртуального общения, наряду с очевидными преимуществами свободного доступа к получению различной информации, породили крайне отрицательные последствия в части бесконтрольного распространения негативного контента. Интернет превратился не только в универсальный способ получения, обмена и обработки информации, но и стал одним из основных инструментов в планировании и подготовке противоправных деяний криминальных групп. Особую озабоченность вызывает наличие в Интернете огромного количества ресурсов, открыто рекламирующих и пропагандирующих потребление наркотиков и психотропных веществ. Для решения существующей проблемы усилий только правоохранительных органов явно недостаточно. Требуется задействовать все имеющиеся возможности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Представляется необходимой разработка и создание автоматизированной системы фильтрации противоправного и негативного контента, связанного с информацией о немедицинском применении и нелегальном распространении наркотических средств, в сети Интернет. ("Школьный портал", фильтрация порноматериалов и т.д.).
Незаконный оборот наркотических средств опийной группы является одной из основных проблем, представляющих опасность для здоровья нации и национальной безопасности Российской Федерации.
Контрабанда наркотиков из Афганистана является главным (основным) источником пополнения российского опийного наркорынка.
Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) опубликован доклад "Обзор производства опиатов в Афганистане за 2011 год", в котором говорится о более чем 60-процентном росте объемов производства опиума-сырца в стране по сравнению с 2010 годом.
По данным УНП ООН, в 2011 году в Афганистане было произведено около 6 тысяч тонн опия, или, в перерасчете на героин, - 600 тонн (в 2010 году - 360 тонн героина), до 25% которого предназначалось для центральноазиатских республик и Российской Федерации.
Согласно данным исследования, проведенного совместно с Министерством по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан, доходы крестьянских хозяйств от культивирования опийного мака в 2011 году достигли 1,4 млрд. долларов США, что составляет 9% ВВП Афганистана (в 2010 году - 605 млн. долларов США). При этом примерные доходы наркопроизводителей от нелегального экспорта опиатов составили около 2,4 млрд. долларов, то есть 15% афганского ВВП.
Почти 60 процентов афганских фермеров выращивают опийный мак. В 2011 году доходы от его культивирования оценивались в 11 раз выше, чем доходы от выращивания пшеницы.
И если в 2010 году отмечалось сокращение маковых полей по причине грибкового заболевания, то за 2011 год площади плантаций опийного мака выросли со 123 до 131 тысячи гектаров (+ 7%), а объемы производства опия-сырца - с 3600 тонн до 5800 тонн, т.е. более чем на 60 процентов.
Три афганские провинции - Каписа, Баглан, Фарьяб, ранее объявленные "свободными" от посевов опийного мака, в настоящее время вновь вернулись к массовым посевам зелья.
Из общего числа изъятых из незаконного оборота наркотиков на долю наркотиков опийной группы приходится 16%, в том числе на героин - 5%.
В 2011 году значительно (на 23,6%) сократилось изъятие из незаконного оборота героина (изъято 2 015 кг, в т.ч. 1 628 кг в оптовых партиях).
Основной причиной снижения выявления героина в России послужило то, что в 2010 году в Афганистане из-за заражения биологическим вредителем произошло существенное (до 50%) сокращение урожая опийного мака, что, как следствие, привело в 2011 году к снижению интенсивности наркотрафика героина в Россию, вызвав его определенный дефицит.
Дефицит героина на "черном рынке" косвенно подтверждается увеличением его средней стоимости в оптовых партиях (со 126 тыс. руб. за 100 граммов в I квартале до 145 тыс. руб. в IV квартале 2011 г.).
В Россию афганские наркотики поступают по "северному" маршруту (Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), части "балканского" маршрута через Иран, страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и акваторию Каспийского моря, а также по новому, так называемому "восточному", маршруту - через Китай и Монголию.
В этих условиях поставщики наркотиков пытаются частично восполнить дефицит героина путем разбавления его примесями. Так, если в 2010 году среднее содержание диацетилморфина в изымаемых оптовых партиях героина составляло 25%, то в ноябре - декабре 2011 г. снизилось до 19%. При этом в Новгородской, Нижегородской, Самарской, Ивановской, Мурманской, Владимирской, Тульской областях, республиках Ингушетия, Татарстан, Башкортостан в ноябре - декабре 2011 г. 11% от общего количества изъятых оптовых партий героина имели концентрацию диацетилморфина менее 1%.
ФСКН России неоднократно заявляла, что афганское наркопроизводство - это угроза безопасности планетарного масштаба. Афганистан продолжает являться мировым лидером по производству наркотиков, поставляя на международный "черный рынок" более 90% всех производимых в мире опиатов. По данным ФСКН России, ежегодно в Афганистане производится порядка 150 миллиардов разовых доз героина и около 30 миллиардов разовых доз гашиша.
Количество афганских нарколабораторий, работающих только для поставки героина в Россию, с 2009 года увеличилось более чем в 2,5 раза - с 200 до 550. В Афганистане на складах находится свыше 15 тысяч тонн собранного смертельного зелья. Если на юге Афганистана, в таких провинциях, как Гильменд и Кандагар, локализуется культивация опийного мака, то на севере, особенно в гористой местности провинции Бадахшан, сконцентрировано огромное количество нарколабораторий. Именно оттуда начинается трафик героина в сторону России.
Наметившаяся в 2009 - 2010 годах тенденция к потреблению в немедицинских целях кодеиносодержащих лекарственных препаратов, а также кустарно изготовленных на их основе наркотиков привела к формированию устойчивого спроса на них значительной части опийных наркопотребителей.
Количество выявленных за последние пять лет правоохранительными органами наркопритонов увеличилось почти на 30%. В 2011 году выявлено 7 077 преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотиков (рост на 8%).
По количеству и объему изъятий в Российской Федерации доминируют наркотики каннабисной группы.
Это обусловлено наличием собственной растительной базы для производства наркотиков, географической близостью с государствами - поставщиками наркотиков каннабисной группы, а также относительно низкой стоимостью наркотиков растительного происхождения и простотой их применения.
По экспертным оценкам, дикорастущая конопля на территории Российской Федерации занимает свыше 1 млн. гектаров земельных угодий.
Из дикорастущей конопли сравнительно просто в кустарных условиях без использования сложных технологических приемов получить наркотические средства, которые для многих людей, главным образом молодежи, явились первым звеном в процессе их заболевания наркоманией.
Источником широкого распространения в незаконном обороте каннабиноидов и, в частности, марихуаны являются как контрабандные поставки на территорию страны из Центрально-Азиатского региона, так и производство наркотиков с использованием собственной растительно-сырьевой базы.
Одним из основных психоактивных веществ, содержащихся в конопле, является тетрагидроканнабинол (ТГК). Наибольшее количество данного вещества содержится в соцветиях и листьях конопли.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 460 "О запрете культивирования конкретных сортов конопли на территории Российской Федерации" для нужд текстильной и легкой промышленности в России сельхозпредприятиями ежегодно высевается высокоурожайная по волокну и семенам сортовая конопля с минимально допустимым содержанием тетрагидроканнабинола не более 0,1%.
Значительные площади произрастания дикорастущей конопли сосредоточены в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге Сибири, Дальнем Востоке, в Северо-Кавказском регионе.
Существенным источником поступления наркотиков каннабисной группы на "черный наркорынок" являются незаконные посевы конопли. Урожайность конопли на поливных и удобряемых участках заметно выше урожайности дикорастущих зарослей.
Наиболее остро проблема незаконных посевов наркосодержащих растений проявляется в регионах Северного Кавказа, Краснодарском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях, Волгоградской, Псковской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской и в ряде других областей Российской Федерации.
Дикорастущая (сорная) конопля произрастает на большей части территории России. Из дикорастущих (сорных) сортов конопли, распространенных в России, наиболее высокое содержание ТГК характерно для дальневосточной конопли - до 9% (Приморский край, Амурская область). Достаточно высокое его содержание в южносибирской и южноуральской конопле. В остальных регионах России содержание ТГК в конопле не превышает 2 - 4% (Северный Кавказ, Центрально- Черноземный регион, Поволжье). Низкое содержание ТГК - 0,5 - 1% встречается в конопле, произрастающей в средней полосе и северных регионах России.
Предпосылки увеличения ареалов распространения дикорастущей конопли кроются прежде всего в упущениях в сфере землепользования.
На сегодняшний день земли сельскохозяйственного фонда Российской Федерации составляют 400 млн. га, из них около 122 млн. га - пахотные земли.
При этом, по данным Росреестра, на протяжении более десяти лет в целом по стране наблюдалось ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий. Сокращение площади земель, используемых под пашню, за последние 20 лет составило более 10,6 млн. га в 54 субъектах Российской Федерации.
Не используемые в течение длительного периода земли зарастают кустарником и мелколесьем, а при наличии благоприятных природно-климатических условий - наркосодержащими растениями.
В 2011 году правоохранительными органами в целом по стране уничтожены очаги произрастания дикорастущей конопли на площади 29,5 тыс. га. Уничтожая ареалы произрастания дикорастущей конопли, правоохранительные органы предотвратили ее изготовление и не допустили поступление на нелегальный рынок примерно 13,2 т марихуаны.
Разница в соотношении уничтоженной дикорастущей конопли к выявленным очагам распространения связана с особенностями рельефа местности и недостатками ресурсного обеспечения, особенно бюджетного финансирования, субъектов Российской Федерации. В Сибирском федеральном округе уничтожено 74% от выявленных очагов распространения, Дальневосточном федеральном округе - 65% и Приволжском федеральном округе - 89%. Наиболее сложная ситуация сложилась в следующих субъектах федерации: в Северной Осетии уничтожено 39% от выявленных очагов распространения, Башкирии - 53%, Тыве - 60%, Забайкальском крае - 63,8% и Амурской области - 63%.
В целях создания правовых рычагов регулирования процесса уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 декабря 2010 г. N 1087 "Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", регламентирующее указанную сферу деятельности.
Вместе с тем для повышения эффективности борьбы с культивированием посевов наркосодержащих растений целесообразно создание федеральной специализированной геоинформационной системы мониторинга ареалов их произрастания. Регулярный анализ информации позволит своевременно и достоверно выявлять посевы наркосодержащих растений, находящихся, как правило, в отдаленных и труднодоступных местах, и оперативно принимать решения по их уничтожению.
Все более активно для контрабанды наркотиков используются морские порты Азово-Черноморского бассейна.
Наибольшее количество фактов контрабанды наркотиков выявлено на российско-казахстанской границе, через которую наркотики опийной группы поступают в Россию как для внутреннего потребления, так и последующей транспортировки в Европу.
Определяющим фактором оперативной обстановки на российско-казахстанском участке границы является неконтролируемая миграция населения, в том числе из наркоопасных регионов.
Особую опасность представляют группы, состоящие из лиц таджикской национальности. Так, в 2011 году доля граждан Таджикистана в общем числе иностранцев, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, расследованные органами наркоконтроля, составила 41%. В 2010 году - 38,7%.
Транспортировка наркотиков опийной группы на территорию Российской Федерации осуществляется всеми видами транспорта. Основная часть их контрабанды задерживается на железнодорожном и автомобильном транспорте.
Авиатранспорт используется для доставки наркотиков внутриполостным способом сокрытия, являющимся наиболее сложным с точки зрения обнаружения перемещаемой контрабанды.
Повышенное внимание международной организованной преступности к Российской Федерации привлекают выгодное геополитическое положение, наличие разветвленной транспортной системы, сложности в организации и осуществлении пограничного контроля, большая протяженность и прозрачность границ со странами ближнего зарубежья.
Наиболее сложная обстановка отмечается на российско-казахстанском участке границы, через которую поставляется марихуана и гашиш, производимые в Киргизии и Казахстане. Небольшие партии наркотиков каннабисной группы поступают из Украины и Молдовы.
Гашиш на территорию Российской Федерации ввозится автомобильным и железнодорожным транспортом через российско-азербайджанскую границу, проходящую по территории Республики Дагестан, и водным транспортом через порты Каспийского моря: из иранского порта Энзели в порты, расположенные в Дагестане и Астраханской области.
В сфере незаконного оборота с каждым годом возрастает удельный вес синтетических наркотиков.
Наибольшее распространение они получили в крупнейших мегаполисах страны, в том числе - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, Краснодаре, Омске, Владивостоке и т.д., где развита сеть увеселительных заведений для проведения вечернего и ночного досуга.
При потреблении синтетических наркотических средств в виде таблеток и капсул легче преодолевается психологический барьер, поскольку они не связаны с использованием шприцев, с возможностью передачи ВИЧ-инфекции, гепатита и других вирусных заболеваний.
Основным источником появления синтетических наркотиков на "черном рынке" России является их контрабандный ввоз из государств Западной Европы.
В большинстве случаев маршруты контрабанды наркотиков амфетаминового ряда в Российской Федерации пролегают через Калининград, Санкт-Петербург, Псковскую и Смоленскую области.
Отмечаются факты поставок МДМА в южные регионы России (Ростовская область, Краснодарский край) автомобильным и железнодорожным транспортом из Украины и водным транспортом из Венгрии через город-порт Таганрог.
Иным источником появления синтетических наркотиков в России является их производство внутри страны с использованием эфедриносодержащих лекарственных препаратов (первитин, эфедрон и т.п.).
Незаконный оборот кокаина в Российской Федерации характеризуется особой структурой потребителей, проживающих в пределах крупных деловых и культурных центров страны.
Принимая во внимание относительно высокую стоимость кокаина, круг потребителей кокаина сравнительно узок. Употребление кокаина становится "признаком" успешности, принадлежности к высшим кругам общества.
Самыми распространенными местами мелкого сбыта и потребления кокаина являются клубы и дискотеки.
Кокаин полностью поступает в Россию контрабандным путем. Основными производителями кокаина являются государства "андской группы" - Колумбия, Боливия и Перу, где сосредоточено 98 процентов мирового производства коки.
Крупные партии доставляются морским транспортом - судами, перевозящими легальные грузы из государств Латинской Америки.
Транспортировка незначительных объемов кокаина осуществляется наркокурьерами с использованием коммерческих авиалиний. Наиболее часто используется внутриполостной способ перевозки наркотиков либо с сокрытием в ручной клади.
Кокаин доставляется в Россию по трем основным направлениям:
северо-западное (из Латинской Америки и стран Балтии через Санкт-Петербург как морским, так и автомобильным транспортом);
западное (из Польши через Белоруссию и Украину автомобильным транспортом);
южное (морским транспортом через черноморские порты Краснодарского края).
Проблема наркомании и наркопреступности остается одной из наиболее злободневных в жизни российского общества.
Принимаемые государством меры по предупреждению немедицинского потребления наркотиков способствовали улучшению отдельных показателей, свидетельствующих прежде всего о снижении среднегодовых темпов роста больных наркоманией с 16% (в 2000 - 2002 годах) до 0,9% (в 2005 - 2011 годах).
Структура зарегистрированных больных наркоманией практически не изменилась (по данным за 2011 год): у большинства развита опийная зависимость (85,6%), второе ранговое место составляют больные с зависимостью от каннабиоидов (6,8%), третье - больные, употребляющие другие виды наркотиков и их сочетания (6,2%).
Среднегодовые темпы роста показателя распространенности опийной наркомании в период 2005 - 2011 годов стабилизировались на уровне, не превышающем 1,0%.
Однако указанное не означает снижения остроты проблемы немедицинского потребления наркотиков в Российской Федерации.
На фоне общего сокращения на 8,3% уровня преступности в стране в 2011 году число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению с 2010 годом сократилось на 3,3% и составило 210 864, в том числе 150 727 тяжких и особо тяжких преступлений.
Активизирована работа по выявлению преступлений, связанных с наркоконтрабандой (рост на 18,8%, 814) и содержанием наркопритонов (рост на 9%, 4 845).
В структуре наркопреступности наиболее распространенными являются преступления, связанные с наркоторговлей, которых в 2011 году выявлено 103 980 (снижение на 8,4%). Удельный вес преступлений, связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, составил 48,3%. На долю преступлений, связанных с незаконным хранением наркотиков без цели сбыта, приходится 42,5% наркопреступлений.
Правоохранительными органами в 2011 году расследовано 14 320 наркопреступлений, совершенных в организованных формах (снижение на 9,4%).
Число выявленных преступлений, связанных с незаконным культивированием наркосодержащих растений, сократилось почти в 3 раза.
Вместе с тем на фоне сокращения большинства видов наркопреступлений возросло на 31% (с 1 744 до 2 284) число пресеченных фактов контрабанды наркотиков.
В 2011 году выявлено 211 преступлений, связанных с легализацией наркодоходов (ст. ст. 174 - 174.1 УК РФ), что составляет порядка 30% от всех преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов. При этом все преступления, связанные с легализацией доходов от незаконного оборота наркотиков, выявлены ФСКН России. Установленный ущерб по уголовным делам составил 303,6 млн. рублей (рост на 31% к 2010 году).
Достигнута положительная динамика в выявлении преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ. Данный вид преступлений имеет сложный состав, так как подразумевает выявление организованной группы по предикатному преступлению и лиц из числа этой группы, отвечающих исключительно за финансовую сторону преступной деятельности. В 2011 году было выявлено 178 таких преступлений, что в 9 раз превышает показатель 2010 года. Работа по данному направлению осуществляется в тесном взаимодействии подразделений правоохранительных органов и Росфинмониторинга.
За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2011 году по основной квалификации осуждено 101 567 лиц, или 13% от общего числа осужденных (в 2010 году - 105 095, или 12,4%), в том числе 1819 несовершеннолетних (в 2010 году - 2271), 3164 иностранных гражданина и лица без гражданства (в 2010 году - 3461).
Из общего числа лиц, осужденных за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, наказание в виде лишения свободы назначено в отношении 46 091 лица, или 45,4% (в 2010 году - 50 640, или 48,2%).
Из 755,6 тыс. человек, содержавшихся и отбывавших в 2011 году наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, 147 421 человек (19,5%, в 2010 году - 17%), практически каждый пятый, содержались и отбывали за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 18 636 женщин, 120 несовершеннолетних. При этом свыше 10 тысяч осужденных являются иностранными гражданами.
По-прежнему значительное количество лиц, совершивших наркопреступления, составляют лица, не имеющие постоянного источника дохода (73,4% от привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками).
Это обусловлено тем, что наркомания наиболее распространена в среде лиц, не имеющих постоянных источников дохода. В настоящее время они составляют свыше 65% контингента, состоящего на учете в связи с немедицинским потреблением наркотиков в специализированных лечебных учреждениях.
Большое количество таких лиц добывает средства на приобретение наркотиков, как правило, противоправным путем, включая совершение преступлений корыстно-насильственной направленности, а также сбыт наркотиков. Это значительно осложняет криминальную обстановку в стране. За последние пять лет количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, увеличилось на 56%, из них тяжких и особо тяжких - на 55%.
Так, преступления совершили 15 237 лиц в состоянии наркотического опьянения и 10 169 больных наркоманией. За 2011 год также произошло увеличение на 27,2% (со 172 до 236) количества несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.
Заметную роль в незаконном обороте наркотических средств занимают преступные группировки, сформированные по этническому (родовому, земляческому) признаку из выходцев регионов Центральной Азии, Закавказья, Северного Кавказа, цыганские преступные группировки. Эти группировки характеризует высокий уровень сплоченности, круговой поруки, что крайне осложняет работу по их выявлению и изобличению.
В 2011 году было выявлено 151 894 административных правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. К административной ответственности привлечено 148 085 физических лиц и 679 юридических лиц. Сумма наложенных административных штрафов превысила 24 млн. рублей.
В территориальные органы ФМС России направлено 427 распоряжений ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сотрудниками территориальных подразделений ФМС России на постоянной основе проводится работа с национальными диаспорами, представленными в соответствующем регионе, в ходе которой значительное внимание уделяется профилактической работе по соблюдению мигрантами законодательства Российской Федерации, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков.
Одним из источников поступления в нелегальный оборот наркотиков является нарушение правил их легального оборота. В этой связи в 2011 году Росздравнадзором было проведено 407 проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотиков и культивированию наркосодержащих растений. В ходе проверочных мероприятий в 86 организациях (21%) выявлены нарушения законодательства при осуществлении деятельности по обороту наркотиков и культивированию наркосодержащих растений.
Одним из способов распространения наркотиков стала сеть Интернет. Возрастающие возможности виртуального общения, наряду с очевидными преимуществами свободного доступа к получению различной информации, породили отрицательные последствия в части бесконтрольного распространения негативного контента. В Интернете находится огромное количество ресурсов, открыто рекламирующих и пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также всевозможных психоактивных веществ, находящихся вне контроля, так называемых "легальных наркотиков".
В ходе мониторинга Интернета территориальными органами безопасности выявлено значительное количество информационных ресурсов, пропагандирующих наркопотребление и распространяющих наркосодержащие препараты. После оплаты продукции через электронные системы платежей наркотические средства пересылаются на территорию Российской Федерации с использованием международных почтовых компаний. Кроме того, интернет-магазины проводят специальные маркетинговые акции для привлечения новых и удержания постоянных клиентов (бесплатная доставка "пробников", скидки и пр.).
Серьезную опасность представляют специализированные форумы в социальных сетях, темы которых посвящены употреблению наркотиков. На них происходит наиболее интенсивный обмен опытом среди наркозависимых лиц о способах производства, приема наркотических средств, местах приобретения, а также о правилах поведения в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов. На форумах широко обсуждаются различные лекарственные средства, обладающие свойствами, схожими с наркотическими, особенно если они имеются в свободной продаже.
В целях противодействия распространению, рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет в августе 2011 г. создана и приступила к работе "Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте" (далее - Горячая линия) на базе Региональной общественной организации "Центр Интернет-Технологий". В результате обработки информации, поступившей на Горячую линию от граждан, выявлено и взято ФСКН России в разработку более 1 500 ресурсов, представляющих оперативный интерес.
В результате принятых мер, в том числе с использованием механизмов общественно-государственного партнерства, закрыто более 800 ресурсов, в деятельности которых усматривались признаки пропаганды наркотиков.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания механизмов принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации, в том числе по пропаганде наркотиков, хостинг-провайдерами, операторами связи. Также Федеральным законом введена обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.
Вместе с тем принятые решения далеко не везде реализуются в полном объеме. Об этом свидетельствуют результаты работы по борьбе с организованной наркопреступностью и пресечению оптовых поставок афганских опиатов.
В этой ситуации очевидна необходимость принятия системных мер, направленных на решение проблемных вопросов оперативно-служебной деятельности.
Важным шагом в консолидации усилий органов государственной власти Российской Федерации по пресечению распространения наркотиков на территории Российской Федерации стала разработка на основе решения Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. государственной антинаркотической Стратегии.
Стратегия определяет государственную систему приоритетов и мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику немедицинского потребления наркотиков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей