Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации подпрограммы

В современный период национальные системы поддержки развития ВЭД играют значительную и часто решающую роль в обеспечении конкурентных условий деятельности отечественного бизнеса на глобальном рынке, продвижении его интересов в системе международного экономического сотрудничества. Усиление международной конкуренции, в том числе под влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг., предъявляет растущие требования к системе институтов и механизмов развития ВЭД, объему и качеству услуг для участников ВЭД, позволяющих им добиваться успеха в конкурентной борьбе.

В настоящее время российская национальная система институтов и механизмов развития ВЭД является недостроенной и недостаточно эффективной, что ухудшает возможности отечественных предприятий и организаций на внешних рынках, снижает привлекательность сотрудничества с Россией для потенциальных деловых партнеров из зарубежных стран. В основе подпрограммы лежит комплексный подход к укреплению и совершенствованию институтов и механизмов развития ВЭД, который предполагает:

- охват всех основных направлений поддержки развития ВЭД (финансовая, организационная и промоутерская, информационно-консультационная, торгово-политическая поддержка);

- скоординированное участие в поддержке развития ВЭД институтов федерального и регионального уровней, а также загранучреждений Российской Федерации (прежде всего, торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах), что будет способствовать повышению эффективности и адресности такой поддержки;

- использование различных организационных и правовых форматов поддержки развития ВЭД в зависимости от вида и целевого назначения поддержки - органы государственного управления, специализированные государственные институты, институты и механизмы частно-государственного партнерства, аутсорсинг, др.;

- развитие системы управления, подготовки и повышения квалификации кадров в сфере ВЭД.

Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы обусловлены:

- неполным набором институтов и механизмов поддержки развития ВЭД в Российской Федерации и связанным с этим ограниченным объемом и ассортиментом государственных услуг для участников ВЭД;

- недостаточным бюджетным финансированием институтов и мероприятий в сфере поддержки развития ВЭД, не обеспечивающим полноформатное, комплексное развитие национальной системы поддержки развития ВЭД, широкий охват заинтересованных предприятий и организаций;

- усложненным доступом участников ВЭД к получению отдельных видов государственных услуг в сфере поддержки развития ВЭД по причине избыточных (недостаточно обоснованных) требований к получателям услуг, обременительных бюрократических правил и процедур;

- недостаточной увязкой текущей деятельности в сфере поддержки развития ВЭД с приоритетами внешней и внешнеэкономической политики Российской Федерации;

- отсутствием единой системы оказания услуг участникам ВЭД, охватывающей структуры федерального и регионального уровней, загранучреждений Российской Федерации и обеспечивающей их тесное взаимодействие между собой;

- различной ведомственной принадлежностью функций в сфере поддержки развития ВЭД, что усложняет планирование и координацию соответствующей деятельности;

- нехваткой квалифицированных специалистов по актуальным вопросам ВЭД.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы включают:

достраивание и обеспечение эффективного функционирования национальной системы поддержки развития ВЭД с учетом потребностей российской экономики и участников ВЭД, внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Российской Федерации;

совершенствование институтов и механизмов поддержки развития ВЭД, расширение ассортимента, повышение качества и доступности государственных услуг для участников ВЭД;

улучшение качественных параметров и повышение устойчивости ВЭД за счет развития институтов и институциональной среды в сфере ВЭД.

Цель - создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития ВЭД.

Задачи реализации подпрограммы:

1) совершенствование и повышение эффективности финансовой поддержки экспорта;

2) развитие механизмов промоутерской поддержки экспорта и инвестиционного сотрудничества;

3) повышение качества информационного обеспечения участников ВЭД;

4) улучшение условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки с использованием торгово-политических инструментов;

5) повышение эффективности деятельности и вклада торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах в решение приоритетных задач в сфере ВЭД;

6) наращивание потенциала в сфере поддержки развития ВЭД на уровне субъектов Российской Федерации;

7) повышение качества планирования, координации и мониторинга в сфере ВЭД;

8) расширение подготовки и переподготовки специалистов по актуальным направлениям развития ВЭД.

Показатели (индикаторы) решения задач:

- доля экспорта, обеспеченного государственной гарантийно-страховой поддержкой, в общем экспорте Россией неэнергетических товаров;

- стоимостные объемы экспорта товаров и услуг, обеспеченные при финансовой поддержке Агентства;

- доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем числе организаций, получивших финансовую поддержку Агентства;

- темпы роста числа организаций, получивших финансовую поддержку Агентства;

- число зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятий, включенных в выставочную программу федеральных органов исполнительной власти;

- доля стран, где действуют российские деловые советы с зарубежными странами, в общем внешнеторговом обороте России;

- темпы роста числа посещений Портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России;

- количество вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках;

- количество устраненных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках;

- темпы роста числа обращений в торговые представительства российских участников ВЭД;

- доля компаний, удовлетворенных работой торговых представительств (на основе опроса участников ВЭД);

- доля торговых представительств, в которых сформирована современная информационно-технологическая инфраструктура;

- доля сотрудников торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, прошедших подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профилям, связанным с обеспечением внешнеэкономической деятельности;

- доля субъектов Российской Федерации, имеющих региональные программы развития ВЭД;

- доля стран, в развитии сотрудничества с которыми используются программно-целевые методы и проектный подход, в общем внешнеторговом обороте России.

Основным ожидаемым конечным результатом реализации подпрограммы является создание в среднесрочной перспективе (до 2018 года) комплексной национальной системы поддержки развития ВЭД, опирающейся на эффективные институты и механизмы поддержки и обеспечивающей благоприятные условия для расширения деятельности российских организаций на глобальном рынке.

Основные мероприятия подпрограммы:

3.1. Финансовая поддержка экспорта.

Деятельность по развитию системы институтов и механизмов государственной финансовой поддержки экспорта будет строиться с учетом норм и правил ВТО и ОЭСР, положений Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий, подписанного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 г. в г. Москве.

3.1.1. Обеспечение функционирования Агентства в качестве национального экспортного кредитного агентства в соответствии с лучшей зарубежной практикой:

- проведение мероприятий по формированию нормативно-регламентной базы деятельности Агентства;

- разработка и утверждение порядка предоставления государственной гарантии по банковским гарантиям Внешэкономбанка, предоставляемым в обеспечение исполнения обязательств Агентства по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";

- разработка и внедрение современных финансовых продуктов для экспортеров в деятельности Агентства;

- снижение нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным кредитами и процентами по ним, выданными экспортерам с обеспечением в виде договоров страхования Агентства.

3.1.2. Обеспечение адаптации и совершенствования механизмов государственной гарантийной поддержки экспорта, долгосрочного экспортного кредитования за счет (с участием) средств федерального бюджета, предусмотренных Концепцией развития финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р), в том числе в соответствии с международными обязательствами России, принятыми в рамках присоединения к ВТО.

3.1.2.1. Для целей такой адаптации необходимо разработать полноформатную государственную политику покрытия рисков с учетом требований ВТО.

3.1.2.2. В процессе совершенствования механизмов государственной финансовой поддержки экспорта должны быть решены следующие задачи:

- усовершенствованы существующие методики и подходы в сфере государственной политики покрытия рисков, в том числе:

расширен перечень гарантируемых рисков за счет включения, помимо суверенного риска, банковских и корпоративных рисков, прежде всего для контрагентов, имеющих рейтинги на уровне суверенного, а также инвестиционного класса, без требования предоставления суверенных контргарантий;

осуществлен переход от практики составления ограничительного перечня стран, по экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, и определения соответствующих им лимитов гарантирования к полномасштабной, периодически корректируемой политике покрытия рисков, охватывающей основных торгово-экономических партнеров России и устанавливающей более гибкие предельные объемы и иные условия покрытия рисков;

- осуществлен переход от нерыночного, привязанного главным образом к состоянию взаимных расчетов рейтингования зарубежных стран по категориям риска к общепринятой рыночно-ориентированной, детализированной оценке страновых рисков, которая бы позволяла в полной мере учесть действительный уровень рисков и специфику стран-партнеров;

- повышена эффективность использования средств федерального бюджета, выделяемых (резервируемых) на цели государственной финансовой поддержки экспорта, что приведет к увеличению объемов экспорта продукции высокой степени переработки, росту числа профинансированных экспортных сделок и проектов, расширению числа стран, где ведутся операции, и др.;

- усовершенствованы механизмы, упрощены процедуры и сокращены сроки предоставления услуг в сфере государственной финансовой поддержки экспорта, что повысит доступность и востребованность соответствующих услуг;

- обеспечена в рамках механизмов государственной финансовой поддержки экспорта приоритетная поддержка экспорта инновационной продукции с учетом тактических и стратегических приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации.

3.1.3. Совершенствование механизма возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

В рамках этого вида государственной поддержки планируется:

- обеспечить адаптацию данного механизма финансовой поддержки экспорта в соответствии с международными обязательствами России, в том числе принятыми в рамках присоединения к ВТО;

- продолжить работу по совершенствованию Порядка отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки в части критериев определения такой продукции и рекомендованных кодов товарной номенклатуры ВЭД (далее - ТН ВЭД) для более полного охвата инновационной продукции;

- продолжить работу по упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления услуг в рамках данного механизма финансовой поддержки экспорта.

3.1.4. Развитие системы кредитной поддержки экспорта продукции высокой степени переработки, поставок в рамках международной производственно-технологической кооперации, внедрение новых финансовых продуктов, в том числе ориентированных на субъекты малого и среднего предпринимательства, инновационные компании, начинающих экспортеров. Формирование в головных и региональных отделениях банков и лизинговых компаниях с государственным участием в рамках корпоративных процедур центров консультирования и обучения для работы с экспортерами.

Развитие деятельности Росэксимбанка по предоставлению экспортных кредитов и гарантий, в рамках которой планируется:

- повысить капитализацию Росэксимбанка, что позволит увеличить объемы предоставления Росэксимбанком экспортных кредитов и гарантий за счет собственных средств, сформировать в среднесрочной перспективе портфель экспортных кредитов, сопоставимый с размерами поддержки экспорта ведущими зарубежными экспортно-импортными банками;

- внедрить новые финансовые механизмы и продукты в рамках осуществления Росэксимбанком кредитной и гарантийной поддержки экспорта, в том числе:

- расширить объем операций по структурированию долгосрочных экспортных кредитов под государственные гарантии, прежде всего за счет предложения нового продукта - экспортных кредитный линий, до 500 млн. долл. США в год (это позволит существенно сократить сроки принятия решений по кредитованию экспортных сделок в связи с наличием готовой кредитной документации);

- внедрить систему краткосрочного торгового финансирования под государственные гарантии, дополнив стандартные механизмы факторинга и форфейтинга элементами разделения политических и коммерческих рисков с государством в рамках специального механизма предоставления государственных гарантий по обязательствам неопределенного круга принципалов (Росэксимбанку может быть предоставлена "плафонная" гарантия для обеспечения операций торгового финансирования; кардинальное сокращение сроков реализации сделок для экспортеров будет достигаться за счет стандартизации процедур и опережающего принятия банком решения о финансировании по сравнению с гарантированием рисков по сделке государством);

- внедрить практику предэкспортного кредитования в форме предоставления гарантий по кредитам коммерческих банков на цели пополнения оборотного капитала предприятий-экспортеров, что особенно актуально для изготовителей высокотехнологичного оборудования с длительным производственным циклом;

- ввести в практику финансирование экспортных контрактов российских компаний в рамках осуществления проектного финансирования без использования обеспечения в виде суверенной гарантии страны-импортера;

- внедрить механизм структурного финансирования, позволяющий экспортерам, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, секъюритизировать качественные, но ранее не использовавшиеся для залога активы;

- установить снижение нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным в результате предоставления экспортерам кредитов с обеспечением в виде государственных гарантий Российской Федерации.

3.2. Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества.

3.2.1. Развитие зарубежной сети поддержки ВЭД (создание в случае экономической целесообразности на условиях частно-государственного партнерства торговых домов России за рубежом, центров технической поддержки, региональных консигнационных складов запасных частей и комплектующих экспортной техники и оборудования, других объектов складской, сбытовой и сервисной инфраструктуры).

Реализация данного мероприятия предполагает выявление приоритетных страновых рынков для запуска соответствующих проектов в рамках частно-государственного партнерства; включение указанных проектов в страновые планы действий; проведение (в случае необходимости) открытого конкурса предложений на их осуществление; разработку механизма финансирования таких проектов.

3.2.2. Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности:

- увеличение объема бюджетного финансирования выставочной программы федеральных органов исполнительной власти и соответствующее расширение Перечня выставок и ярмарок, проводимых за рубежом, на которых планируется организовать российские экспозиции, частично финансируемые за счет средств федерального бюджета (далее - Перечень), что позволит полнее удовлетворять запросы российских предприятий и организаций по участию в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях;

- организация российских национальных выставок и российских экспозиций на выставках за рубежом в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

- обеспечение участия Российской Федерации во Всемирной универсальной выставке "ЭКСПО" в 2013 и 2015 годах;

- подготовка участия Российской Федерации во Всемирной специализированной выставке "ЭКСПО-2017" в рамках бюджетного финансирования, предусмотренного в 2016 году;

- подготовка Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, совершенствование механизма реализации выставочной программы федеральных органов исполнительной власти, включая критерии и процедуру отбора выставочно-ярмарочных мероприятий для включения в Перечень с учетом страновых и отраслевых приоритетов.

3.2.3. Создание механизма планирования и организации целевых мероприятий по освоению внешних рынков - бизнес-миссий, партнериатов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, др.

3.2.4. Развитие двусторонних деловых форматов содействия экономическому сотрудничеству (совершенствование институциональных основ деятельности деловых советов по торгово-экономическому сотрудничеству России с зарубежными странами, смешанных торговых палат, двусторонних организаций содействия экономическому сотрудничеству). Организация мониторинга и сопровождения в рамках данных форматов приоритетных проектов двустороннего экономического сотрудничества, мероприятий по информированию деловых кругов о возможностях для взаимной торговли и инвестиций. Создание с участием указанных структур системы защиты интересов российского бизнеса на внешних рынках.

3.2.5. Формирование сети (корпуса) внешнеторговых консультантов для поддержки российских экспортеров на внешних рынках с привлечением соотечественников, проживающих за рубежом.

3.3. Формирование и развитие информационных ресурсов и информационной среды в сфере ВЭД.

3.3.1. Сопровождение и развитие единого Портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет (далее - Портал) с учетом региональных и отраслевых аспектов и возможностей создания локализированных разделов на языках стран-партнеров; расширение круга источников для наполнения Портала с возможной модернизацией и интеграцией систем, поставляющих информацию; совершенствование регламентов предоставления информации и пользовательских характеристик Портала. В том числе:

- создание модуля обратной связи на Портале, включающего форум, оценку и комментирование пользователями материалов Портала, опросы;

- создание на Портале каталога экспортно-ориентированных товаров и услуг и его систематическое обновление;

- создание на Портале сервиса типовых информационных запросов в торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах для экспортеров;

- разработка механизма и регламента взаимодействия региональных центров поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства с Порталом, включая перечень услуг региональных центров, предоставляемых через Портал;

- создание онлайнового консалтингового сервиса для экспортеров на Портале;

- создание и ведение на Портале реестра независимых источников информации по внешнеэкономической деятельности.

3.3.2. Создание механизма информационного взаимодействия институтов развития ВЭД и системы информационно-аналитического обеспечения ВЭД, охватывающей органы государственного управления на федеральном и региональном уровнях, институты развития ВЭД и участников ВЭД. Для обеспечения регулярности, оперативности, необходимых качества и охвата информационно-аналитических работ предполагается использование механизма аутсорсинга.

3.3.3. Развитие информационной среды в сфере ВЭД (подготовка методических, аналитических и справочных публикаций, проведение семинаров, конференций, консультаций для участников ВЭД). Разработка и реализация программы целевого финансирования маркетинговых исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития экспорта. Проведение скоординированной общенациональной рекламно-информационной кампании "Экспортируй сейчас".

3.4. Устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках.

В рамках осуществления данного основного мероприятия в среднесрочной перспективе будет сформировано партнерство с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки. Ключевые элементы такого партнерства будут включать:

более эффективное использование возможностей, предоставляемых в рамках переговорного процесса на двусторонней и многосторонней основе, для достижения прогресса в работе по устранению барьеров для экспорта и инвестиций;

обеспечение правоприменения в сфере двусторонних и многосторонних обязательств через имеющиеся и формируемые механизмы разрешения споров;

эффективное и транспарентное взаимодействие с бизнесом, включая систематическую регистрацию торговых барьеров, информирование о ходе работы по устранению барьеров и улучшение базы данных по доступу на внешние рынки.

3.4.1. Либерализация условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки, устранение дискриминационных подходов в отношении России при формировании торговой политики иностранными государствами.

3.4.2. Совершенствование системы идентификации и мониторинга мер торговой политики иностранных государств, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров и услуг.

3.4.3. Формирование механизма взаимодействия с бизнесом и экспертными организациями в целях идентификации и устранения барьеров, включая совершенствование базы данных по ограничительным мерам в отношении российской продукции, подготовку серии печатных изданий по вопросам торговой политики для бизнеса (докладов и рекомендаций), проведение обучающих круглых столов, семинаров, конференций по вопросам защиты российских участников внешнеэкономической деятельности.

3.4.4. Создание системы участия России в процедурах урегулирования международных торговых и инвестиционных споров:

- подготовка условий для участия России в процедурах разрешения споров в рамках ВТО;

- развитие механизмов урегулирования торговых споров на двустороннем уровне.

3.5. Развитие деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике.

3.5.1. Обеспечение реализации проектов крупных российских компаний за рубежом.

3.5.2. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.

3.5.3. Содействие продвижению инициатив и проектов объединений деловых кругов.

3.5.4. Поддержка деятельности ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций".

3.5.5. Выявление и устранение барьеров и препятствий для доступа на внешние рынки для российских компаний.

3.5.6. Мониторинг торгового режима на предмет соответствия обязательствам ВТО.

3.5.7. Обеспечение информационно-аналитической и организационной поддержки.

3.5.8. Содействие формированию позитивного имиджа России и привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

3.5.9. Развитие инфраструктуры и обеспечение деятельности торговых представительств. Повышение степени готовности информационно-технологической инфраструктуры торговых представительств к предоставлению базовых информационных сервисов. Обеспечение безопасности торговых представительств, включая защиту государственной тайны. <*>

--------------------------------

<*> Мероприятия по обеспечению безопасности торговых представительств учитываются в Государственной программе в соответствии с материалами, представленными в закрытой форме.

3.5.10. Развитие системы торговых представительств и совершенствование их географического размещения в увязке с текущими результатами и перспективами экономического сотрудничества.

3.5.11. Укрепление ресурсного и кадрового потенциала системы торговых представительств.

3.6. Формирование региональной инфраструктуры развития ВЭД.

3.6.1. Поддержка разработки и реализации региональных программ развития ВЭД, создания региональных центров поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществления организационных и иных мероприятий в интересах участников ВЭД региона. Внедрение механизма ежегодной оценки деятельности и аттестации региональных центров поддержки экспорта с целью повышения эффективности их работы в рамках системы поддержки ВЭД и ориентирования на решение приоритетных задач развития ВЭД.

3.6.2. Совершенствование механизма финансирования региональной инфраструктуры и мероприятий по поддержке ВЭД субъектов малого и среднего предпринимательства, включая оптимизацию перечня связанных с экспортом расходных статей, по которым предусматривается возмещение части затрат из бюджетных средств, нормативов и порядка такого возмещения. Совершенствование данного механизма предполагает координацию с другими программами и механизмами, действующими на уровне субъектов Российской Федерации и предусматривающими использование бюджетных средств или средств государственных корпораций, компаний и фондов на цели, непосредственно связанные или совместимые с развитием ВЭД.

3.7. Планирование, координация и мониторинг ВЭД.

3.7.1. Обеспечение координации при планировании и реализации планов в сфере ВЭД - паспорта и соответствующие им дорожные карты проектов, ОНВЭП, страновые планы действий, отраслевые и региональные программы по развитию ВЭД. Проведение комплекса работ в рамках методологического обеспечения управления ВЭД: модернизация и интеграция существующих информационных систем - ИС "МПК-Инфо", АИС "Мониторинг", ИС "Панель управления ОНВЭП" и "Страновая панель" - с созданием единой интегрированной ИС управления ВЭД (ИСУ ВЭД) и обеспечением доступа к ней федеральных и региональных органов государственного управления.

3.7.2. Значимым элементом реализации настоящей Государственной программы является реализация страновых планов действий на 2013 - 2018 годы по приоритетным странам-партнерам (прилагаются).

Страновые планы действий на указанный период содержат типовой набор целей и индикаторов, отражающих в том числе эффективность деятельности торговых представительств в иностранных государствах. Основной акцент в страновых планах действий делается на планировании и мониторинге работы Минэкономразвития России по поддержке проектов крупных российских компаний, организации и проведению бизнес-миссий и выполнению поручений по итогам заседаний МПК.

3.7.2. Создание системы оценки результативности и уровня развития комплекса институтов и инструментов поддержки ВЭД - разработка, методическое сопровождение и актуализация сводного реестра институтов и инструментов поддержки и развития ВЭД.

3.7.3. Развитие системы информационно-аналитического обеспечения управления ВЭД - разработка концепции, необходимых нормативных документов и регламентов; формирование системы докладов по ВЭД федеральных и региональных органов государственного управления в целях обеспечения задач управления ВЭД; развитие ИС "Страновая панель", информационное обеспечение этой деятельности.

3.7.4. Создание системы отбора и мониторинга продвижения инновационных проектов внешнеэкономического сотрудничества - разработка концепции, необходимых нормативных документов и регламентов; методическое и организационное обеспечение мониторинга и актуализации реестра проектов ВЭД в сфере модернизации и других взаимосвязанных реестров; мониторинг эффективности мер поддержки реализации проектов-маяков; развитие ИС "Реестр проектов модернизации".

3.8. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ВЭД.

3.8.1. Разработка (актуализация) и реализация программ подготовки кадров для работы в сфере ВЭД, в том числе в федеральных органах исполнительной власти, в торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах, в интеграционных институтах СНГ и международных экономических организациях (включая ВТО), в институтах развития ВЭД субъектов Российской Федерации и в представительствах субъектов Российской Федерации за рубежом; в областях торгово-экономических отношений, торговой политики, коммерческой дипломатии и других (в том числе через механизм Президентской программы подготовки управленческих кадров).

3.8.2. Создание современной инфраструктуры подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе в субъектах Российской Федерации, подготовка преподавателей по долгосрочным приоритетам внешнеэкономической политики России (ВТО, Таможенный союз и Единое экономическое пространство, АТЭС и др.).

3.8.3. Развитие учебной и научной деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере ВЭД; вовлечение студентов в научную и практическую деятельность в сфере ВЭД.

3.8.4. Внедрение (восстановление) принципов ротации и целевой подготовки специалистов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере ВЭД.