Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8.2. Основное мероприятие N 5.2 "Стимулирование модернизации существующих и строительства новых объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции"

8.2. Основное мероприятие N 5.2 "Стимулирование

модернизации существующих и строительства новых объектов

рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения

рыбной продукции"

Целью реализации данного отдельного мероприятия является расширение производства и реализации конкурентоспособной отечественной рыбо- и морепродукции с высокой долей добавленной стоимости и обеспечение на этой основе интенсивного замещения на внутреннем рынке импортной продукции продукцией отечественного производства.

На первом этапе реализации подпрограммы будет продолжена работа по предоставлению субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим добычу (вылов), первичную и последующую переработку рыбной продукции, для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

На втором этапе реализации подпрограммы планируется переход от сырьевого рынка к рынку рыбо- и морепродукции, подвергшейся стандартизированной технологической безотходной обработке.

При данном подходе ценность рыбо- и морепродукции будет зависеть от технологических преимуществ, используемых при переработке ВБР (условия и длительность хранения продукции). При одновременном повышении качества переработки и длительности хранения продукции будет достигнут эффект экономии на издержках хранения и логистики.

Основное внимание при этом будет уделено согласованности мер в промышленной и экономической политике, минимизации зависимости от изменений в национальной экономике и мировой рыночной конъюнктуре.

Субъекты малого и среднего предпринимательства будут ориентированы на развитие глубокой переработки ВБР на базе стандартных технологий и производство продукции массового спроса, отвечающей международным стандартам качества.

Предполагается ускорение замены основных производственных фондов с использованием прогрессивных технологий и новой техники для стандартного массового производства. Тем не менее глубокую переработку рыбо- и морепродуктов предполагается развивать не только в объеме, но и в направлении перманентного повышения качества и увеличения ассортимента.

Важнейшим направлением технологического развития станет повышение безотходности обработки ВБР на базе автоматизации производственных и вспомогательных процессов (сортировка, разделка, упаковка, маркировка, хранение) и внедрения малоотходных технологий, обеспечивающих глубокую переработку сырья, увеличения выпуска муки и жира, кормовой рыбы и фарша, различных биологически активных веществ.

Будет стимулироваться кооперация малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом с целью снижения издержек на трудоемких операциях по разделке ВБР. Основным принципом при данном подходе станет принцип переработки всех видов ВБР, доставленных на российский берег.

Государственный сектор при данных условиях развития будет являться не столько регулятором и ограничителем ряда процессов, сколько активатором производственных, экономических, инвестиционных и технологических процессов, напрямую заинтересованным в поступательном развитии рыбопереработки как фактора социальной стабильности.

Планируются к применению такие инструменты экономической политики, как формирование точек роста и кластерных образований, инвестиционное кредитование, налоговое стимулирование и др. Целевой функцией государства станет активирующая и гарантирующая устойчивость развития в условиях роста международной конкуренции за контроль добычи ВБР.

Также предполагается активизация процесса совершенствования институциональной среды (вовлечение ассоциаций и союзов в процесс развития, укрепление кооперационных связей и т.д.). Корпоративные ассоциации наряду с государством должны стать равноправными субъектами стратегического планирования и управления развитием подотрасли.

На втором этапе реализации подпрограммы будут созданы условия для интеграции рыбоперерабатывающего сектора в мировое рыбное хозяйство. Усилится международный характер, и в частности экспортная составляющая в деятельности бизнеса, что будет способствовать расширению ассортимента и увеличению поставок на экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Процесс интеграции будет происходить на базе как торговых, так и производственно-кооперационных и маркетингово-кооперационных связей. Ключевым объектом отношений станет не товар, а предприятие и его международное размещение.

Выбор территории (страны, региона) для размещения российских рыбоперерабатывающих производств за рубежом будет осуществляться на основе принципа снижения издержек, что направлено на достижение лидирующих позиций по ценовой конкурентоспособности. Решения о размещении будут приниматься с учетом удельных переменных затрат на единицу стоимости. При этом помимо основных затрат будут учитываться затраты на преодоление административных барьеров входа на рынок, готовность и способность национального менеджмента работать в других правовых и институциональных условиях, особое внимание при этом будет уделяться политическим рискам.

На данном этапе реализации подпрограммы будет создан сегментированный рынок индивидуализированной нетрадиционной высокотехнологичной рыбо- и морепродукции. Ее производство является целенаправленным созданием исключительных монопольных преимуществ, которые защищаются государством. Именно созданные исключительные преимущества, а не сам факт наличия ресурсов, будут полностью определять конкурентоспособность рыбоперерабатывающей промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В долгосрочной перспективе такого рода рынок будет создан целенаправленными действиями ведущих корпоративных стратегических игроков, ориентированных на максимизацию экономической прибыли.

Основными принципами развития станут современные ресурсо- и энергоэффективные технологии переработки и хранения рыбной продукции. Главная экономическая характеристика этих технологий - возможность использования монопольного ресурса для получения монопольной прибыли. Главная научно-техническая характеристика этих способов - создаваемая ими возможность сдвинуть временные границы сохранения потребительской ценности живого белка.

Возможность производства продукции максимально глубокой степени переработки будет способствовать созданию новых сегментов непищевого потребительского рынка, связанного с фармакологией, косметикой, микроудобрениями и т.д.

В корпоративном секторе будет усилена роль малого бизнеса как субъекта венчурных технологий внедрения инновационных разработок, обеспечивающих дифференциацию продукции, и берущего на себя первоначальные риски. Появится возможность ориентации на монопольную прибыль.

Государственный сектор по-прежнему останется заинтересованным в приоритетном развитии рыбопереработки. Однако сфера приложения его инновационных усилий будет включать не только массовую продукцию, произведенную с использованием стандартизированных технологий, но и уникальную техноемкую и наукоемкую продукцию. Планируется развитие рынка под влиянием целенаправленных мер в инновационной политике.

Инновационная политика при таком сценарии будет строиться на базе новейших достижений науки и техники, а также на научно обоснованных прогнозах и оценках ресурсных возможностей отрасли.

В рамках второго этапа государственной программы также планируются масштабные институциональные преобразования. Это связано с необходимостью спецификации прав собственности, обеспечением патентных и авторских прав и в целом установлением правового режима защиты интеллектуальной собственности. Эти преобразования, как показывает мировой опыт, позволяют осуществить переход к менеджменту, основанному на правах.