Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения цели и решения задач, описание основных
ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков
и контрольных этапов реализации подпрограммы
Подпрограмма "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" включает в себя комплекс взаимоувязанных по задачам и ресурсам мероприятий, результаты реализации которых позволят в рамках государственной внешней политики укрепить взаимодействие с зарубежными странами по всем направлениям гуманитарных связей в качестве самостоятельного и одного из наиболее эффективных средств налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, преодоления конфронтации в мире.
Выбор цели и задач подпрограммы основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, Положении о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Положении о представительстве Россотрудничества - российском центре науки и культуры за рубежом и его представителе в составе дипломатического представительства Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, соответствующих разделах посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных его поручениях и выступлениях по внешнеполитической тематике, статье В.В. Путина "Россия и меняющийся мир", постановлениях Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1995 г. N 22 "Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами", от 17 июня 2010 г. N 456 "Об информационном обеспечении государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010 - 2012 годы", от 25 декабря 1993 г. N 1348 "О мерах по организации информационно-рекламной работы в области науки и техники на базе российских центров науки и культуры за рубежом", распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1799-р об утверждении Программы работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012 - 2014 годы, Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников стран СНГ, проекте Государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом и др. документах.
Цели и задачи подпрограммы определяются также, исходя из приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы "Внешнеполитическая деятельность", а именно:
- формирование нового мироустройства, основанного на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств, опирающегося на международное право, призванного обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях;
- продвижение международного гуманитарного сотрудничества и обеспечение прав и свобод человека с опорой на универсальные демократические ценности;
- защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, поддержка и популяризация русского языка и культуры народов России, вносящих уникальных вклад в развитие партнерства цивилизаций;
- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности путем доведения до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о позициях Российской Федерации по основным международным проблемам, о ее внешнеполитических инициативах и действиях, процессах и планах внутреннего социально-экономического развития страны, достижениях российской культуры и науки;
- содействие объективному восприятию России в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
- реализация региональных приоритетов, включая развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ - выстраивание дружественных отношений с каждым из них и активная работа в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), углубление евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Целью подпрограммы является развитие активности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию.
Достижение цели идентифицируется решением задач, обеспечивающих продвижение российских интересов за рубежом:
1. Расширение сети и модернизация российских центров науки и культуры за рубежом <1>.
--------------------------------
<1> В дальнейшем понятие "российских центров науки и культуры за рубежом" в тексте Подпрограммы замещается термином "РЦНК" или "загранпредставительства Россотрудничества", который объединяет РЦНК, их филиалы, отделения и офисы представителей Россотрудничества.
2. Продвижение российских науки, культуры и образования в зарубежных странах.
3. Распространение и укрепление позиций русского языка в мире.
4. Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.
5. Развитие публичной дипломатии, научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и иных гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств, с международными и региональными организациями.
6. Развитие международных связей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
7. Развитие региональной и субрегиональной интеграции, укрепление общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств.
8. Содействие реализации Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию.
9. Участие в разработке, осуществлении и информационно- аналитическом мониторинге политики укрепления объективного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Расширение сети и модернизация российских центров науки и культуры за рубежом" являются:
- рост числа загранпредставительств Россотрудничества в иностранных государствах, география открытия которых определяется в установленном порядке;
- доля загранпредставительств Россотрудничества, в полной мере обеспечивающих осуществление установленных полномочий, от общего числа загранпредставительств Россотрудничества, проясняющая удельный вес соответствующих разрабатываемым модельным представлениям.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Развитие деятельности по продвижению российских науки, культуры и образования в зарубежных странах" являются:
- доля мероприятий информационно-рекламного характера в области науки и техники с участием российских ученых и специалистов в общем числе мероприятий в этой области и доля загранпредставительств Россотрудничества, имеющих автоматизированные справочно-информационные системы, включая банки данных о научно-технических разработках, предназначенных на экспорт. Введение данных показателей предусмотрено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 года N 348 "О мерах по организации информационно-рекламной работы в области науки и техники на базе российских центров науки и культуры за рубежом", ответственность за осуществление которых возложена на Минобрнауки России;
- рост культурных акций Российской Федерации с участием российских деятелей культуры, искусства и талантливой творческой молодежи в иностранных государствах;
- количество комплексных мероприятий в формате "перекрестных годов", сезонов, недель, дней российской культуры за рубежом;
- количество комплексных мероприятий, посвященных истории взаимоотношений России и других государств;
- рост числа рекламно-выставочных мероприятий по продвижению российского образования в иностранных государствах, являющихся апробированным инструментом установления и развития связей между российскими и зарубежными образовательными учреждениями, ознакомления зарубежной аудитории с широким спектром возможностей и услуг, предоставляемых российской высшей школой, поиска абитуриентов;
- число мероприятий, проведенных с выпускниками российских (советских) образовательных учреждений и их объединениями в интересах гуманитарного, делового и научно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Системная работа с выпускниками российских и советских вузов, значительная часть которых составляет политическую и интеллектуальную элиту многих государств, является традиционным и значимым мероприятием.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Распространение и укрепление позиций русского языка в мире" являются:
- рост числа курсов и учебно-методических центров по изучению русского языка в иностранных государствах;
- рост числа слушателей курсов и учебно-методических центров по изучению русского языка в иностранных государствах;
- рост числа комплексных и рекламно-информационных мероприятий в рамках празднования Дня русского языка в иностранных государствах. Введение показателя предопределено отдельным решением руководства страны.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" являются:
- рост числа мероприятий, развивающих образовательные, культурные, научные и религиозные связи с соотечественниками, содействующих сохранению российской духовной, культурной и языковой среды в русскоязычных общинах соотечественников, в иностранных государствах;
- рост числа мероприятий по поддержке молодежи российской диаспоры в иностранных государствах;
- рост числа стран, в которых проводятся мероприятия по восстановлению и поддержанию находящихся за рубежом объектов, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Развитие публичной дипломатии, научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и иных гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств, с международными и региональными организациями" являются:
- рост числа участников Международного форума "Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества";
- рост числа международных мероприятий с участием российских обществ дружбы с народами зарубежных стран в иностранных государствах;
- рост числа международных мероприятий с участием российских НПО и экспертных сообществ в иностранных государствах.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Развитие международных связей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" являются:
- рост числа международных мероприятий с участием субъектов Российской Федерации по продвижению их интересов в иностранных государствах;
- рост числа международных мероприятий с участием породненных городов в иностранных государствах.
Реализация задачи "Развитие региональной и субрегиональной интеграции, укрепление общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств" не содержит программируемых показателей и будет осуществляться на основании отдельных поручений руководства страны.
Осуществление задачи "Содействие реализации Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию" не содержит программируемых показателей.
Ограниченные возможности страны на этапе перехода к двустороннему каналу осуществления СМР также потребуют разработки нестандартных моделей, учитывающих интересы страны и критически заимствующих опыт зарубежных субъектов процесса. Важным критерием их эффективности должна стать значительность резонанса в странах-реципиентах в качестве зримого подтверждения стремления России помочь близким нам народам в решении важных социально-экономических проблем. В соответствии с этим информационная и мониторинговая составляющая приобретут как сопровождающее, так и предопределяющее значение.
Соответствующего изменения потребует и сама Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, уточнение и конкретизация которой станет ключевым событием осуществления задачи.
Целевыми индикаторами (показателями) решения задачи "Участие в разработке, осуществлении и информационно-аналитическом мониторинге политики укрепления объективного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России" являются:
- рост числа участников программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов.
Реализация подпрограммы в полном объеме при обеспечении полноценного ресурсного обеспечения и выполнении нижеизложенных принципов позволит рассчитывать на следующие результаты ("позитивный сценарий"):
- придание российской деятельности по развитию двустороннего и многостороннего международного культурно-гуманитарного сотрудничества и в сфере содействия международному развитию системного характера, выработка передовых инновационных подходов, учитывающих быстро меняющиеся реалии современного мира;
- качественное и количественное расширение российского гуманитарного и иного присутствия на пространстве реализации подпрограммы, формирование объективного образа России, рост внешнеполитического эффекта от оказания Россией помощи развитию странам СНГ и другим иностранным государствам, общественного интереса к нашей стране, создание оптимальных условий для продвижения российского бизнеса, науки, образования и культуры;
- упрочение разносторонней гуманитарной базы для интеграционных проектов с российским участием на пространстве СНГ;
- закрепление и улучшение позиций (включая правовой статус) русского языка в соответствующих странах, прекращение тенденции к сокращению и, в перспективе, рост числа граждан и организаций, использующих русский язык и интересующихся русским языком (в т.ч. непосредственных слушателей курсов русского языка);
- качественное улучшение ситуации в среде русскоязычных соотечественников, включая их социально-экономическое и правовое положение, консолидация организаций русскоязычной диаспоры, укрепление ее связей с исторической Родиной, трансформация ее из объекта попечения со стороны России в опору и ресурс ее интеграционных и кооперационных усилий;
- снижение негативного эффекта от конкурентной активности гуманитарных, политических, религиозных институтов третьих стран; преодоление ситуаций искусственного геополитического, цивилизационного и идеологического выбора, развитие преимуществ сотрудничества в области содействия международному развитию.
Подпрограмма рассматривает цель не как финишный результат осуществления заявленных задач, а как необходимый ориентир, обладающий всеми характеристиками цели, но предполагающий деятельность, такую же обязательную для государства, как и забота о росте благосостояния народа, модернизации экономики, политической системы и общественных отношений. В связи с этим сроки действия подпрограммы объективно совпадают со сроками действия всей государственной программы "Внешнеполитическая деятельность".
Учитывая принципиальную нелинейность процессов, происходящих в сфере международного взаимодействия и необходимость перманентного осуществления задач подпрограммы, целесообразно выделение стартового этапа - 2013 - 2014 гг., материально-финансовые ресурсное обеспечение которого объективно и оптимально минимизировано. Предполагается, что в этот период времени в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств предстоит подготовить изменения в соответствующие нормативные правовые акты для конкретизации полномочий Россотрудничества, необходимых и достаточных для решения задач подпрограммы, определить порядок взаимодействия Министерства иностранных дел России и Россотрудничества по реализации и оценке эффективности государственной программы, определить круг участников внешней экспертизы подпрограммы с привлечением независимых экспертов, выполнить ряд исследований, сформировать перспективные планы деятельности применительно к отдельно взятой стране и/или группам стран, разработать методические документы и приступить к их внедрению, сконструировать механизм мониторинга факторов, в том числе, определяющих возникновение угроз в этой сфере, а на уровне отдельных РЦНК реализовать пилотные проекты по отработке формирования оптимальных форматов деятельности и анализа, разработать концепцию деятельности РЦНК.
В результате проведенной работы будут уточнены качественные и количественные критерии, а также система управления подпрограммой.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей