Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации подпрограммы

Система государственного регулирования ВЭД является одним из ключевых факторов развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности. Осуществление данной подпрограммы предполагает реализацию комплекса организационно-правовых и технических мер, направленных на повышение эффективности государственного регулирования ВЭД в условиях дальнейшей интеграции России в глобальную экономическую систему и отнесения соответствующих вопросов нормативного регулирования в сфере торговой политики к предмету регулирования законодательства Таможенного союза.

В настоящее время система государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации строится в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами, учитывает результаты работы по реформированию внешнеэкономического законодательства в связи с выполнением обязательств по присоединению к ВТО. В рамках Таможенного союза и в процессе формирования Единого экономического пространства создается и совершенствуется наднациональная договорно-правовая база, охватывающая расширяющийся круг вопросов экономической и внешнеэкономической политики. Одновременно проводится работа по корректировке национального законодательства в связи с передачей части полномочий на наднациональный уровень и имплементацией решений, принимаемых органами Таможенного союза. Определенное влияние на систему государственного регулирования ВЭД оказывают процессы углубления экономической интеграции в формате СНГ и деятельность по формированию Общего экономического пространства Россия-ЕС, предполагающая в том числе сближение и гармонизацию систем хозяйственного регулирования.

Основные проблемы в сфере государственного регулирования ВЭД обусловлены следующим:

- передачей значительной части компетенций в сфере регулирования ВЭД на уровень ТС и необходимостью в связи с этим коренного изменения национальной системы регулирования ВЭД;

- усложнением механизма принятия решений в сфере регулирования ВЭД в связи с созданием наднационального исполнительного органа - Евразийской экономической комиссии и необходимостью отладки взаимодействия на всех уровнях принятия решений в рамках ТС;

- необходимостью гармонизации и унификации законодательства в социально-экономической сфере на территории ЕЭП;

- необходимостью упрощения ограничительных норм, административных формальностей и процедур для участников ВЭД;

- неразвитостью институционального механизма участия бизнеса в процессе выработки и принятия решений по вопросам регулирования ВЭД.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы включают:

обеспечение эффективной реализации внешнеторгового регулирования функций с учетом национальных интересов в формате ТС;

упрощение административных формальностей и процедур для участников ВЭД, включая совершенствование механизмов валютного и экспортного контроля, возмещения НДС при экспорте.

Цель - формирование системы государственного регулирования ВЭД, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды.

Достижение данной цели тесно связано с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования ВЭД органами ТС и ЕЭП, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках ТС и степенью влияния России на эти процессы.

Задачи реализации подпрограммы:

1) повышение эффективности реализации функций внешнеторгового регулирования в формате ТС для обеспечения экономических интересов Российской Федерации и ТС в целом в процессе интеграционного взаимодействия;

2) упрощение административных процедур для участников ВЭД, совершенствование механизмов экспортного и валютного контроля, возмещения НДС в целях снижения издержек участников ВЭД и обеспечения конкурентоспособных условий выполнения российскими компаниями экспортных контрактов.

Показатели (индикаторы) решения задач:

- доля взаимной торговли стран - участниц ТС в общем внешнеторговом обороте объединения;

- доля неэнергетических товаров во взаимной торговле стран - участниц ТС;

- доля принятых ЕЭК решений в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в общем числе таких вопросов, внесенных по инициативе России на рассмотрение ЕЭК;

- сокращение предельного времени принятия решений ЕЭК в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования по отношению к 2012 году

Основным ожидаемым конечным результатом реализации подпрограммы является формирование в среднесрочной перспективе (до 2018 года) системы регулирования ВЭД, сбалансированной в разрезе наднациональных и национальных компетенций, опирающейся на транспарентные и эффективные механизмы принятия решений, соответствующей лучшей зарубежной практике и действенно стимулирующей международное экономическое сотрудничество, с учетом национальных интересов Российской Федерации в целях ускорения ее социально-экономического развития.

Основные мероприятия подпрограммы и меры государственного регулирования:

4.1. Обеспечение эффективной реализации функций внешнеторгового регулирования в формате Таможенного союза.

4.1.1. Развитие институционального механизма функционирования Таможенного союза:

- совершенствование механизма подготовки, согласования и принятия решений по вопросам регулирования внешней торговли, находящимся в компетенции Таможенного союза, обеспечение российского участия в деятельности Евразийской экономической комиссии;

- создание системы мониторинга исполнения таможенного законодательства Таможенного союза;

- совершенствование таможенного законодательства Таможенного союза в части единообразного применения таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории и минимизации издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с осуществлением таможенных процедур;

- развитие Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли стран - участниц Таможенного союза;

- обеспечение применения и совершенствования механизма разрешения споров с участием хозяйствующих субъектов в рамках Таможенного союза на базе Суда ЕврАзЭС.

4.1.2. Повышение эффективности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли с учетом деятельности Таможенного союза и международных обязательств Российской Федерации.

4.1.2.1. Совершенствование структуры и инструментов импортного таможенного тарифа:

- корректировка ставок ввозного таможенного тарифа на готовые изделия, оборудование, сырье и комплектующие, направленная на:

эскалацию таможенного тарифа в целях повышения конкурентоспособности российской готовой продукции, стимулирования импортозамещения и рационализации структуры ввоза;

- повышение конкурентоспособности отдельных секторов отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства;

- локализацию обрабатывающих производств зарубежных компаний на территории Российской Федерации, стимулирование иных форм притока иностранных инвестиций в рамках модернизации и инновационного развития экономики России;

- повышение экономической доступности иностранных технологий и ноу-хау, высокотехнологичного оборудования и комплектующих в целях повышения технического и технологического уровня отечественного производства;

- детализация кодов ТН ВЭД ТС для выделения инновационных, а также чувствительных к импорту подсубпозиций в целях адресной защиты внутреннего рынка и стимулирования развития импортозамещающего производства.

4.1.2.2. Совершенствование системы экспортного таможенного обложения:

- совершенствование механизмов установления ставок вывозных таможенных пошлин, корректировка уровней ставок вывозных таможенных пошлин и перечней товаров, облагаемых экспортными пошлинами;

- сокращение числа товарных позиций, облагаемых экспортными пошлинами, в соответствии с задачами развития отечественной экономики и международными обязательствами России.

4.1.2.3. Совершенствование системы льгот и преференций во внешней торговле:

- совершенствование системы тарифных преференций, унификация и дальнейшая рационализация системы таможенных льгот.

4.1.2.4. Совершенствование применения специальных мер защиты внутреннего рынка:

- совершенствование механизма согласования применения защитных мер в условиях передачи соответствующих полномочий на уровень ТС;

- создание системы мониторинга рыночной ситуации в чувствительных секторах в целях своевременного инициирования расследований и принятия специальных мер защиты внутреннего рынка;

- совершенствование механизма взаимодействия с бизнесом и субъектами Российской Федерации в вопросах инициирования и проведения расследований.

4.2. Упрощение административных правил и процедур для участников ВЭД.

4.2.1. Рационализация функций лицензирования и выдачи других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и на реэкспорт в целях снятия избыточных барьеров для участников внешней торговли.

4.2.2. Совершенствование механизма и процедур экспортного контроля:

- упрощение процедур администрирования поставок высокотехнологичной и инновационной продукции в иностранные государства, придерживающиеся общепризнанных международных стандартов в области нераспространения оружия массового поражения и в области экспортного контроля, включая предоставление Правительству Российской Федерации права принимать решения по определению перечня стран и товаров, в отношении которых упрощаются требования экспортного контроля;

- совершенствование механизмов идентификации товаров и технологий двойного назначения и учета внешнеэкономических сделок с ними в целях экспортного контроля;

- упрощение порядка государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля.

4.2.3. Совершенствование механизма и процедур валютного контроля:

- внедрение правовых норм, направленных на дифференциацию ответственности за нарушение сроков предоставления информации о валютных операциях.