Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы

Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан и повышения качества их жизни и, в связи с этим, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства.

В соответствии с Концепцией долгосрочного экономического развития Российской Федерации и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года поставлены задачи по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Для их достижения предусмотрены мероприятия по:

совершенствованию системы физкультурно-спортивного воспитания населения, а также его различных категорий и групп, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях,

повышению эффективности пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни,

развитию инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствованию финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

В результате реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года достигнут устойчивый рост показателей вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. Так, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, по данным 2011 года, составила 20,6% от общей численности населения Российской Федерации, что практически на 5% превзошло значение аналогичного показателя 2008 года (15,9%).

При этом доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась с 34,5% в 2008 году до 43% в 2011 году.

В сельских поселениях также наметилась позитивная тенденция роста числа занимающихся физической культурой и спортом - с 6,2 млн. человек в 2010 году, или 16,4% от численности сельского населения, до 6,6 млн. человек в 2011 году, или 17,8%.

В целях привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом проведена масштабная работа по обновлению спортивной инфраструктуры и повышению показателей ее доступности для различных групп и категорий населения. В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и других инвестиционных программ за 2008 - 2011 годы построено 10,4 тыс. плоскостных сооружений, 705 бассейнов, 180 объектов с искусственным льдом, 5,6 тыс. спортивных залов. Это позволило увеличить показатель количества объектов спорта в расчете на 100 тыс. населения со 168,8 единиц в 2009 году до 176,0 единиц в 2011 году.

По данным 2011 года, средняя обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями составляет 59,6% от размера нормативной потребности, спортивными залами - 39,9%, бассейнами - 8,7%.

В общей сложности за период с 2008 по 2011 год введено в эксплуатацию более 15 тыс. объектов спорта. Всего в Российской Федерации, по данным 2011 года, функционирует свыше 253 тыс. объектов спорта, включая 32,0 тыс. спортивных объектов, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Их единовременная пропускная способность составляет 24,5% (в 2008 году - 22,7%).

К числу позитивных результатов реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года следует отнести совершенствование системы организации и проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для различных групп и категорий населения.

Ежегодно в Российской Федерации проводится свыше 10,0 тыс. таких мероприятий. В 2008 - 2012 годах возрождены традиции проведения комплексных физкультурно-спортивных соревнований - спартакиад, в том числе Спартакиады инвалидов России. Организовано проведение всероссийских соревнований среди школьников, созданы 15 студенческих спортивных лиг. На высоком организационном уровне проводятся ежегодные массовые физкультурно-спортивные мероприятия "Лыжня России" и Всероссийский день бега "Кросс наций", в которых ежегодно участвуют свыше 2 млн. человек.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года обеспечивается поддержка развития и популяризации национальных видов спорта.

В настоящее время во Всероссийский реестр видов спорта включены 5 национальных видов спорта: керешу, корэш, мас-рестлинг, хапсагай, якутские национальные прыжки. В целях совершенствования государственной поддержки развития национальных видов спорта в 2011 году заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Минспортом России и Комитетом национальных и неолимпийских видов спорта России.

Согласно данным мониторинга численность занимающихся национальными видами спорта в 2011 году составила 67,1 тыс. человек. Число занимающихся национальными видами спорта в учреждениях дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта составило порядка 15,5 тыс. человек.

В целях развития межкультурного диалога и укрепления межнациональных связей в Российской Федерации проводятся мероприятия культурно-спортивной направленности, которые включают соревнования по национальным видам спорта. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1098-р в Северо-Кавказском федеральном округе, начиная с 2010 года, ежегодно проводится Фестиваль "Кавказские игры", призванный продемонстрировать национальные традиции и обычаи народов Северного Кавказа участникам и гостям XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта отнесена подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 695 утвержден перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта. В указанный перечень включено 15 видов спорта, и он может быть дополнен видами спорта, включенными во Всероссийский реестр видов спорта.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием данных видов спорта, имеют право развивать их как в рамках деятельности одного федерального органа исполнительной власти, так и в рамках деятельности нескольких федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы. Развитие служебно-прикладных видов спорта в рамках деятельности нескольких федеральных органов исполнительной власти осуществляется совместно с Общественно-государственным объединением "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", а развитие военно-прикладных и технических видов спорта - совместно с Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ).

Для содействия достижению уставных целей деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1125 Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ) ежегодно предоставляется субсидия из федерального бюджета.

С 2008 года проводится последовательная модернизация нормативной правовой базы и системы управления физической культурой и массовым спортом.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы развития физической культуры и спорта, с 52 субъектами Российской Федерации Минспортом России заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве. Это способствовало увеличению количества субъектов Российской Федерации, вовлеченных в реализацию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", уточнению полномочий и ответственности соответствующих субъектов физической культуры и спорта, в целом оказало позитивное влияние на эффективность реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Несмотря на позитивную динамику развития физической культуры и массового спорта сохраняют актуальность проблемные вопросы, связанные с повышением мотивации граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, доступности спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также качества физкультурно-оздоровительных услуг.

В настоящее время около 10% экономически активного населения на регулярной основе занимаются физической культурой и спортом по месту работы. В развитых в спортивном отношении странах значение данного показателя составляет не менее 25%. К 2020 году необходимо также практически вдвое (до 80%) повысить показатели численности учащихся и студентов и в семь раз (до 20%) увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года требуется повысить обеспеченность населения различными объектами спорта в 1,5 раза.

Анализ зарубежного опыта показывает, что универсальным решением, обеспечивающим привлечение различных групп и категорий населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и доступность физкультурно-оздоровительных услуг, является практика создания спортивных клубов. В Российской Федерации физкультурно-оздоровительную и спортивную работу осуществляют 168,6 тыс. организаций, включая 16,5 тыс. спортивных клубов. Доля образовательных учреждений среднего и высшего профессионально образования, имеющих спортивные клубы или лиги, составляет 25%. По данным исследований в сфере физической культуры и спорта общее количество фитнес-клубов в Российской Федерации превышает 2,5 тыс., то есть около 15,3% от общего количества физкультурно-спортивных клубов (показатель 2010 года - 10,3%). В развитых в спортивном отношении странах данные показатели значительно выше.

В субъектах Российской Федерации в фитнес-клубах занимаются в среднем до 1% граждан, в г. Москве - около 3%. В г. Лондоне (Великобритания) в клубах спортивно-оздоровительной направленности занимается около 20% населения, в г. Барселоне (Испания) - 35%, в г. Нью-Йорке (США) - 40%, в г. Берлине (Германия) - 60%.

На сегодняшний день уровень обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры в Российской Федерации ниже аналогичных показателей большинства развитых в спортивном отношении стран. В частности, обеспеченность спортивными залами в Российской Федерации в 2,7 раза меньше, чем в Японии, и в 2,1 раза меньше, чем в Италии; обеспеченность бассейнами - в 30 раз меньше, чем в Японии, и в 7,7 раза меньше, чем в Италии; плоскостными сооружениями - в 2,7 раза меньше, чем в Японии, и в 6,8 раза меньше, чем в Италии.

Среди субъектов Российской Федерации отмечается неравномерное развитие физической культуры и массового спорта. Согласно статистическим данным, средний уровень расходов на физическую культуру и спорт на 1 жителя составляет 1443,4 рубля. Анализ значений данного показателя в разрезе регионов свидетельствует о том, что в последние годы в Российской Федерации уровень расходов на физическую культуру на 1 жителя увеличился в среднем на 400 рублей. Несмотря на это, в 13 субъектах Российской Федерации данные показатели уменьшились. Темп роста данного показателя остается в среднем на уровне 1,0 - 1,1% в год.

Между отдельными субъектами Российской Федерации наблюдается существенная разница в количестве построенных и реконструированных объектов спорта, показателях их единовременной пропускной способности, общем объеме бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и массового спорта. Как следствие, имеются диспропорции в показателях вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. По данным 2011 года, наибольший показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, зафиксирован в Южном федеральном округе - 25%, наименьшие показатели имеют Северо-Западный федеральный округ - 18,5% и Северо-Кавказский федеральный округ - 13,5%.

Следует отметить, что для развития и популяризации физической культуры и спорта не в полной мере используются возможности средств массовой информации и информационно-пропагандистские технологии.

Так, в 2012 году в государственных средствах массовой информации (ВГТРК, ТВ-Новости, РИА-Новости, ИТАР-ТАСС, "Голос России") доля информационно-просветительских программ спортивной направленности составила от 1% (телеканал "Россия 1") до 23,4% (телеканал "Россия 2") от общего объема программ.

Пропаганда сознательного отношения к выбору образа жизни с использованием передовых информационных технологий имеет ключевое значение для повышения мотивации граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, отказу от вредных привычек и зависимостей. Поэтому в основу пропаганды здорового образа жизни будет положено комплексное продвижение положительного имиджа занятий физической культурой и спортом, подкрепленное примером ведущих спортсменов, проявивших себя на российском и международном уровне.

В целом, учитывая текущие вызовы, в подпрограмме запланирован комплекс мер по развитию спортивных клубов, в том числе на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, повышению эффективности пропаганды физической культуры и спорта, развитию детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, развитию спортивной инфраструктуры.

По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе в обществе будет возрастать интерес населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и массовым спортом и ведению здорового образа жизни. Увеличение численности систематически занимающихся физической культурой детей, подростков и молодежи на 1 млн. человек позволит значительно снизить общую заболеваемость данной возрастной категории и сэкономить для страны десятки миллионов рублей.

В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта должна стать поддержка данной сферы деятельности и принятие необходимых системных мер по созданию условий для обеспечения гражданам возможности систематически заниматься физической культурой и спортом.