Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

10. Оценка эффективности реализации подпрограммы

Геолого-разведочные работы относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Окончательная и объективная оценка экономической эффективности в виде чистого дисконтированного дохода достигается лишь на стадии технико-экономических обоснований разработки выявленных и разведанных месторождений, а иногда и на стадиях заводских переделов минерального сырья.

Ожидаемые результаты, помимо очевидного экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет, окажут огромное опосредованное влияние на социально-экономическую ситуацию, прежде всего в депрессивных регионах, старых горнорудных районах, районах со сложными природно-климатическими, демографическими и экологическими условиями.

Мультипликативный эффект от результатов геолого-разведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы выразится в улучшении показателей всех базовых отраслей российской экономики и, как следствие, будет способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни, что отвечает положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

В процессе реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы прогнозируется получение следующих основных результатов:

полная компенсация возрастающей добычи углеводородного сырья приростами разведанных запасов;

обеспечение отечественной атомной энергетики экономически доступными для промышленного освоения запасами урановых руд в районах действующих предприятий и в новых районах;

подготовка новых участков недр (площадей) с запасами углей коксовой группы марок, как наиболее востребованных на внешнем и внутреннем рынках, а также участков энергетических углей для увеличения их доли в энергетическом балансе страны и решения топливно-энергетических проблем энергодефицитных районов.

выявление и подготовка к промышленному освоению новых месторождений черных, цветных, редких и благородных металлов на территории Северного и Полярного Урала;

подготовка резервных сырьевых баз меди и никеля, металлов платиновой группы в перспективных районах на территории России;

подготовка сырьевых баз редких металлов и редкоземельных элементов в перспективных районах Сибири;

выявление ресурсного потенциала и запасов железомарганцевых конкреций и руд цветных металлов на выделенных участках дна Мирового океана для обеспечения геополитических интересов России;

ускорение воспроизводства минерально-сырьевой базы золота в новых регионах востока России, в том числе за счет нетрадиционных типов месторождений с относительно низкими содержаниями золота и сопутствующих металлов и крупными запасами, экономически доступными для промышленного освоения в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка;

подготовка сырьевых баз дефицитных в России видов неметаллических полезных ископаемых;

переоценка запасов пресных подземных вод в районах крупных агломераций, испытывающих дефицит в пресных водах питьевого назначения.

Социально-экономические эффекты от реализации подпрограммы определяются вкладом нефтегазодобывающей и горнодобывающих отраслей промышленности в отечественный внутренний валовой продукт, увеличением базы налогообложения, сохранением и повышением уровня занятости населения в традиционных и новых горнодобывающих центрах страны.

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития инфраструктуры нефтегазодобывающих и горнорудных центров (центров экономического роста) России, укрепления национального присутствия в отдаленных регионах, обеспечения защиты геополитических интересов.

В целом, выполнение работ по подпрограмме направлено на сохранение за Россией на перспективу лидирующих позиций в глобальном минерально-сырьевом обеспечении запасами важнейших видов полезных ископаемых.

В геолого-разведочной отрасли реализация планируемых работ позволит увеличить поисковый задел для лицензирования, обеспечить необходимый уровень воспроизводства погашаемых в недрах запасов, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысить обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов.

Расчетный прирост ценности недр с учетом цен мирового рынка по основным видам полезных ископаемых (нефти, газу, урану, углю, рудам железа и марганца, свинцу, цинку, золоту, никелю) составляет 172 630 млрд. рублей.

Реализация программных мероприятий обеспечит:

повышение уровня минерально-сырьевой безопасности России;

достижение баланса в системе использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы (прогнозные ресурсы-запасы-добыча-потребление) и создание устойчивого минерально-сырьевого обеспечения развития отечественной экономики;

увеличение доходов от налога на добычу полезных ископаемых и других прямых поступлений от недропользования ориентировочно на 35 - 40 процентов (при действующей системе налогообложения);

поддержание занятости населения и создание более 300 тыс. новых рабочих мест (с учетом сопряженных производств);

создание центров экономического развития, минерально-сырьевое обеспечение региональных социально-экономических программ, в первую очередь в депрессивных и удаленных регионах и зонах особых геополитических интересов России.