1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, формулировка основных проблем в указанной сфере
и прогноз ее развития
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено решение значительного круга вопросов в сферах социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории. Масштаб и значимость данных вопросов в стоимостном выражении характеризуются тем фактом, что при сложившихся пропорциях распределения финансовых ресурсов бюджетного сектора между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации сконцентрировано более половины их общего объема.
Специфика сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" (далее - государственная программа) состоит в следующем:
мероприятия государственной программы направлены прежде всего непосредственно на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на базе современных принципов эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
достижение результатов государственной программы будет зависеть в том числе от участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ее реализации;
на ход реализации государственной программы оказывают влияние иные государственные программы, прежде всего связанные с направлениями "Сбалансированное региональное развитие" и "Инновационное развитие и модернизация экономики", поскольку их реализация в определенной степени определяет доходную базу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и сбалансированность региональных и местных бюджетов. При этом основные мероприятия упомянутых государственных программ Российской Федерации непосредственно не пересекаются с основными мероприятиями данной государственной программы и не оказывают прямого воздействия на достижение ее цели.
Последовательное совершенствование межбюджетных отношений и проведение мероприятий по повышению качества финансового менеджмента в общественном секторе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляются с 1999 года в рамках реализации концептуальных документов Правительства Российской Федерации (Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах, Программа развития органов Федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003 - 2004 годы, Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года), а также в соответствии с положениями бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующих годах.
В сфере государственной политики, предлагаемой к реализации государственной программой, достигнуты следующие результаты:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета распределяются на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании, в том числе установлен порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, обеспечивающий гарантированный уровень доходов бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сформированы единые методологические подходы к предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и созданы условия для их эффективного использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации";
бюджетным законодательством установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в объеме собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;
удалось добиться активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулированию экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, чему способствовало предоставление на конкурсной основе субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов;
субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям оказывается методологическая помощь по совершенствованию управления бюджетным процессом, разрабатываются проекты типовых нормативных правовых актов и методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В 2011 году количество регионов, исполнивших консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации с дефицитом, уменьшилось на 6 процентов (или на 5 регионов) и соответственно с профицитом - увеличилось на 6 процентов (таблица 1). Вместе с тем объем суммарного дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации практически остался на уровне 2010 года и составил 203,1 млрд. рублей, в 2010 году дефицит составлял 201,6 млрд. рублей. Субъекты Российской Федерации, сумевшие произвести адекватную экономической ситуации корректировку расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, способствовали увеличению суммарного профицита бюджетов субъектов Российской Федерации с 102 млрд. рублей в 2010 году до 168,5 млрд. рублей в 2011 году.
В то же время для многих регионов сохраняется значительная степень зависимости от финансовой помощи за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, о чем свидетельствуют пропорции распределения субъектов Российской Федерации на группы в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в доходах.
В отдельных регионах все еще допускаются нарушения бюджетного законодательства, имеется просроченная кредиторская задолженность, растет государственный долг.
Несмотря на то, что в настоящее время ситуация с исполнением региональных и местных бюджетов выравнивается, негативные последствия экономического кризиса явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами, а также поиска новых механизмов и инструментов, способных если не предотвратить, то хотя бы сгладить последствия таких событий для бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в будущем.
Динамика основных параметров сферы реализации государственной программы за последние годы и их текущие значения представлены в таблице 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей