Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

11. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

11. Анализ рисков реализации государственной

программы и описание мер управления рисками реализации

государственной программы

Исходная идея государственных программ заключается в формализации функций федеральных органов исполнительной власти путем их количественного описания как системы целей, достижение которых является решением основных проблем (задач) предметной области основного исполнителя и соисполнителей государственной программы.

Достижение целей должно быть наглядно представлено через систему показателей, значения которых призваны демонстрировать:

1. Уровень достижения запланированного эффекта.

2. Скорость достижения уровня запланированного эффекта.

При этом система показателей должна быть непосредственно увязана с выделяемыми на достижение целей и решение задач людскими, материальными и финансовыми ресурсами.

Риск обеспечения финансирования. Риск обеспечения финансирования государственной программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации государственной программы в результате недофинансирования можно считать минимальным. В этой связи можно дать следующую качественную оценку данного риска - риск низкий.

Риск возникновения сбоев при реализации. Риск возникновения сбоев при реализации государственной программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок основного исполнителя и соисполнителей государственной программы, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой.

В рамках данного вида риска можно выделить следующие виды рисков:

риск исполнителей - вероятность возникновения проблем в реализации государственной программы в результате недостаточной компетенции ответственных исполнителей. Также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации государственной программы. Качественная оценка данного риска - риск средний;

риск несовершенства технологической инфраструктуры - неготовность инфраструктуры к решению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализации государственной программы. Качественная оценка данного вида риска - риск средний. С целью уменьшения данного риска государственной программой предусмотрены мероприятия развития технологической инфраструктуры отрасли. Снижение данного риска также можно обеспечить за счет более активного привлечения к реализации государственной программы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

Таким образом, операционный риск реализации государственной программы определяется как средний. Важно учесть, что вес операционного риска не является критическим для реализации государственной программы. При этом государственной программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение данного риска до уровня - низкий.

Институциональные риски. Институциональные риски - вероятность того, что государственная программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда основополагающих институтов.

Качественная оценка данного риска - риск средний. При этом данный риск является критическим для реализации государственной программы.

Ответственность за минимизацию данного вида риска путем оптимизации формирования (развития) различных институтов полностью лежит на Федеральном агентстве по рыболовству.

Финансовые риски. Финансовые риски обусловлены недостатком собственных средств у рыбохозяйственных предприятий и организаций, недостаточной заинтересованностью в привлечении кредитных ресурсов, отсутствием достаточной государственной поддержки, низкой инвестиционной привлекательностью рыбохозяйственного комплекса. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Сырьевые риски. Сырьевые риски обусловлены погрешностью прогнозов ОДУ, уменьшением квот добычи отдельных объектов рыболовства и природными аномалиями. Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Рыночные риски. Рыночные риски обусловлены в первую очередь неопределенностью сбыта продукции (рынки сбыта, спрос, виды и цены продукции). Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Производственно-технические риски. Производственно-технические риски обусловлены авариями, отказом оборудования действующих судов, береговых предприятий в связи с их физической изношенностью, а также задержкой с вводом новых производственных фондов и выходом на производственные показатели. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Социальные риски. Социальные риски обусловлены ухудшением условий труда и быта, социальной напряженностью в связи с сокращением числа рабочих мест, недостатком квалифицированных кадров. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Экологические риски. Экологические риски обусловлены, с одной стороны, загрязнением водной среды в районах добычи (вылова), а с другой - негативным влиянием, оказываемым на окружающую среду ведением добычи и обработки водных биоресурсов. Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Законодательно-правовые риски. Законодательно-правовые риски обусловлены изменением правил рыболовства в ИЭЗ иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана. Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Риск низкой мотивации. Риск низкой мотивации и недостаточной психологической готовности лиц, ответственных за реализацию государственной программы, может стать сдерживающим фактором в реализации государственной программы. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы обусловлен масштабными природными и техногенными катастрофами, войнами (вооруженными конфликтами) и др. Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности основного исполнителя и соисполнителей государственной программы. Организация системы управления рисками полностью лежит на Федеральном агентстве по рыболовству.

В целях управления рисками реализации государственной программы в нее включены мероприятия, направленные на обеспечение надежности и эффективности реализации государственной программы в целом, подпрограмм государственной программы и федеральной целевой программы, эффективность внутреннего контроля, соответствие федеральным законам и нормативам.

Особо следует отметить вероятность риска недостижения поставленной цели государственной программы в целом без использования программно-целевого метода, что обусловливает:

невозможность определения и формирования показателей государственной программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Российской Федерации;

невозможность оценить эффективность вложения финансовых средств в основные мероприятия;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется:

на готовности рыбопромыслового флота и береговой инфраструктуры к добыче (вылову), обработке, хранению, переработке и транспортировке водных биоресурсов;

на разработке и реализации системы мер по охране и контролю над водными биоресурсами и средой их обитания; ликвидации ННН-промысла водных биоресурсов; обеспечении безопасности мореплавания судов и охраны человеческой жизни на море; информационном обеспечении при осуществлении рыболовства.

Меры по управлению рисками. Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться на основе:

проведения мониторинга угроз развития рыбохозяйственного комплекса, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления рыбохозяйственным комплексом;

подготовки и представления ежегодного доклада о ходе и результатах реализации государственной программы, который при необходимости может содержать предложения о ее корректировке.