Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации подпрограммы

В сфере международного экономического сотрудничества сегодня сосредоточены ключевые экономические интересы и возможности России в плане ускорения и повышения устойчивости хозяйственного роста, модернизации национальной экономики и перевода ее на инновационный путь развития. Реализация данной подпрограммы направлена на максимальное использование потенциала международного экономического сотрудничества для решения актуальных задач социально-экономического развития страны.

В сфере реализации подпрограммы находятся все наиболее значимые вопросы взаимодействия России с зарубежными странами и их объединениями, международными экономическими и товарными организациями и институтами, региональными экономическими организациями, участия России в программах технического содействия. В основу осуществления подпрограммы положен комплексный подход, позволяющий охватить все уровни (двусторонний, региональный, плюрилатеральный, многосторонний), основные формы и направления международного экономического сотрудничества.

Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы обусловлены:

- обострением конкуренции на мировом рынке, в том числе под влиянием финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг., что вместе с преобладающей низкой эффективностью большинства секторов отечественной экономики и ограниченным предложением конкурентоспособных российских товаров и услуг значительно сужает возможности расширения и углубления взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

- сохраняющимся высоким уровнем дискриминации российского экспорта на внешних рынках, что привносит элементы нестабильности в развитие торгово-экономического сотрудничества;

- позиционированием России в многосторонней торговой системе до последнего времени как региональной державы, практически не участвующей в мировой торговой политике, в противовес возрастающей торгово-политической активности развитых и ведущих развивающихся стран по созданию глобально-ориентированных систем преференциальной торговли;

- незавершенным характером институциональной интеграции России в международную экономическую систему (прежде всего, неучастие до последнего времени в ВТО и ОЭСР), что ограничивало возможности России в плане влияния на мировую экономическую и торговую политику, эффективной защиты и продвижения своих интересов на глобальном рынке;

- сокращением возможностей влияния России и других стран-производителей на функционирование рынков стратегических сырьевых товаров в условиях их интеграции в финансовые рынки и вытекающего из этого роста их волатильности;

- неучастием России в ряде значимых международных экономических организаций и институтов, что является сдерживающим фактором для наращивания экономического присутствия страны в динамичных и перспективных регионах;

- слабым использованием возможностей и механизма технического содействия для продвижения интересов России в мировой экономике.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы включают:

обеспечение благоприятных условий международной экономической деятельности для России через развитие и совершенствование двусторонних, региональных и многосторонних форматов торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами по приоритетным направлениям модернизационной повестки;

опережающее развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, в том числе в интеграционных форматах;

завершение институциональной интеграции России в международную экономическую систему, обеспечивающее в том числе повышение роли страны в формировании экономической и торговой политики в глобальном масштабе;

более полное использование потенциала механизма технического содействия для решения актуальных внутренних социально-экономических задач и укрепления позиций России на внешних рынках.

Цель - формирование через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества необходимых и достаточных условий для достижения целей России в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно-ориентированной модернизации национального хозяйства.

Задачи реализации подпрограммы:

1) мобилизация потенциала двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами для расширения и диверсификации экспорта, решения приоритетных задач модернизации и инновационного развития российской экономики;

2) расширение, повышение динамизма и эффективности интеграционного экономического сотрудничества России со странами СНГ;

3) повышение роли России в выработке мировой экономической и торговой политики через присоединение и участие в деятельности ВТО и ОЭСР, формирование и реализацию активной переговорной позиции в международных экономических и товарных организациях, региональных экономических организациях;

4) более полное использование возможностей международных экономических организаций и институтов, механизма технического содействия для решения задач модернизации российской экономики и продвижения интересов России в глобальной экономике.

Показатели (индикаторы) решения задач:

- доля проектов ВЭД, реализуемых по приоритетным направлениям модернизации, в общем числе проектов по линии двустороннего экономического сотрудничества с зарубежными странами;

- число значимых проектов ВЭД, реализуемых при поддержке государства и институтов развития в рамках двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

- доля стран, с которыми заключены соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

- доля стран СНГ в общем внешнеторговом обороте России;

- доля экспорта неэнергетических товаров (в том числе экспорта машин, оборудования и транспортных средств) в общем экспорте Россией товаров в страны СНГ;

- доля стран СНГ в накопленных Россией прямых инвестициях за рубежом;

- имплементация обязательств России по ВТО;

- доля урегулированных в интересах России претензий в общем количестве предъявленных России претензий о нарушении правил ВТО;

- подготовка специалистов в области торговой политики и правил ВТО для органов государственной власти Российской Федерации и организаций;

- количество российских инициатив в органах ВТО, получивших поддержку других стран;

- доля разделов начального Меморандума ОЭСР, по которым была согласована позиция Российской Федерации, в общем числе разделов Меморандума;

- количество инициатив, предложенных или реализуемых в российских интересах в рамках сотрудничества с международными организациями (по списку организаций);

- доля стран АТЭС в общем внешнеторговом обороте России;

- годовой объем портфеля российских проектов международных экономических организаций и институтов.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:

радикальное улучшение условий и параметров международного экономического сотрудничества для России, обеспечивающее повышение ее роли в мировой экономике и торговой политике, укрепление позиций страны на динамичных и перспективных рынках, получение значимых позитивных эффектов для национального хозяйства в контексте решения задач модернизации и инновационного развития;

выход на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, ЕС, АТЭС, БРИКС в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений.

Основные мероприятия подпрограммы и меры государственного регулирования:

1.1. Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами с учетом задач модернизации российской экономики.

Реализация данного основного мероприятия предполагает организацию практической деятельности по приоритетным направлениям развития ВЭД и модернизационной повестки в рамках двустороннего экономического сотрудничества с зарубежными странами (с учетом имеющихся и готовящихся межгосударственных соглашений и других документов двустороннего сотрудничества) на основе принятых и ежегодно обновляемых страновых планов действий, конкретизирующих задачи развития ВЭД на важнейших и перспективных страновых направлениях. В рамках этой деятельности будут обеспечены выход на более высокий уровень и качество торгово-экономического взаимодействия с ведущими партнерами, достижение значимых практических результатов в ключевых секторах и сферах сотрудничества.

1.1.1. Реализация проектно-ориентированного подхода к развитию сотрудничества с зарубежными странами - идентификация, организация продвижения, сопровождения и мониторинга проектов, в первую очередь значимых проектов сотрудничества (проектов-маяков), включая проекты ВЭД в сфере модернизации с учетом ее приоритетных направлений.

1.1.2. Совершенствование и актуализация договорно-правовой базы сотрудничества с зарубежными странами, включая:

- формирование и совершенствование институционального механизма партнерства для модернизации путем разработки и реализации системы соглашений и планов действий в области модернизации и инновационного развития, других приоритетных сферах и секторах;

- улучшение режима для трансграничного инвестирования и предпринимательства путем расширения круга стран, с которыми заключены соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

1.1.3. Заключение преференциальных торгово-экономических соглашений, в том числе соглашений о свободной торговле, с зарубежными странами - в формате Таможенного союза (ЕАСТ, Новая Зеландия, Вьетнам). В рамках данного мероприятия создается договорно-правовая база для расширения и углубления торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами путем взаимной либерализации доступа на рынки и фиксации четких правил регулирования применения инструментов торговой политики.

Планируется продолжить переговоры по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) с Новой Зеландией и со странами - членами ЕАСТ в формате Таможенного союза и завершить их в 2012 - 2013 годах. Создание преференциальных условий торговли товарами, услугами и осуществления капиталовложений между Российской Федерацией и Новой Зеландией и странами - членами ЕАСТ обеспечит благоприятные условия для продвижения российского экспорта на зарубежные рынки. Соглашение с Новой Зеландией откроет для России путь к более тесному взаимодействию с другими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе и позволит на практике подключиться к интеграционным процессам в рамках АТЭС. В силу комплиментарности экономик России и данных торговых партнеров значительных рисков от реализации ССТ с ними не прогнозируется.

1.1.4. Совершенствование государственного стратегического планирования приграничных экономических связей России (ПЭС), включая актуализацию Концепции ПЭС, разработку и реализацию программ приграничного экономического сотрудничества, в том числе направленных на развитие трансграничного сетевого предпринимательства с акцентом на малый и средний высокотехнологичный бизнес и других форм международной производственно-технологической кооперации.

1.1.5. Продвижение и реализация модернизационной повестки в деятельности МПК и КВУ - приоритетная постановка вопросов сотрудничества в области модернизации и инновационного развития, формирование соответствующих рабочих органов и организация практической деятельности по поддержке инновационных проектов двустороннего сотрудничества. Совершенствование механизма привлечения деловых кругов и регионов к формированию повестки работы МПК и КВУ и участию в реализуемых проектах.

1.1.6. Обеспечение отвечающего российским интересам присутствия Российской Федерации на архипелаге Шпицберген.

Примечание. Задачи и приоритеты двустороннего торгово-экономического сотрудничества по основным странам-партнерам приведены в приложении 15 к Государственной программе.

1.2. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Реализация данного основного мероприятия строится с учетом Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012 - 2015 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, Мероприятий на 2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, Календарного плана разработки документов в целях реализации соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2012 г. N 29).

1.2.1. Формирование и развитие полноценной зоны свободной торговли в СНГ. В рамках данного мероприятия создается единая договорная база для полномасштабной и эффективной либерализации торговли товарами на пространстве СНГ. Реализация Договора о зоне свободной торговли будет способствовать формированию однородных и транспарентных обязательств сторон в соответствии с нормами ВТО, устранению дискриминационных барьеров в торговле между странами - участницами Договора и как результат - росту объемов взаимной торговли, а также позволит создать механизм эффективного правоприменения (формирование механизма разрешения торговых споров) и благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции.

1.2.2. Обеспечение мероприятий по развитию институционального механизма и договорно-правовой базы многостороннего экономического сотрудничества в СНГ. Конечная цель - формирование общего экономического пространства стран СНГ. В рамках данного мероприятия создается эффективная правовая и организационная основа для миграции рабочей силы, трансграничной предпринимательской, инвестиционной и финансовой деятельности на пространстве Содружества, формирования общей политики в области конкуренции и технического регулирования, реализации согласованной энергетической, транспортной и аграрной политики стран СНГ.

В числе приоритетов многостороннего экономического сотрудничества в СНГ, поддерживающих деятельность по созданию в России Международного финансового центра, - взаимная либерализация рынков финансовых услуг, гармонизация в сфере валютного законодательства и валютного контроля, регулирования и деятельности фондовых рынков, обеспечение условий для расширения использования национальных валют в торговле между странами СНГ, формирование и развитие единой платежно-расчетной системы.

Комплекс мер содействия интеграции включает модернизацию существующей нормативно-правовой базы в области миграции и рынка труда в СНГ, упрощение правил и процедур правового оформления мигрантов, гармонизацию и унификацию миграционного законодательства, правил и процедур правоприменения, развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции; совершенствование межгосударственной нормативной правовой среды, обеспечивающей достаточный уровень гарантий и стимулов для активизации трансграничного инвестирования и предпринимательства на пространстве СНГ; реализацию комплексного и согласованного подхода к развитию транспортных коридоров СНГ и международных транспортных коридоров, включая их логистическое обеспечение; создание правовых и организационных механизмов формирования общего информационного, а также инновационного, научно-исследовательского и образовательного пространства стран СНГ.

1.2.3. Реализация многосторонних программ и проектов по приоритетным направлениям сотрудничества (Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года; Межгосударственная целевая программа "Инновационные биотехнологии"; Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ; Рамочная программа по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии "СОТРУДНИЧЕСТВО Атом-СНГ"; Межгосударственная целевая программа "Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС", и др.).

1.2.4. Поддержка ключевых многосторонних инфраструктурных проектов на пространстве СНГ, в том числе через механизм технического содействия, межгосударственные программы сотрудничества, региональные экономические организации и институты. В рамках данного мероприятия в том числе обеспечивается совместное развитие логистической, сбытовой, сервисной, маркетинговой инфраструктуры важнейших товарных рынков стран СНГ, вплоть до создания единых товаропроводящих систем.

1.2.5. Создание механизма реализации программ адаптации стран СНГ к условиям членства в Таможенном союзе в случае принятия решения об их присоединении, использование для этих целей ресурсов и возможностей международных экономических организаций.

1.3. Обеспечение участия России в деятельности ВТО.

Обеспечение участия в деятельности ВТО предполагает полноправное участие России в деятельности ВТО путем проведения и завершения переговоров по отдельным вопросам, выработки и реализации активной позиции страны по обеспечению национальных экономических интересов в указанной организации.

В рамках данного мероприятия обеспечивается полноценная и равноправная интеграция России в многостороннюю торговую систему. Выполнение обязательств России по ВТО и эффективное использование преимуществ членства в этой организации включают деятельность по следующим направлениям:

- имплементация обязательств России по ВТО в соответствии с графиком мероприятий, необходимых для имплементации обязательств, принятых Российской Федерацией в ходе переговоров по присоединению к ВТО;

- реализация мер по адаптации отдельных отраслей и секторов экономики к условиям членства России в ВТО;

- создание центра консультирования и обучения по ВТО для непосредственной поддержки российских производителей в условиях членства в ВТО и с использованием инструментария этой организации в целях оперативного реагирования на возникающие проблемы и защиты экономически обоснованных интересов отечественных производителей в рамках правил ВТО;

- формирование и реализация активной позиции России в рамках работы органов ВТО по вопросам, представляющим интерес для Российской Федерации;

- подготовка переговорной позиции и участие в переговорах Нового раунда многосторонних торговых переговоров ВТО, направленных на формирование новых правил мировой торговли, во взаимодействии с бизнес-сообществом;

- осуществление мер по улучшению позиционирования Таможенного союза в многосторонней торговой системе;

- разработка и реализация плана действий по устранению не соответствующих правилам ВТО ограничений с использованием механизма урегулирования споров ВТО.

Членство в ВТО является инструментом реализации задач государства в сфере торговой политики через постоянное участие России в рабочих органах организации, а также в двусторонних и многосторонних международных торговых переговорах. Участие в рабочих органах ВТО будет организовано на постоянной основе и планироваться в рамках ежегодного графика мероприятий организации.

1.4. Обеспечение дальнейшей интеграции России в глобальную экономическую систему, участие в международных экономических организациях, форумах и соглашениях.

1.4.1. Обеспечение присоединения России к ОЭСР предполагает присоединение к ОЭСР путем проведения и завершения переговоров по отдельным вопросам, выработки и реализации активной позиции страны по обеспечению национальных экономических интересов в указанной организации.

Основные задачи и возможности России в связи с участием в деятельности рабочих органов ОЭСР в качестве полноправного члена после присоединения к этой организации:

- использование экспертного потенциала ОЭСР путем применения лучших практик при формировании социально-экономической политики страны;

- обеспечение учета интересов Российской Федерации при разработке подходов и рекомендаций ОЭСР к решению глобальных проблем (указанные рекомендации находят широкое отражение в документах и решениях международных организаций и форумов, а также в нормативных актах многих стран);

- повышение странового кредитного рейтинга по классификации ОЭСР, что увеличит степень доступности кредитов для российских компаний за рубежом, будет способствовать снижению стоимости страхования сделок для иностранных компаний при поставках оборудования в Россию и, в конечном счете, снизит издержки российских компаний и банков;

- адаптация российского законодательства к нормам ОЭСР, что будет способствовать улучшению делового климата и росту притока иностранных инвестиций в экономику страны.

1.4.2. Формирование и реализация активной позиции России в деятельности ключевых международных форумов (Группа 20, Группа 8, БРИКС, Всемирный экономический форум), МВФ, экономических организаций системы ООН (ЮНКТАД, Программа развития ООН, включая Расширенную Туманганскую инициативу, и др.), других международных экономических организаций.

В рамках данного мероприятия обеспечивается использование потенциала ведущих международных форумов и организаций, в том числе системы ООН, для решения приоритетных внешнеэкономических задач Российской Федерации. Повышение активности России на этом направлении предполагает увеличение числа инициированных и осуществленных проектов, инициатив и мероприятий международных форумов и организаций, подготовленных при участии и при учете позиции России. Важное практическое направление взаимодействия с международными экономическими организациями - привлечение высокопрофессиональной международной экспертизы и изучение лучшей мировой практики в сфере развития и регулирования экономики и ВЭД.

Основные задачи участия России в БРИКС:

- создание благоприятных условий для развития взаимной торговли, в первую очередь для продвижения российского экспорта и для развития инвестиционного сотрудничества с другими государствами БРИКС, в том числе на многосторонней основе;

- координация и согласование промышленной политики в приоритетных сферах сотрудничества, где интересы пяти стран совпадают (энергетика, в том числе атомная, совместная разведка и разработка месторождений углеводородов, авиация, космос, фармацевтика и др.);

- поощрение взаимовыгодного сотрудничества для расширения экспортных возможностей, в первую очередь отечественной авиационной промышленности, энергетического машиностроения, металлургии, станкостроения, радиоэлектронной промышленности, транспортного и специального машиностроения;

- обеспечение условий для поставок в Российскую Федерацию из стран БРИКС современного оборудования и технологий с целью содействия модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития;

- координация национальных стратегий развития в области инновационных систем, создание совместных фондов венчурного финансирования, совместных технопарков на основе информационно-коммуникационных и нанотехнологий, выработка единых подходов к страхованию финансовых, предпринимательских рисков и гражданской ответственности за ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при осуществлении инновационной деятельности, включая создание в случае необходимости специализированных перестраховочных пулов в рамках БРИКС;

- координация и проведение регулярного обмена опытом и информацией по вопросам энергетической и продовольственной безопасности, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, защиты прав интеллектуальной собственности, содействия развитию торговли и таможенного сотрудничества;

- поощрение формирования и поддержка деятельности Делового совета государств БРИКС, а также содействие расширению участия российского делового сообщества в бизнес-форумах объединения;

- укрепление и совершенствование механизма торгово-экономического сотрудничества государств БРИКС, включающего:

регулярные встречи министров экономики и торговли БРИКС;

деятельность Контактной группы БРИКС по торгово-экономическим вопросам;

сотрудничество на уровне постоянных представителей государств БРИКС при ВТО.

Участие в деятельности ЮНКТАД будет обеспечивать проведение интересов России при формировании и обсуждении глобальной повестки дня в области торговли, инвестиций и технического содействия, а также позволит использовать экспертный потенциал организации по данной проблематике.

Развитие сотрудничества России как донора с Программой развития ООН (ПРООН) позволит, используя каналы технического содействия, реализовывать национальные интересы в различных регионах мира. Основным результатом участия России в Расширенной Туманганской инициативе будет разработка в рамках этой структуры субрегиональных проектов, в частности, развития транспортных коридоров, направленных на стимулирование экономической активности в Приморском крае и некоторых других сопредельных регионах России. При этом сохранение тесного взаимодействия с ПРООН будет содействовать привлечению международных инвесторов к реализации таких проектов.

1.4.3. Участие в деятельности международных товарных соглашений и организаций.

В рамках данного мероприятия реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение стабильного и предсказуемого функционирования мировых товарных рынков, создание благоприятных условий для российских экспортеров и потребителей сырьевых товаров. В среднесрочной перспективе будет обеспечено присоединение России к Конвенции об оказании продовольственной помощи 1999 года Международного совета по зерну, Международному соглашению по какао 2010 года Международной организации по какао и Международному соглашению по кофе 2007 года Международной организации по кофе. В дальнейшем будет продолжена работа по обеспечению полноценного российского участия в международных товарных организациях. Также продолжится работа по подготовке предложений по реализации проектов через механизмы международных товарных организаций, в том числе с использованием средств Общего фонда для сырьевых товаров, в интересах российского бизнеса и в целях укрепления отношений с приоритетными для России партнерами из числа развивающихся стран.

1.4.4. Участие в Международном институте по унификации частного права (УНИДРУА) и Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в целях повышения роли России в процессе совершенствования правовых основ международной коммерческой деятельности, использования лучшего зарубежного опыта регулирования внешнеторговых сделок, методических и модельных разработок указанных организаций в российской практике.

1.5. Развитие взаимодействия с региональными экономическими организациями.

1.5.1. Расширение представительства России в структурах и рабочих органах АТЭС, а также ее участия в программах сотрудничества, отраслевых инициативах, проектной деятельности и учебных мероприятиях АТЭС по внешнеэкономической тематике.

Приоритетными направлениями деятельности России в рамках АТЭС являются:

- регулярное участие в заседаниях профильных рабочих органов АТЭС и встречах высокого уровня;

- развитие итогов российского председательства в АТЭС в 2012 году, продвижение дискуссий по основным приоритетным темам:

либерализация торговли и инвестиций (информационно-коммуникационные технологии, сотрудничество в сфере регулирования, обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности, противодействие нелегальной вырубке и нелегальной торговле древесиной, проведение структурных реформ, совершенствование статистики торговли услугами);

развитие транспортно-логистических систем с акцентом на диверсификацию транспортных маршрутов и развитие интеллектуальных транспортных систем, а также расширение сотрудничества в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и управления ими;

продовольственная безопасность с упором на облегчение инвестиций в сельское хозяйство, внедрение передовых технологий, повышение безопасности и качества продуктов питания, снижение пост-урожайных потерь, улучшение доступа к продуктам питания для уязвимых слоев населения, устойчивое управление морскими ресурсами и борьбу с незаконным рыбным промыслом;

развитие сотрудничества в сфере инноваций, в том числе через создание единого образовательного пространства, усиление диалога между бизнесом, государством и академическими кругами, развитие инвестиций в здравоохранение, вовлечение молодежи и женщин в инновационную экономику;

- обеспечение реализации дополнительных инициатив и предложений России через рабочие органы АТЭС с закреплением в итоговых документах форума;

- координация проводимой Россией в рамках АТЭС политики с позицией по вопросам ВТО и развития Доха-раунда переговоров ВТО;

- обеспечение участия российских организаций в механизме проектной деятельности АТЭС.

1.5.2. Развитие сотрудничества в рамках региональных экономических организаций и инициатив европейских государств, участие в формировании и реализации региональных стратегий устойчивого развития, осуществлении совместных инфраструктурных проектов, выработке морской политики (СГБМ, СБЕР, ЧЭС).

1.5.3. Развитие сотрудничества в рамках ШОС по приоритетным направлениям в рамках реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС от 30 октября 2008 года.

Основные задачи России по участию в ШОС:

- реализация конкретных экономических и инвестиционных проектов в рамках ШОС;

- развитие сотрудничества в сфере инновационных научно-технологических разработок, организация совместных производств высокотехнологичной продукции и последующей ее реализации;

- укрепление сотрудничества в области транспорта и коммуникаций;

- развитие сотрудничества в сфере энергетической безопасности, использования альтернативных видов энергетических ресурсов, а также разработки и внедрения передовых технологий;

- практическое развертывание деятельности Энергетического клуба ШОС с участием государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу;

- развитие сотрудничества в области сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности.

1.5.4. Развитие прямого торгово-экономического сотрудничества с региональными экономическими организациями/объединениями, в которых не участвует Российская Федерация (АСЕАН, МЕРКОСУР и др.).

Основные задачи России по взаимодействию с АСЕАН:

- регулярное участие в профильных встречах АСЕАН и Диалогового партнерства Россия - АСЕАН, в том числе в ежегодных консультациях Россия - АСЕАН на уровне министров экономики;

- создание благоприятных условий для развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества со странами АСЕАН с упором на диверсификацию российского экспорта и экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью;

- принятие и реализация Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН;

- развитие контактов между деловыми кругами России и АСЕАН на базе Делового совета Россия - АСЕАН, содействие расширению участия российских деловых кругов в соответствующих форматах АСЕАН;

- реализация совместных проектов Россия - АСЕАН через механизм Финансового фонда Диалогового партнерства.

Основные задачи России по взаимодействию с МЕРКОСУР:

- выработка оптимальных форм взаимодействия в экономической сфере Россия - МЕРКОСУР;

- налаживание институционального диалога;

- содействие установлению сотрудничества между ТС и МЕРКОСУР;

- содействие переговорам ЕЭК о подписании соглашения об экономическом сотрудничестве между ТС и МЕРКОСУР;

- наращивание товарооборота при одновременном изменении структуры нашей торговли со странами группировки, выражающейся в преобладании импорта над экспортом и ее сырьевой ориентации, задействуя в этих целях большой потенциал сотрудничества в современных отраслях промышленности, науки и техники, связанных, в частности, с созданием систем телекоммуникаций, освоением космоса, внедрением биотехнологий, авиастроением, точным машиностроением, оборонным комплексом, ядерной энергетикой;

- активизация потенциала сотрудничества в "традиционных" отраслях, таких как ТЭК, пищевая промышленность, легкая промышленность, сотрудничество в сфере создания транспортной инфраструктуры;

- налаживание инвестиционного сотрудничества.

1.6. Развитие и координация взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими организациями и институтами (включая ЕБРР).

Реализация данного основного мероприятия направлена на обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации посредством взаимодействия с международными экономическими организациями и институтами; повышение эффективности использования их ресурсов в целях развития российской экономики; формирование механизма технического содействия в интересах развития двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

1.6.1. Обеспечение и координация взаимодействия Российской Федерации с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), в том числе по вопросам деятельности Счета технического сотрудничества России и ЕБРР, включая финансирование мер, направленных на развитие такого взаимодействия.

1.6.2. Проведение ежегодного заседания Совета управляющих ЕБРР в России.

1.6.3. Координация проектной деятельности международных экономических организаций и институтов в Российской Федерации, включая совершенствование нормативной базы; реализация в части компетенции Минэкономразвития России мер, направленных на повышение эффективности использования их ресурсов для целей развития российской экономики.

1.6.4. Проработка целесообразности присоединения России к Программе центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

1.6.5. Формирование и реализация механизма технического содействия, включая необходимую нормативную правовую базу, в части торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в том числе с учетом необходимости использования механизмов частно-государственного партнерства.

1.6.6. Проведение совместно со Всемирным банком исследований с целью выработки рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в Российской Федерации.

Характеристика мер государственного регулирования.

Меры государственного регулирования в рамках подпрограммы включают следующее:

- разработка и реализация страновых планов действий как основного организационно-правового инструмента приоритезации и конкретизации задач развития ВЭД на важнейших и перспективных страновых направлениях;

- подготовка предложений и проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Положение о российских частях МПК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. N 678;

- меры государственного регулирования в соответствии с Графиком мероприятий, необходимых для имплементации обязательств, принятых Российской Федерацией в ходе переговоров по присоединению к ВТО;

- меры государственного регулирования, необходимые для адаптации нормативной правовой базы Российской Федерации к требованиям ОЭСР;

- меры государственного регулирования, необходимые для развития взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими организациями и институтами в части их проектной деятельности в Российской Федерации и для оказания Российской Федерацией технического содействия в части торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Ресурсное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы потребует выделения из федерального бюджета следующих объемов бюджетных ассигнований (действующие расходные обязательства):

2013 год - 858 415,10 тыс. рублей;

2014 год - 861 720,40 тыс. рублей;

2015 год - 865 576,60 тыс. рублей;

2016 год - 865 576,60 тыс. рублей;

2017 год - 865 576,60 тыс. рублей;

2018 год - 865 576,60 тыс. рублей

Всего - 5 182 441,90 тыс. рублей.

Основные риски реализации подпрограммы связаны со снижением в случае осуществления инерционного сценария развития российской экономики интереса зарубежных партнеров к расширению и углублению торгово-экономического сотрудничества с Россией, а также с уменьшением влияния России в многосторонних и региональных экономических организациях, понижением интереса международных экономических организаций и институтов к российскому рынку и в целом ухудшением возможностей для защиты и продвижения национальных интересов в системе международного экономического сотрудничества. В числе наиболее значимых рисков:

- возможная в условиях нестабильности мировой экономики и острых противоречий между центрами силы эскалация торговых конфликтов и валютного протекционизма, что может иметь серьезные негативные последствия для России, уже являющейся одной из наиболее дискриминируемых в мире стран и обладающей недостаточно конкурентоспособной экономикой;

- возникновение торгово-политической изоляции России и связанных с этим потерь в конкурентоспособности и уровне экономического взаимодействия с внешним миром в связи с пассивной позицией в ВТО и неприсоединением к ОЭСР, трудностями в развитии интеграции в СНГ, неспособностью выйти в вопросах торгово-экономического сотрудничества за рамки региона СНГ;

- возникновение ущерба для отдельных секторов национальной экономики вследствие быстрого открытия внутреннего рынка в процессе углубления интеграции в международную торговую и экономическую систему, в том числе через распространение преференциальных форматов сотрудничества на страны вне СНГ;

- нарушение долговременного баланса интересов в развитии торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными странами в случае передачи России устаревших технологий и переноса в страну неэффективных, экологически неблагополучных производств, подрывающих потенциал устойчивого развития Российской Федерации;

- утрата влияния России в странах - традиционных, приоритетных и перспективных торгово-экономических партнерах в случаях изменения их внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации, усиления конкуренции со стороны крупнейших держав (прежде всего Китая, ЕС и США), ограничительной деловой практики ведущих мировых ТНК;

- ухудшение мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры, что неизбежно приведет к значительному сокращению возможностей России во внешнеэкономической сфере и снижению потенциала международного экономического сотрудничества в целом;

- снижение эффективности взаимодействия России с международными экономическими организациями и институтами в силу негативного влияния мировой конъюнктуры на их инвестиционную активность; позиции (в том числе - политически мотивированной) акционеров международных экономических организаций и институтов в ходе голосования по российским проектам; несоответствия российских проектов критериям отбора, действующим в международных экономических организациях и институтах; несовершенства нормативной правовой базы, регламентирующей порядок взаимодействия российской стороны с международными экономическими организациями;

- недостаточно эффективное функционирование механизма выработки и координации внешнеэкономической политики России, что может привести к снижению обоснованности и оперативности принимаемых решений в сфере международного экономического сотрудничества Российской Федерации.

Меры управления рисками реализации подпрограммы включают деятельность по следующим направлениям:

- полномасштабное, сбалансированное по уровням (двусторонний, региональный, плюрилатеральный, многосторонний), направлениям и формам участие России в международном экономическом сотрудничестве;

- определение приоритетных на каждом конкретном этапе задач и направлений участия России в международном экономическом сотрудничестве с концентрацией на них имеющихся ресурсов и административно-управленческих компетенций;

- адекватное исполнение принятых Россией обязательств перед международными экономическими организациями и институтами;

- использование привилегированных, преференциальных и интеграционных форматов торгово-экономического сотрудничества для получения дополнительных преимуществ по доступу на рынки и усиления экономических позиций России в странах-партнерах;

- совершенствование механизма планирования, подготовки, принятия и имплементации решений в сфере внешнеэкономической политики с целью повышения их обоснованности, оперативности и результативности, включая консолидацию функций в сфере развития и координации международного экономического сотрудничества России в уполномоченном органе государственного управления.

Срок реализации подпрограммы определяется периодом реализации Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности" (2013 - 2018 гг.).