1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз
ее развития
Российская Федерация располагает одной из крупнейших в мире минерально-сырьевых баз, уверенно занимает лидирующие позиции по ряду важных направлений в энергетическом и горнопромышленном секторах экономики.
Ключевая роль минерально-сырьевого комплекса в развитии экономики страны сохранится на ближайшее десятилетие и на более отдаленную перспективу.
Это связано с тем, что в условиях глобализации в сферу минерально-сырьевого комплекса - геологической разведки, добычи, переработки полезных ископаемых и транспортировки продукции минерального сырья вовлечены практически все страны мира. В их число входят высокоразвитые экономики США, Японии, Канады, ведущих стран Западной Европы, а также быстро развивающиеся экономики Австралии, ЮАР, Бразилии, КНР, Индии и некоторых других стран, формирующих конкурентную среду на мировых рынках минерального сырья.
При этом промышленно развитые страны, в которых проживает 16 процентов населения Земли, добывают в стоимостном выражении около 35 процентов, а потребляют более 55 процентов извлекаемых из недр полезных ископаемых. Развитие экономики Российской Федерации также сопровождается неуклонным ростом потребления топливно-энергетических и других минерально-сырьевых ресурсов. В частности, за последние 10 лет добыча нефти (включая конденсат) выросла в 1,5 раза, добыча железных руд - на 38 процентов, добыча угля - на 20 процентов.
Сфера реализации подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" охватывает такие важнейшие направления деятельности, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, как обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире. Эти направления включают:
1. Геологическое изучение недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения проектов в области мелиорации, строительства, обороны, экологии, выявления месторождений полезных ископаемых, оценки и прогноза состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям, а также для обеспечения государственных структур, бизнес-сообщества и населения геологической информацией.
2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для устойчивого удовлетворения потребностей экономики страны в различных видах полезных ископаемых, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечения экономической безопасности страны.
3. Комплексное изучение и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов в целях обеспечения их эффективного учета и наиболее полного извлечения из недр, удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей промышленности России.
Анализ состояния сферы реализации подпрограммы показывает наличие ряда проблем.
В области геологического изучения недр и геологического информационного обеспечения:
комплектами современных геологических карт масштаба 1:1 000 000 обеспечено 41,8 процентов территории России, в то время как в ведущих зарубежных странах этот масштабный уровень изученности обеспечен современными цифровыми картами для 100 процентов территорий;
комплектами государственных геологических карт масштаба 1:200 000 обеспечено 82 процента территории России, при этом только для 20 процентов территории России их форма и содержание отвечают современным требованиям. В ведущих зарубежных странах близкий масштабный уровень изученности (1:250 000) обеспечен современными картами для 100 процентов территорий.
Обеспеченность территории России геологическими картами более крупных масштабов в 1,5 - 2,5 раза ниже, чем в США и Канаде;
Гравиметрическая изученность территории России в масштабе 1:200 000 составляет 93 процента, в США, Канаде и Австралии - 100 процентов.
Гидрогеологическая изученность территории России на 20 - 30 процентов ниже аналогичной изученности в США и Канаде.
По сопоставимым элементам сети наблюдений за опасными эндогенными геологическими процессами изученность территории США превышает аналогичную изученность в России на 30 - 35 процентов, а по сопоставимым элементам сети наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и участками загрязнения подземных вод изученность территории США превышает аналогичную изученность в России 1,5 - 2 раза.
В ведущих зарубежных странах 100 процентов отчетной и первичной геологической информации депонируется в геологических службах. Основная часть материалов доступна любому пользователю, в том числе с использованием Интернета.
В области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается:
ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа - при ведущей роли в обеспечении текущей добычи нефти в России уникальных (31,8 процента) и крупных (33,2 процента) по запасам месторождений и газа - соответственно 75,33 и 22,83 процента; среди вновь открываемых в последние годы месторождений преобладают мелкие по запасам объекты;
быстрое сокращение (истощение) запасов интенсивно отрабатываемых месторождений урана в Забайкалье и в Курганской области, богатых сульфидных платинометальных медно-никелевых и медистых руд в Норильском районе, колчеданно-полиметаллических руд и бокситов на Урале, медно-никелевых и железных руд, а также апатитов в Карело-Кольском регионе, алмазных и сурьмяных месторождений в Республике Саха (Якутия), коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России;
сохранение дефицита руд марганца, титана, хромитов, бокситов, циркония, тантала, ниобия, графита, особо чистого кварца, каолина, бентонита, кускового флюорита, урана, лития, бериллия, редкоземельных металлов, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта сырья;
сокращение прогнозных ресурсов по интенсивно добываемым полезным ископаемым, следствием чего является практическое отсутствие резерва объектов для возможного получения приростов запасов в ближайшие годы по золоту, платине, никелю, меди, бору, плавиковому шпату (флюориту) и ряду других полезных ископаемых;
невостребованность на рынке недропользования, в основном по технологическим причинам и из-за ограниченности инвестиционного потенциала, разведанных месторождений энергетических углей, железных руд, бедных по содержанию марганцевых и хромовых руд, комплексных месторождений меди, молибдена и золота медно-порфирового типа, титан-циркониевых россыпей, месторождений олова и вольфрама в минерализованных зонах, месторождений пресных подземных вод.
В области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов имеет место:
невыполнение недропользователями лицензионных соглашений в части соблюдения сроков начала проведения и объемов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчетов о результатах работ и материалов подсчета запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в эксплуатацию и выхода на проектные мощности;
низкое извлечение при добыче полезных ископаемых основных и попутных компонентов; средний по стране показатель извлечения полезных ископаемых на стадиях добычи и переработки минерального сырья ниже достигнутого мирового уровня;
сохранение действующих технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых, составленных с учетом устаревших технологий добычи и первичной переработки минерального сырья, не использующих инновационные технические приемы, технологические решения, что влечет за собой завышение нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и разубоживание запасов;
несовершенство системы государственного статистического наблюдения и контроля выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений в части комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.
По итогам реализации государственной политики в этой сфере в 2009 - 2012 годах были достигнуты следующие значимые результаты:
установлен режим "одного окна" при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;
отменена необходимость получения отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр для собственных нужд на своих лицензионных участках;
законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
обеспечена доступность геологической информации за счет отмены платы за ее предоставление;
законодательно закреплена упрощенная процедура предоставления земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования.
В целях обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации на основе передовых геологических, геофизических и геохимических технологий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 г. N 957 создано открытое акционерное общество "Росгеология".
Прогноз развития отечественного минерально-сырьевого комплекса определяется основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации, показателями воспроизводства, добычи и использования основных видов полезных ископаемых, предусмотренными документами стратегического планирования.
Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года одним из основополагающих принципов совершенствования государственного управления в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы определен принцип программно-целевого планирования, использование которого для оптимизации объемов и направлений геолого-разведочных работ будет осуществляться поэтапно, по мере получения результатов работ по минерально-сырьевому районированию территории Российской Федерации. <**>
В области геологического изучения недр и получения геологической информации в соответствии со Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено:
повышение уровня изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей посредством проведения работ общегеологического и специального назначения - к 2012 году до 45 процентов, к 2020 году - до 50 процентов;
повышение уровня изученности территорий Российской Федерации, подверженных влиянию опасных геологических процессов и явлений - к 2015 году - до 55 процентов, к 2020 году - до 60 процентов;
обоснование новых подходов к минерагеническому районированию территории страны и оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также к разработке моделей глубинного строения и прогноза нефтегазоносных площадей и рудных районов;
обеспечение полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации, в том числе на безвозмездной основе и в соответствии с современными требованиями геолого-разведочного производства и государственного управления в области недропользования.
В области воспроизводства минерально-сырьевой базы Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года определены приросты запасов:
по нефти - до 490 млн. тонн в 2015 году и до 500 млн. тонн в 2020 году;
по природному газу - до 715 млрд. кубических метров в 2015 году и до 780 млрд. кубических метров - в 2020 году;
по золоту - до 210 тонн в 2015 году и до 220 тонн в 2020 году;
по железной руде - до 180 млн. тонн в 2015 году и до 190 млн. тонн в 2020 году;
по меди - до 1100 тыс. тонн в 2015 году и до 1250 тыс. тонн в 2020 году;
по никелю - до 400 тыс. тонн в 2015 году и до 440 тыс. тонн в 2020 году.
В области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Стратегией развития металлургической промышленности России до 2020 года предусмотрено:
разработка и внедрение технологии гидродобычи богатых (до 68 процентов железа) рыхлых руд на Курской магнитной аномалии, что позволит улучшить качественную составляющую железорудной базы металлургической промышленности страны;
разработка и внедрение эффективной технологии обогащения карбонатных марганцевых руд крупнейших в России Усинского (Кемеровская область) и Порожинского (Красноярский край) месторождений, минимизирующей с 2015 года зависимость ферросплавного производства от импорта марганцевых продуктов;
разработка технологии обогащения хромовых руд месторождений Рай-Изского массива на Полярном Урале с целью получения высококачественных концентратов, содержащих 49 - 50 процентов триоксида хрома и существенного снижения после 2015 года поставок хромовых продуктов по импорту;
расширение существующих и ускорение строительства новых мощностей по производству глинозема из бокситов (суммарный объем - не менее 5 млн. тонн); обеспечение производства глинозема из нефелинового сырья (1,3 млн. тонн).
Вместе с тем основной объем потребностей металлургической промышленности в сырьевой базе для производства марганца, хрома и алюминия будет удовлетворяться за счет импорта.
Реализация национальных проектов "Доступное и комфортное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса" связаны с необходимостью максимального использования ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, прежде всего для строительства жилья и промышленных объектов, развития сети автомобильных дорог, повышения эффективности сельского хозяйства, обеспечения строящихся нефтегазовых и горнопромышленных центров.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года необходимый объем производства должен составить к концу прогнозируемого периода по строительному песку 2040 млн. кубических метров, по песчано-гравийным смесям - 900 млн. кубических метров, по щебню - 1045 млн. кубических метров.
Подпрограмма направлена на достижение прогнозных показателей, предусмотренных указанными документами.
Важное значение для реализации подпрограммы имеют схемы территориального планирования Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны учитывать перспективы открытия и освоения месторождений полезных ископаемых.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей