Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации подпрограммы

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. N 734 "О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 438) Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Государственная политика в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации направлена на повышение уровня социально-экономического развития России, эффективности пограничной и таможенной политики, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества.

В современных условиях интеграционных процессов возрастают требования, предъявляемые к государственной границе Российской Федерации и, в частности, к пунктам пропуска через нее.

Обустройство границы должно быть направлено на создание максимально благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и инвестиционного климата, приграничного сотрудничества, обеспечивать дальнейшее развитие международного транспортного сообщения и формирование положительного имиджа России.

Начало работы Таможенного союза и процесс формирования Единого экономического пространства внесли коррективы в устоявшиеся подходы к обустройству государственной границы.

С 1 июля 2011 г. прекращено осуществление согласованных видов государственного контроля на внутренних границах стран Таможенного союза.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" начал реализовываться комплекс мер по передаче подразделениям таможенных органов полномочий по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а в специализированных пунктах пропуска - документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля.

Целью данных мероприятий является сокращение административных барьеров, исключение дублирования функций контрольных органов на границе и как результат - ускорение пропуска через государственную границу лиц, товаров и транспортных средств.

Новые факторы экономического развития и тенденции интеграционных процессов требуют применения комплексного и дифференцированного подхода к обустройству участков государственной границы с внедрением инновационных технологий и учетом экономических интересов Российской Федерации и рисков национальной безопасности.

Одновременно с обустройством и оснащением государственной границы необходимо продолжить работу по оптимизации системы пунктов пропуска. За период с 2009 по 2012 год закрыто 70 пунктов пропуска, функционирование которых признано нецелесообразным.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с долгосрочными стратегическими документами установлено 23 новых пункта пропуска (5 воздушных, 13 железнодорожных, 2 морских, 1 автомобильный и 2 смешанных).

С развитием внешнеэкономических и внешнеполитических связей с сопредельными государствами становится актуальным вопрос о пересмотре существующих и заключении новых межправсоглашений о пунктах пропуска.

В 2009 - 2012 годах заключены межправсоглашения в сфере обустройства пунктов пропуска с Абхазией, Южной Осетией, Украиной, Республикой Казахстан, Эстонской Республикой, Королевством Норвегия, Финляндской Республикой, Китайской Народной Республикой. Активные переговорные процессы в данном направлении продолжаются с латвийскими, литовскими, казахстанскими, армянскими и монгольскими партнерами.

С целью выработки предложений по достижению зеркальности в работе и обустройстве пунктов пропуска ведется постоянный мониторинг ситуации в пунктах пропуска.

В указанный период был проведен мониторинг пунктов пропуска на российско-латвийском, российско-китайском, российско-азербайджанском и российско-монгольском участках государственной границы. Важной основой создания нового облика государственной границы является внедрение современных программно-технических средств и автоматизированных информационных систем в пунктах пропуска. Помимо этого, сокращению времени проведения контрольных процедур способствует изменение технологических схем осуществления контроля лиц, грузов, товаров и транспортных средств.

Росграница на основании Типовых схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации и с учетом местных условий разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.

В целях организации комфортного пересечения государственной границы Росграницей совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по сокращению времени проведения пограничных и таможенных процедур при международном железнодорожном пассажирском сообщении.

В целях уменьшения временных показателей пограничного контроля скоростных поездов "Аллегро" организована работа по информированию представителями ОАО "РЖД" пограничных органов о пассажирах, которые приобрели билеты на территории Российской Федерации, начиная от 60 суток, заканчивая 10 минутами до отправления поезда.

Федеральными органами исполнительной власти ведется работа по совершенствованию действующего законодательства.

В целях реализации федерального закона о передаче ФТС России полномочий Правительством Российской Федерации изданы постановления:

от 26 мая 2011 г. N 419 "О внесении изменений в Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 481";

от 20 июня 2011 г. N 480 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации";

от 29 июня 2011 г. N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";

от 29 июня 2011 г. N 501 "Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";

от 29 июня 2011 г. N 502 "Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

ФСБ России в целях организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных разработан и утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Россельхознадзором разрабатывается проект нового Административного регламента по выдаче разрешений на ввоз и вывоз подконтрольных государственному ветеринарному контролю грузов.

Вышеописанные меры, предпринимаемые заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, направлены на модернизацию системы пунктов пропуска, обеспечение их стабильного функционирования, снижение времени на проведение контрольных операций, что в конечном итоге способствует развитию внешнеэкономической деятельности и улучшению инвестиционной привлекательности как российских приграничных регионов, так и страны в целом.

Основные проблемы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на современном этапе:

- несовершенство правового регулирования;

- низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;

- несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития Российской Федерации;

- неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, согласно Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1309-р), включают:

дифференцированный подход к обустройству пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения (подход к обустройству каждого ее конкретного участка, исходя из специфики регионального развития приграничных территорий, развития сопредельных территорий и требований безопасности, основанный в том числе на анализе интенсивности перемещения внешнеторговых грузов и пассажиропотоков);

создание необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, в том числе путем установления правил режима в пунктах пропуска;

разработку и внедрение современных стандартов обустройства и функционирования пунктов пропуска;

совершенствование нормативной правовой базы;

оптимизацию структуры расходов федерального бюджета, выделяемых на обустройство пунктов пропуска;

развитие международного сотрудничества в части усовершенствования управления границей и подходов к обустройству пунктов пропуска.

Исходя из описанных выше проблем и приоритетов, сформулированы цель, задачи и основные мероприятия подпрограммы.

Цель - создание эффективной системы управления пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Задачи реализации подпрограммы:

1. Совершенствование администрирования пунктов пропуска.

2. Достижение оптимальной плотности пунктов пропуска для обеспечения трансграничных товаро- и грузопотоков.

3. Создание условий для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности государств - членов Таможенного союза, с учетом интеграционных процессов, в том числе в рамках ЕврАзЭС и СНГ.

4. Создание условий для реализации подпрограммы.

Показатели (индикаторы) решения задач:

- динамика пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (нарастающим итогом);

- доля пунктов пропуска, оснащенных общими средствами контроля от общего числа пунктов пропуска;

- доля функционирующих пунктов пропуска от общего числа установленных пунктов пропуска;

- уровень соответствия режимов работы сухопутных сопредельных пунктов пропуска;

- количество пунктов пропуска, соответствующих Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза.

Основными ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы являются:

обеспечение бесперебойного функционирования пунктов пропуска, включая их оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов);

совершенствование системы пропуска путем закрытия неэффективных пунктов пропуска и установления пунктов пропуска, необходимых для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий;

приведение нормативных правовых актов, регулирующих обустройство и оснащение пунктов пропуска в соответствие с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, обеспечение реализации указанных Единых типовых требований;

создание условий для обеспечения безопасности на внешних границах государств - членов Таможенного союза и ЕврАзЭС в части противодействия:

незаконной внешней миграции;

незаконному ввозу (вывозу) грузов и товаров;

контрабанде наркотических средств и их прекурсоров, оружия, боеприпасов и т.д.;

деятельности международных террористических организаций и организованных преступных групп, незаконных формирований на внешних и внутренних границах и в приграничных территориях стран Таможенного союза;

разработка и реализация согласованных подходов к созданию необходимых условий для обеспечения экономической и пограничной безопасности на внешней границе Таможенного союза с учетом интеграции в рамках ЕврАзЭС и СНГ, а также комплекса практических мероприятий, направленных на формирование перспективного облика внешней границы;

создание условий для достижения целей подпрограммы;

повышение эффективности бюджетных расходов в сфере управления пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации;

увеличение фактической пропускной способности системы пунктов пропуска исключительно за счет проведения основных мероприятий настоящей Подпрограммы на 50%;

сокращение времени прохождения контрольных мероприятий и времени ожидания контрольных мероприятий исключительно за счет проведения основных мероприятий настоящей Подпрограммы на 50%.

Основные мероприятия подпрограммы:

6.1. Создание благоприятных условий (инфраструктурного и административного характера) в пунктах пропуска для обеспечения внешнеэкономической деятельности, перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами.

Реализация основного мероприятия 6.1 способствует развитию инфраструктуры пунктов пропуска, их эффективному функционированию и администрированию, что создает условия для сокращения финансовых потерь участников внешнеэкономической деятельности при проведении процедуры пересечения государственной границы.

6.1.1. Эксплуатация (содержание) объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Обеспечение бесперебойного функционирования пунктов пропуска и создание условий для осуществления деятельности государственных контрольных органов в пунктах пропуска.

6.1.2. Проведение ремонта (текущего, капитального) объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в результате аварий на системах жизнеобеспечения, разрушения зданий и обрушения строений, конструкций объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые могут нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и лицам, следующим через государственную границу.

6.1.3. Передача в оперативное управление ФГКУ Росгранстрой федерального имущества и оборудования в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Обеспечение управления имуществом в целях бесперебойного функционирования пунктов пропуска. Устранение неопределенности в пределах пунктов пропуска, которая ведет к нарушению режимности объектов пунктов пропуска, невозможности осуществления таможенного и пограничных режимов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6.1.4. Мониторинг состояния пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения.

Определение технического состояния пунктов пропуска для своевременного принятия мер по ремонту, реконструкции или закрытию пунктов пропуска.

6.1.5. Администрирование пунктов пропуска через государственную границу.

6.1.6. Создание и внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих комфортные условия для пересечения государственной границы Российской Федерации.

6.2. Оптимизация системы пунктов пропуска.

Реализация основного мероприятия 6.2 способствует совершенствованию системы пропуска путем закрытия неэффективных пунктов пропуска и установления пунктов пропуска, необходимых для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий, что приведет к созданию эффективной системы пропуска, отвечающей потребностям внешнеэкономической деятельности страны.

6.2.1. Рассмотрение предложений об установлении и изменении классификации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Установление пунктов пропуска и изменение их классификации, осуществление международной деятельности в части заключения новых и внесения изменений в действующие международные соглашения для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства.

6.2.2. Рассмотрение предложений о закрытии пунктов пропуска.

Оптимизация количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, осуществление международной деятельности в части заключения новых и внесения изменений в действующие международные соглашения. Эффективность использования средств федерального бюджета, направленных на эксплуатацию и содержание пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, при стабильном росте пропускной способности системы пунктов пропуска.

6.2.3. Разработка, согласование, заключение и реализация международных соглашений между Росграницей и компетентными органами иностранных государств о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения.

6.3. Осуществление международной деятельности Росграницы.

Реализация основного мероприятия способствует развитию международного сотрудничества в области усовершенствования управления границей и подходов к обустройству пунктов пропуска и созданию условий для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности государств - членов Таможенного союза с учетом интеграционных процессов, в том числе в рамках ЕврАзЭС и СНГ.

6.3.1. Взаимодействие с органами власти иностранных государств, международными организациями и международными коллегиальными органами в установленной сфере деятельности.

6.3.2. Обеспечение участия Росграницы в заседаниях действующих интеграционных структурах СНГ, ЕврАзЭС на уровне межправительственных комиссий, рабочих групп и экспертных групп.

6.3.3. Разработка и реализация с учетом интеграционных процессов Межгосударственной целевой программы "Укрепление и обустройство внешних границ государств - членов Евразийского экономического сообщества".

6.4. Обеспечение необходимым и обоснованным набором ресурсообеспечения деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росграницы.

Реализация основного мероприятия направлена на материальное обеспечение деятельности Росграницы и ее территориальных органов, а также правовое регулирование в сфере развития пунктов пропуска.

Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации:

субъекты Российской Федерации не принимают участие в реализации подпрограммы.

Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы:

государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также государственные внебюджетные фонды не принимают участие в реализации подпрограммы.

Ресурсное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета:

2013 год - 4 229 401,70 тыс. рублей;

2014 год - 4 273 741,50 тыс. рублей;

2015 год - 4 325 170,40 тыс. рублей;

2016 год - 4 325 170,40 тыс. рублей;

2017 год - 4 325 170,40 тыс. рублей;

2018 год - 4 325 170,40 тыс. рублей.

Всего - 25 803 824,80 тыс. рублей.

Основными рисками реализации подпрограммы являются:

- изменение внешнеторговой конъюнктуры, в том числе ведущее к изменению направленности транспортно-грузовых потоков;

- возникновение катастроф природного и техногенного характера в районах размещения пунктов пропуска.

Меры управления рисками реализации подпрограммы:

- мониторинг состояния пунктов пропуска и трансграничных перемещений;

- планирование изменения пропускной способности пунктов пропуска на основании прогнозирования развития внешнеторговых товарных потоков через государственную границу Российской Федерации;

- проведение заседаний межведомственных комиссий в пунктах пропуска;

- установление пунктов пропуска, необходимых для обеспечения внешнеторговой деятельности;

- изменение классификации пунктов пропуска в соответствии с изменениями условий внешнеэкономической деятельности;

- организация информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление взаимодействия с компетентными территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и объектов пунктов пропуска от чрезвычайных ситуаций.

Срок реализации подпрограммы: с 2013 по 2018 год.