Банком России утверждена Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы.

I. Общие положения

1. Национальная платежная система (далее - НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.

Обеспечение стабильности и развитие НПС является одной из целей деятельности Банка России в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

2. Банк России на основании ст. 82.1 Закона о Банке России принял настоящую Стратегию развития НПС (далее - Стратегия), предметом которой является определение направлений развития НПС. При этом Банк России рассматривает организацию и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России в качестве основного стабилизирующего фактора, влияющего на развитие НПС.

3. Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться Банком России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, профессиональными объединениями участников рынка платежных услуг на основе Плана мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий) с указанием конкретных мер и сроков их выполнения.

По мере реализации Плана мероприятий Банком России при необходимости будут вноситься изменения в Стратегию и План мероприятий, учитывающие результаты их реализации и вновь возникшие факторы, влияющие на развитие НПС.

4. Целью развития НПС является обеспечение эффективного и надежного функционирования субъектов НПС для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг.

5. При определении направлений развития НПС Банком России учитывались следующие факторы:

а) экономический рост в Российской Федерации;

б) усиление интегрированности национальной экономики в мировую экономическую систему, в том числе вследствие вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

в) активное развитие банковского сектора, рост предложения банковских услуг (включая дистанционное банковское обслуживание, оплату товаров и услуг с использованием электронных средств платежа);

г) рост количества платежей, совершаемых физическими лицами в безналичном порядке;

д) появление и развитие новых технологий (в том числе информационных и телекоммуникационных);

е) создание правовой основы регулирования оказания платежных услуг, позволившей, в частности, применять новые формы безналичных расчетов - переводы электронных денежных средств и переводы денежных средств по требованию получателя средств;

ж) формирование и развитие профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;

з) отсутствие национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры в НПС;

и) отсутствие клиринговых центров национального уровня по розничным платежам, осуществляемым с использованием платежных карт;

к) наличие рисков противоправных действий и связанных с ними угроз при осуществлении переводов денежных средств;

л) непрозрачность механизмов формирования цен на рынке розничных платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, включая размер межбанковских комиссий;

м) недостаточная информированность и недоверие населения к предлагаемым субъектами НПС инновационным платежным услугам.