9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы
Для оценки достижения поставленной цели в настоящей подпрограмме необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные, научно-технологические, геологические риски.
Макроэкономические риски связаны с возможным снижением темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности недропользователей, высокой инфляцией, возможным снижением спроса на отдельные виды минерального сырья, кризисными явлениями в банковской системе и бюджетным дефицитом. Они могут быть обусловлены также:
недостатком мощностей и низким техническим уровнем развития отечественного приборо- и машиностроения для геологической отрасли, невыполнением предусмотренных подпрограммой мероприятий по научно-техническому и инновационному обеспечению геолого-разведочного производства;
невыполнением предусмотренных подпрограммой мероприятий по либерализации нормативно-правового поля недропользования и сохранением связанной с этим недостаточной инвестиционной активностью в минерально-сырьевом комплексе;
несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы задачам настоящей подпрограммы;
нестабильностью международной обстановки, что также может оказать негативное влияние на реализацию проектов с участием зарубежных партнеров, на объемы международного кооперационного сотрудничества, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Экономические риски реализации государственной программы связаны с колебаниями уровня цен и спроса на минеральное сырье на мировом рынке. Данные колебания могут, в частности, снижать оценку приращиваемой ценности недр за счет проведения геолого-разведочных работ. Минимизация данных рисков будет осуществляться Минприроды России в рамках формирования программы лицензирования с учетом фактической конъюнктуры мировых рынков, а также недропользователями в рамках регулирования объемов добычи полезных ископаемых с учетом уровня цен и спроса на минеральное сырье. Поскольку настоящая подпрограмма направлена на обеспечение геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а не непосредственно на добычу полезных ископаемых, краткосрочные колебания цен на мировом рынке могут быть нивелированы в долгосрочном плане, поскольку разведанные и оцененные запасы полезных ископаемых могут быть востребованы как в текущем периоде, так и будущими поколениями россиян. Прогнозы Международного энергетического агентства, а также практические мероприятия, реализуемые развитыми экономиками, в том числе США, по интенсификации геолого-разведочных работ на шельфе (в том числе на арктическом шельфе) подтверждают, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе спрос на углеводородное сырье (и соответственно уровень мировых цен) будет иметь тенденцию к росту.
Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, контроля за реализацией настоящей подпрограммы, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу может стать источником серьезных трудностей в развитии и использовании минерально-сырьевой базы, снижения деловой активности в минерально-сырьевом комплексе и сокращения поступления налога на добычу, других налоговых поступлений.
Экологические риски реализации подпрограммы связаны с возможным негативным влиянием на окружающую среду при проведении геолого-разведочных работ. На минимизацию указанных рисков направлены меры государственного регулирования, предусмотренные в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2552-р.
В частности, в целях минимизации рисков загрязнения окружающей среды при проведении поисково-оценочных и разведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", направленный на регулирование вопросов обеспечения экологической безопасности при реализации инфраструктурных проектов по разведке, добыче и транспортировке углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в ее исключительной экономической зоне, в том числе путем создания механизмов обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. По итогам реализации данного федерального закона будет проведен мониторинг правоприменительной практики и при необходимости разработаны дополнительные меры государственного правового регулирования, направленного на минимизацию экологических рисков.
Кроме того, на минимизацию экологических рисков реализации подпрограммы направлена реализация мероприятия подпрограммы "Мониторинг состояния и охраны геологической среды".
Сокращение экологических рисков, связанных с отходами, образующимися при проведении геолого-разведочных работ, также предусматривается в рамках реализации государственной программы "Охрана окружающей среды", как путем внедрения мер государственного регулирования, стимулирующих снижение негативного воздействия на окружающую среду (прежде всего, крупными загрязнителями, к которым относятся и недропользователи), так и на основе реализации практических мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба и снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров геологической отрасли для осуществления научных исследований, геолого-разведочных работ и государственных полномочий на федеральном и региональном уровнях.
Научно-технологические риски прогнозируются при недостаточном финансировании работ, направленных на усиление и углубление научно-технического и инновационного развития геологической отрасли, модернизацию технологических процессов, создание и внедрение современных технологий.
Геологические риски достижения показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются вероятностным характером геолого-разведочного процесса.
Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и объемов геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей