Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2013 N АКПИ12-1657 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1155>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2013 г. N АКПИ12-1657

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 1155,

установил:

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 1155, предусматривающего, что к защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

По мнению заявителя, оспариваемая правовая норма вводит не предусмотренные федеральным законом ограничения, что не соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 10 статьи 11, подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иным федеральным законам, вследствие чего нарушает его право на защиту дипломной работы до успешной сдачи всех государственных экзаменов.

Министерство образования и науки Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях сослались на то, что нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемая норма права граждан, определенные федеральным законом, не ограничивает, законодательству Российской Федерации не противоречит.

Выслушав объяснения заявителя, возражения представителя Министерства образования и науки Российской Федерации Д., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Министерство образования Российской Федерации, осуществляя предоставленные подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и подпунктом 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утвердило приказом от 25 марта 2003 г. N 1155 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г., регистрационный N 4490, опубликован в печатных изданиях "Российская газета" 15 мая 2003 г., "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" за 2003 г. N 33.

Согласно пункту 1 Положения целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Абзац третий пункта 15 Положения не допускает к защите выпускной квалификационной работы лицо, не завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования и не прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемой норме, которые бы устанавливали иной порядок государственной (итоговой) аттестации студентов, а также разрешали допускать к защите выпускной (дипломной) квалификационной работы лиц, не завершивших в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования и не сдавших итоговые аттестационные испытания либо сдавших их неудовлетворительно, не имеется. При отсутствии правового регулирования этих вопросов на законодательном уровне утверждение заявителя о введении пунктом 15 Положения не предусмотренных федеральным законом ограничений не соответствует действительности.

Необоснованна ссылка на пункт 10 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому требования к государственной (итоговой) аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и федеральными государственными требованиями, а также устанавливаемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого Федерального закона образовательными стандартами и требованиями. Отношения, связанные с порядком проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, данный пункт не регулирует.

Министерство образования Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и не противоречит им, прав и свобод заявителя не нарушает. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления З. о признании недействующим абзаца третьего пункта 15 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 1155, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ