Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

Залогом успешного достижения целей и решения задач государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" является обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере реализации государственной программы. В настоящее время государственные функции в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых, водных и охотничьих ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования <****>.

Основными факторами, ограничивающими эффективность реализации государственных функций и государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов, являются следующие.

Недостаточный уровень регламентации государственных функций и государственных услуг в сфере реализации государственной программы. В настоящее время административные регламенты оказания государственных услуг утверждены не по всем государственным услугам в сфере реализации государственной программы. Требуют разработки и утверждения административные регламенты оказания государственных услуг по таким значимым государственным услугам, как организация экспертизы проектов геологического изучения недр, проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

В настоящее время в соответствии с Планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р, предусматривается переход к предоставлению услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. На портале государственных услуг реализована возможность приема заявлений на оказание данной услуги в электронном виде. В то же время, с учетом поставленной в государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (на 2011 - 2018 годы)" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р) цели по переходу к оказанию всех федеральных государственных услуг в электронном виде к 2015 году, представляется целесообразным поэтапно расширить перечень государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов, оказываемых в электронном виде.

Важным условием повышения качества государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов является реализация мероприятий во исполнение Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В сфере воспроизводства и использования природных ресурсов утверждены ведомственные перечни государственных услуг, оказываемых подведомственными федеральными государственными учреждениями Минприроды России, Роснедр, Росводресурсов, первоначальные нормативы затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росводресурсам и Роснедрам, услуг физическим и юридическим лицам. С 2012 года обеспечен переход к финансированию деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений на основе субсидий, объемы которых будут связаны с объемами оказываемых данными учреждениями государственных услуг (работ). Ожидается, что внедрение инструмента государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными Минприроды России, Роснедрам, Росводресурсам федеральными государственными учреждениями позволит повысить качество и эффективность работы данных учреждений, будет способствовать повышению эффективности исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов.

Одним из основных критериев эффективности государственного управления воспроизводством и использованием природных ресурсов является качество управления государственными финансами в этой сфере. По данным за 2011 год, опубликованным Минфином России, среднее значение сводного показателя качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств федерального бюджета - исполнителей настоящей подпрограммы составило 62,9 балла, что несколько выше среднего показателя по всем главным администраторам бюджетных средств федерального бюджета, но существенно ниже уровня качества финансового менеджмента в главных администраторах бюджетных средств федерального бюджета, занимающих первые места рейтинга (Федеральном Казначействе, Федеральной таможенной службе - более 85 баллов). Таким образом, в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов есть существенный потенциал повышения качества финансового менеджмента. Особенного внимания в данной сфере с учетом перехода к программному принципу формирования федерального бюджета заслуживают вопросы повышения качества среднесрочного бюджетного планирования, совершенствования обоснования цен в сфере проведения геолого-разведочных работ, критериев выбора водохозяйственных мероприятий для софинансирования из средств федерального бюджета, совершенствование методик расчета объемов субвенций на исполнение переданных полномочий в сфере реализации государственной программы.

В условиях жестких бюджетных ограничений и сокращения численности государственных гражданских служащих особое значение приобретает развитие кадрового потенциала федеральных органов исполнительной власти. По состоянию на 2009 год 49,6 процентов государственных служащих Минприроды России, 22,3 процентов государственных служащих Росводресурсов, 22,4 процентов государственных служащих Роснедр не получали дополнительное профессиональное образование (включая повышение квалификации) в течение предшествующих трех лет. Недостаточное внимание, уделяемое вопросу повышения квалификации кадров, может негативно сказываться на эффективности и качестве исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов.

Успешная реализация государственной программы требует установления ответственности структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и их руководителей за достижение непосредственных и конечных общественно значимых результатов реализации основных мероприятий программы. В этой связи особенно актуальной становится задача по разработке и утверждению показателей результативности деятельности государственных служащих Минприроды России, Роснедр и Росводресурсов.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в сфере государственного управления воспроизводством и использованием природных ресурсов, является повышение эффективности управления федеральным имуществом, предполагающее как проведение институциональных преобразований в государственном секторе (прежде всего, в геологической отрасли), так и повышение эффективности управления федеральным имуществом, используемым для осуществления государственных функций и оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями.

В настоящее время большинство геологических организаций функционирует в форме федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием, управление которыми осуществляется при минимальном участии Федерального агентства по недропользованию. Развитие принципов программно-целевого планирования геолого-разведочных работ требует консолидации специализированных по видам геолого-разведочных работ и полезных ископаемых геологических организаций, конкретизации функций и сферы ответственности государственного сектора геологической отрасли, разграничения вклада государства и бизнеса в воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В целом в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов необходимо провести оценку эффективности использования федерального имущества, осуществить мероприятия по передаче неэффективно используемого федерального имущества и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также по приватизации излишнего, неэффективно используемого федерального имущества и земельных участков, переданных в оперативное управление организациям, подведомственным Минприроды России, Роснедрам, Росводресурсам.

Реализация мероприятий по повышению эффективности использования федерального имущества связана и с решением проблемы повышения энергоэффективности в сфере деятельности Росводресурсов и Роснедр, которая является актуальной и для осуществления государственных функций в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов.

Важным фактором обеспечения эффективной реализации государственных функций в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов является обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях (соглашениях), что способствует продвижению национальных интересов Российской Федерации в сфере природопользования. Российская Федерация принимает участие в совместной организации "Интерокеанметалл", созданной для проведения работ по поискам, разведке и подготовке к промышленному освоению железомарганцевых конкреций. Соглашение о создании совместной организации "Интерокеанметалл" подписано главами правительств заинтересованных государств 27 апреля 1987 г. в Москве. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 г. N 999-р функции по обеспечению участия Российской Федерации в Соглашении о создании совместной организации "Интерокеанметалл" возложены на Минприроды России. В целях обеспечения участия Российской Федерации в работе данной совместной организации предусматриваются бюджетные ассигнования для уплаты в нее ежегодных взносов.