2.1.1. Нормативное правовое регулирование планирования и исполнения бюджета
К настоящему времени назрела необходимость подготовки новой редакции Бюджетного кодекса, поскольку принятые в последние годы, а также разработанные (рассматриваемые) законопроекты о внесении в него поправок должны быть увязаны в единую систему.
К числу наиболее важных относятся новации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, связанные с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и порядка предоставления (государственных муниципальных) услуг. Принятие этого закона коренным образом изменило структуру и принципы организации сектора государственного управления. Выведение преобладающей доли поставщиков государственных (муниципальных) услуг бюджетных и автономных учреждений из состава участников бюджетного процесса требует соблюдения новых принципов взаимодействия органов власти и сети государственных (муниципальных) учреждений на всех стадиях бюджетного процесса, регулирования финансовых отношений бюджета и государственных (муниципальных) учреждений в новых условиях.
Сохраняются пробелы правового регулирования правоотношений с участием публично-правовых образований, основанных на договорах (соглашениях, контрактах), в том числе в таких сферах как:
предоставление бюджетных инвестиций хозяйствующим субъектам;
предоставление субсидий некоммерческим организациям, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании;
закупки государственных (муниципальных) услуг и работ в пользу физических и юридических лиц;
предоставление кредитов и гарантий, осуществление заимствований, а также размещение средств бюджетов на банковские депозиты.
Реформирование указанных отношений вызвано необходимостью определения инструментов использования имущественного комплекса публично-правовых образований, в состав которых входят средства бюджетов, а также иное имущество, в том числе имущественные права, принадлежащие публично-правовому образованию, поскольку эффективность этих инструментов является необходимым условием повышения эффективности выполнения государственных (муниципальных) функций и задач.
В этой связи в 2013 - 2014 годах требуется внести изменения в Бюджетный кодекс, иные федеральные законы в части:
создания единой правовой, экономической и финансовой основы регулирования контрактных отношений, учитывающей результаты анализа международного опыта организации контрактной системы;
регламентации отношений, связанных с закупками товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц;
формирования типовых формализованных требований к договорам (соглашениям), стороной которых выступает публично-правовое образование;
определение общих принципов и подходов к формированию цен "публичных контрактов";
реформирования системы бюджетных платежей.
Кроме того, принятие законопроекта "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с введением норм о формировании, утверждении и ведении планов закупок и планов-графиков, требований к разработке положений о нормативных затратах на обеспечение функций органов власти (казенных учреждений), об определении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере закупок также потребуют изменения Бюджетного кодекса.
В основу обновленной структуры Бюджетного кодекса должна быть положена общая логика построения и регулирования системы управления общественными финансами, в соответствии с которой дается описание участников системы, их полномочий, принципов и порядка взаимодействия, выделяются основные объекты управления, фиксируются ключевые этапы бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, отчетность, контроль и анализ), определяются базовые правила принятия и реализации управленческих решений на каждой из выделенных стадий, а также требования к информационному обеспечению бюджетного процесса.
Выбор концепции (модели) Бюджетного кодекса должен решаться с учетом результатов сравнительного анализа правового устройства бюджетной системы Российской Федерации со сложившейся лучшей мировой практикой построения нормативно-правовой базы для бюджетных систем - от строго регламентированной до рамочной (в части описания процессов бюджетного законодательства, подготовки бюджета, обсуждения и принятия бюджета парламентом, исполнения бюджета, контроля и аудита исполнения бюджета, бюджетного процесса для региональных и местных бюджетов), а также различающейся по ее составу - регламентирующей положения, регулирующие бюджетный процесс в Конституции Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации.
Результатом реализации указанного мероприятия является систематическая подготовка проектов федеральных законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с последними новациями бюджетного процесса, а также подготовка законопроекта, содержащего новую редакцию Бюджетного кодекса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей