1.3.1. Актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации
1.3.1. Актуализация форм и механизмов
предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации
В среднесрочной перспективе сохранится важность межбюджетных отношений и их влияние как на устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации, так и на региональное развитие в целом. Поэтому особую актуальность приобретает не только совершенствование порядка оказания финансовой помощи, но и повышение ее эффективности.
При этом стоит отметить, что отдельные недостатки действующей системы межбюджетных отношений снижают ее эффективность:
относительно невысокая самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации при распоряжении поступающими из федерального бюджета средствами;
невысокая доля межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий, распределяемых федеральным законом о федеральном бюджете;
частая корректировка порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
наличие значительного количества видов межбюджетных трансфертов, что значительно усложняет порядок их распределения и процедуру получения средств нижестоящими бюджетами;
наличие значительного количества иных межбюджетных трансфертов.
В этой связи действующая система предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации требует пересмотра в части:
разграничения полномочий между участниками бюджетного процесса, консолидации и оптимизации форм межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий;
увеличения объема необусловленной финансовой помощи из федерального бюджета;
увеличения количества межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
оптимизации целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе иных межбюджетных трансфертов;
стабилизации действующих механизмов расчета финансовой помощи, осуществляемой на основе принципов прозрачности расчетного механизма и возможности прогнозирования отдельных показателей исполнения бюджета в среднесрочном периоде (3 - 4 года);
усиления роли стимулирующих механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям.
В рамках реализации государственной программы предусматривается перераспределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации, от субсидий и субвенций к дотациям, в том числе путем оптимизации части субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
На первом этапе реализации государственной программы (2013 - 2015 годы) предполагается снижение объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с окончанием реализации отдельных федеральных целевых программ, в том числе по проведению крупных международных спортивных мероприятий, а также завершением софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с достижением поставленных целей указанного софинансирования по таким направлениям, как здравоохранение, образование, национальная экономика.
Одновременно предполагается увеличение объемов предоставления нецелевых межбюджетных трансфертов, в том числе за счет индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
На втором этапе (2016 - 2020 годы) планируется рассмотреть возможность поддержки финансирования отдельных направлений деятельности текущего характера органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемых в настоящее время за счет субсидий из федерального бюджета, через механизм консолидации субсидий и (или) нецелевой финансовой помощи.
Кроме того, в целях усиления роли стимулирующих механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям необходимо перейти к предоставлению субсидий в форме блочного трансферта. Это позволит расширить самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании получаемых средств с учетом региональных особенностей и одновременно осуществить стимулирование развития отраслей в целом, а не отдельных узких направлений деятельности.
Целесообразно также подготовить изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на изменение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований только исходя из доли дотаций в объеме собственных доходов указанных бюджетов.
На регулярной основе с учетом мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо проводить работу по:
анализу действующих механизмов предоставления межбюджетных трансфертов с точки зрения их результативности, наличия нормативных правовых актов и методик, устанавливающих порядок расчета распределения финансовой помощи и оценки результативности;
совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере механизма предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе и с учетом предложений регионов;
мониторингу предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью определения эффективности предоставляемых субсидий, включая показатели результативности, а также подготовке предложений по совершенствованию механизмов софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации;
совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО.
Эти мероприятия создадут правовые условия для совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей