Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика сферы реализации подпрограммы

Одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р являлась интеграция евразийского экономического пространства, включающая в себя формирование совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, проекты и программы в области сельского хозяйства, водно-энергетического комплекса, экологии и в других чувствительных сферах. Данное направление деятельности остается одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации, что подчеркивается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. и Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Одним из ключевых направлений интеграционной политики является работа по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создание которого предусмотрено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2009 г. N 35. Во исполнение указанного Решения Республика Беларусь, Российская Федерации и Республика Казахстан подписали 18 ноября и 9 декабря 2010 г. 17 соглашений, формирующих Единое экономическое пространство указанных стран.

Также 9 декабря 2010 г. указанные страны подписали Декларацию о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заключительным положением которой предусматривается, что, развивая Таможенный союз и Единое экономическое пространство, стороны движутся к созданию Евразийского экономического союза.

На основании изложенного Евразийский экономический союз является направлением и результатом развития Единого экономического пространства.

Основные проблемы дальнейшего углубления интеграции и формирования Евразийского экономического союза заключаются в следующем:

- значительные различия настоящих и потенциальных стран-участниц с точки зрения масштабов и структуры национальных экономик, уровня развития, способов и механизмов экономического регулирования;

- низкий и на ряде направлений снижающийся уровень взаимного торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, несбалансированный и слабо диверсифицированный характер взаимной торговли;

- отсутствие достаточного и эффективного правового регулирования и отлаженной системы взаимодействия национальных и наднациональных органов, развитых институтов и механизмов содействия интеграции.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы включают:

- углубление и расширение сфер экономической интеграции, формирование интегрированного евразийского экономического пространства, обеспечивающего максимально благоприятные условия для развития взаимного сотрудничества стран-участниц;

- диверсификация форм и направлений экономического сотрудничества России со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства, формирование эффективной специализации российской экономики в региональном разделении труда;

- повышение конкурентоспособности российского бизнеса на пространстве Евразийского экономического союза путем снижения и устранения барьеров для торговли и инвестиций, гармонизация и унификация норм хозяйственного регулирования в сферах, определенных системой соглашений стран - участниц Единого экономического пространства, создание механизмов содействия интеграции;

- эффективное управление интеграционным процессом, позволяющее наращивать положительные эффекты интеграции, на основе развития и совершенствования интеграционных институтов и механизмов.

Целью подпрограммы является формирование правовых и институциональных основ для создания Евразийского экономического союза как следующего этапа формирования интеграционного объединения Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Задачи реализации подпрограммы:

1) развитие системы соглашений Единого экономического пространства, разработка документов во исполнение указанных соглашений, оценка экономической возможности и готовности стран-участниц к переходу к интеграции в иных сферах;

2) определение дальнейших направлений и форм интеграции на пути к созданию Евразийского экономического союза, а также возможности подписания Договора о формировании Евразийского экономического союза;

3) создание системы соглашений Евразийского экономического союза;

4) правовое обеспечение гармонизации и унификации норм в сферах, определенных системой соглашений стран - участниц Евразийского экономического союза;

5) создание институциональных механизмов, обеспечивающих формирование и функционирование Евразийского экономического союза;

6) создание условий для передачи и передача на наднациональный уровень закрепленных в соглашениях, формирующих правовую базу Единого экономического пространства, полномочий.

Показатели (индикаторы) решения задач:

- степень разработанности правовой базы, обеспечивающей достижение цели подпрограммы (количество нормативных актов - как внутригосударственных, так и международных договоров между сторонами Евразийского экономического союза, формирующих правовые основы свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами - участниками Евразийского экономического союза) (единица измерения - в % от общего числа нормативных актов, разработка которых должна быть завершена к концу периода реализации подпрограммы (показатели приводятся на конец отчетного периода);

- количество правовых актов, содержащих наднациональные унифицированные нормы прямого действия и принимаемых Евразийской экономической комиссией в развитие соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:

формирование динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием России - Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.

Характеристика основных мероприятий подпрограммы:

2.1. Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза.

Этапы реализации мероприятия.

На первом этапе (2013 - 2014 годы) обеспечивается:

- подготовка к заключению Договора о Евразийском экономическом союзе;

- подготовка кодификации нормативной правовой базы Единого экономического пространства;

- формирование условий для развития конкуренции и обеспечения доступа к услугам организаций железнодорожного транспорта;

- гармонизация тарифной политики в отношении субъектов естественных монополий;

- создание правовых основ для формирования единого энергетического рынка;

- правовое обеспечение гармонизации законодательства в области интеллектуальной собственности;

- создание правовых условий для обеспечения доступа к услугам инфраструктуры в сферах естественных монополий;

- создание основ для гармонизации валютного законодательства;

- гармонизации норм об ответственности за нарушения законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля и актов органов валютного регулирования.

На втором этапе (2015 - 2018 годы) обеспечивается:

- правовое обеспечение гармонизации требований к предоставлению субсидий и создание механизмов контроля в указанной сфере;

- создание основ для гармонизации требований к профессиональным участникам рынка финансовых услуг и создание условий для взаимного признания лицензий;

- формирование унифицированных режимов регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

2.2. Создание институциональных условий для формирования и функционирования Евразийского экономического союза и передача на наднациональный уровень закрепленных в соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство, полномочий.

Этапы реализации мероприятия.

На предшествующем этапе (до конца 2012 года) осуществляется передача наднациональному органу следующих полномочий:

- разработка основных ориентиров макроэкономической политики сторон;

- подготовка предложений по поэтапному плану формирования ЕЭП в отношении регулирования сфер естественных монополий (в отраслевом разрезе);

- утверждение методик, порядков и иных документов, необходимых для обеспечения реализации единых правил конкуренции;

- принятие решений о признании факта нарушения обязательств и о необходимости устранения стороной выявленного нарушения в части государственных (муниципальных) закупок;

- принятие решений о наложении штрафа в части соблюдения единых принципов и правил конкуренции;

- осуществление контроля за соблюдением исполнения норм и правил соглашений Единого экономического пространства;

- осуществление мониторинга и проведение сравнительно-правового анализа национального законодательства сторон на предмет соответствия соглашениям Единого экономического пространства;

- принятие решений о расширении сфер естественных монополий;

- принятие решений об отмене изъятия из национального режима, о признании факта нарушения обязательств и о необходимости устранения стороной выявленного нарушения в части государственных (муниципальных) закупок;

- рассмотрение споров между сторонами, связанных с толкованием и (или) применением положений соглашений, рассмотрение обращений сторон, в случае, если одна из сторон не выполняет обязательства по реализации соглашений;

- содействие в организации консультаций Сторон по вопросам осуществления гармонизации и унификации национального законодательства;

- представление на согласование с национальными органами Сторон на рассмотрение Евразийского экономического совета результатов проводимой работы по реализации ряда Соглашений.

На первом этапе (в течение 2013 года) предполагается передача следующих полномочий:

- согласование по запросу соответствующего государства исключительных тарифов для отдельных направлений железнодорожных перевозок;

- согласование по запросу соответствующего государства исключительных тарифов для отдельных направлений перевозок, а также рассмотрение признанных обоснованными национальными антимонопольными органами заявлений потребителей о нарушении их прав и интересов решениями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровней тарифов, по результатам которого наднациональный орган вправе приостановить или отменить решение организации железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов в части регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики;

- рассмотрение заявлений (материалов), в том числе проведение необходимых расследований о наличии признаков нарушения правил конкуренции; возбуждение и рассмотрение дел о нарушении правил конкуренции на основании обращений уполномоченных органов сторон, хозяйствующих субъектов сторон, физических лиц или по собственной инициативе; вынесение определений, принятие обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами решений, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам в сфере соблюдения единых принципов и правил конкуренции (в части соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию, соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения, соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением).

На втором этапе (2014 - 2018 гг.) осуществляется подготовка к передаче наднациональному органу полномочий по Соглашению о единых правилах предоставления промышленных субсидий в части принятия обязательных для исполнения сторон решений в отношении намеченных к осуществлению и действующих планов предоставления специфических субсидий.

Характеристика мер государственного регулирования.

Основное мероприятие 2.1 реализуется путем следующих мер:

- правовое обеспечение гармонизации и унификации законодательства в сферах, определенных системой соглашений стран - участниц Единого экономического пространства, и приведение национального законодательства в соответствие с заключенными соглашениями;

- развитие и совершенствование нормативной правовой базы Единого экономического пространства в контексте формирования Евразийского экономического союза, включая определение подходов к кодификации нормативной правовой базы и к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Ресурсное обеспечение.

На начальном этапе финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств центрального аппарата. По мере передачи полномочий, предусмотренных соглашениями Единого экономического пространства, реализацию мероприятий подпрограммы предполагается осуществлять посредством участия в финансовом обеспечении соответствующего наднационального органа в объеме и порядке, согласованных на уровне глав государств или правительств участников Евразийского экономического союза, в рамках рассматриваемой программы и/или в рамках Государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность".

Основные риски реализации подпрограммы заключаются в следующем:

- сложившийся и увеличивающийся отрыв темпов развития нормативной правовой базы и институциональных основ интеграции от динамики материальных факторов интеграции, фактического экономического взаимодействия сторон;

- замедление темпов интеграционного процесса вследствие недостижения договоренностей сторонами относительно содержания нормативной правовой базы, структуры и функций наднациональных органов Евразийского экономического союза, сроков, порядка и иных условий передачи им полномочий, нератификации или задержки ратификации сторонами соглашений по формированию Евразийского экономического союза, др.

Меры управления рисками реализации подпрограммы включают деятельность по следующим направлениям:

- последовательное и согласованное наращивание усилий по созданию эффективной и достаточной нормативной правовой и институциональной базы интеграции;

- организация и контроль взаимодействия с уполномоченными органами других государств - участников Евразийского экономического союза по вопросу формирования договорно-правовой базы и системы наднациональных органов Евразийского экономического союза;

- разработка единой и согласованной на национальном уровне государственной политики в области формирования договорно-правовой базы и системы наднациональных органов Евразийского экономического союза.