2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач, описание основных
ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков
и контрольных этапов реализации подпрограммы
В области геологического изучения приоритеты государственной политики направлены на повышение уровня изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации работами общегеологического и специального назначения, изученности опасных геологических процессов, необходимости проведения геологических исследований недр Арктики и Антарктики, гарантирующих защиту интересов России в этих регионах, в частности, обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.
Важным приоритетом является совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации для обеспечения полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации в соответствии с современными и перспективными требованиями геолого-разведочного производства и государственного управления в сфере недропользования.
В сфере минерально-сырьевой политики Российской Федерации наибольшим приоритетом является воспроизводство минерально-сырьевой базы высоколиквидных полезных ископаемых, обеспечивающих деловую активность на российском и мировых рынках, определяющих социально-экономическое благополучие страны и ее конкурентные возможности в глобальной системе мировой экономики - нефти, природного газа, угля, железных руд, меди, никеля, цинка, молибдена, вольфрама, алмазов, золота, серебра, металлов платиновой группы, калийных солей и апатитовых руд.
Для этой группы полезных ископаемых важное значение имеет развитие сырьевых баз действующих предприятий, создание резервных сырьевых баз с близкими эксплуатационными кондициями, пополнение поискового задела привлекательных для лицензирования объектов в целях поддержания и наращивания достигнутых уровней добычи, потребления, укрепления позиций на мировых рынках.
К высокому уровню приоритетности принадлежит воспроизводство дефицитных, в том числе стратегических, видов полезных ископаемых, потребление которых в значительной мере обеспечивается за счет импорта из-за недостатка освоенных конкурентоспособных запасов в недрах, ограниченности качественного ресурсного потенциала, неблагоприятных географо-экономических или горно-геологических условий освоения руд марганца, урана, хрома, олова, титана, тантала, ниобия, циркония, ванадия, высокоглиноземного сырья, барита, каолина, кварцевого сырья, бентонита, графита кристаллического, флюорита, фосфоритов.
По этой группе полезных ископаемых предусматриваются работы, направленные на выявление новых, либо освоение на качественно новом технологическом уровне уже подготовленных сырьевых баз рядовых и бедных руд с целью снижения импортной зависимости базовых отраслей металлургии и химической промышленности России.
По остальным твердым полезным ископаемым предусматривается решение локальных задач, связанных с поддержанием мощностей отдельных добывающих предприятий, сохранением занятости населения на депрессивных территориях и укреплением национального присутствия в окраинных регионах страны.
Важным приоритетом государственной политики в области геологии и недропользования является решение проблемы комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов на основе научно-обоснованной системы требований к технологиям геолого-разведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, повышения уровня выполнения недропользователями существенных условий лицензионных соглашений.
С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в области геологии и недропользования определены следующие цель и задачи подпрограммы.
Целью реализации настоящей подпрограммы является устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.
Для достижения цели предусматривается решение следующих основных задач:
1. Повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации.
2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы.
3. Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов.
Показателями решения задачи 1 "Повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации" являются:
по региональным геолого-геофизическим и геолого-съемочным работам:
прирост мелкомасштабной геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации (проценты);
прирост среднемасштабной геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации (тыс. квадратных километров);
количество выявленных перспективных объектов для постановки поисковых работ (объекты);
по созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин:
прирост государственной сети опорных геолого-геофизических профилей на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе (погонные километры);
прирост (проходка) параметрических и сверхглубоких скважин на территории Российской Федерации (погонные километры);
прирост батиметрической и геолого-геофизической изученности Северного Ледовитого океана для обоснования расширения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации (погонные километры);
по военно-геологическим работам:
прирост специальной военно-геологической изученности территории России (объекты);
прирост среднемасштабной государственной гравиметрической изученности территории Российской Федерации (тыс. квадратных километров);
по геолого-геофизическим работам по прогнозу землетрясений:
количество наблюдательных скважин гидрогеодеформационного поля в сейсмоопасных регионах Российской Федерации (единицы);
количество полигонов для ведения мониторинга сейсмоактивности недр в сейсмоопасных регионах Российской Федерации (единицы);
по проведению гидрогеологической, инженерно-геологической и геоэкологической съемок:
прирост мелкомасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации (тыс. квадратных километров);
прирост среднемасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации (тыс. квадратных километров);
по мониторингу состояния недр и охране геологической среды:
количество пунктов наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами на территории Российской Федерации (единицы);
количество пунктов наблюдений за участками загрязнения подземных вод на территории России (единицы);
по государственному геологическому информационному обеспечению:
количество государственных геологических информационных ресурсов Российской Федерации, подлежащих формированию, ведению, обеспечению сохранности и использованию потребителями в федеральном фонде геологической информации (млн. единиц хранения);
доля кернового материала опорного и параметрического бурения, обеспеченного надлежащими условиями хранения (проценты).
Показателями решения задачи 2 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" являются:
прирост запасов полезных ископаемых по категориям A, B, C1;
прирост запасов твердых полезных ископаемых по категориям B, C1, C2 (для большинства твердых полезных ископаемых объем прироста представлен категориями C1 + C2, по отдельным видам - приведены приросты запасов, включая категорию B, которые ожидаются на участках детализации разведываемых и разрабатываемых месторождений относительно простого и сложного строения);
прирост прогнозных ресурсов полезных ископаемых по категориям Д1лок. (по углеводородному сырью) и P1 + P2 (по твердым полезным ископаемым).
Показателями решения задачи 3 "Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов" являются:
доля лицензий на пользование недрами, по которым недропользователь не выполняет существенные условия по уровню добычи и срокам ввода месторождений в эксплуатацию в процентах к числу проверенных лицензий;
добыча метана угольных пластов (млн. кубических метров в год).
Используемые в рамках подпрограммы показатели (индикаторы) охватывают все этапы геолого-разведочных работ от регионального изучения недр и открытия месторождений полезных ископаемых до их освоения. Ключевое значение имеют показатели прироста ресурсов и запасов полезных ископаемых. Эти показатели характеризуют перспективы развития минерально-сырьевой базы России, которая представлена двумя структурными частями, различающимися по степени разведанности и достоверности: разведанной и предварительно оцененной (категории запасов A, B, C1 + C2) и прогнозной (ресурсы категорий Д1лок по углеводородам и P1 + P2 по другим полезным ископаемым). При этом показателями, отражающими конечные результаты решения задачи по воспроизводству минерально-сырьевой базы, являются показатели прироста запасов полезных ископаемых.
Оценка экономической эффективности геолого-разведочных работ будет проводиться на основе соотношения приращиваемой ценности недр (с учетом цен мирового рынка на минеральное сырье) к произведенным затратам на геолого-разведочные работы за счет средств недропользователей в рамках оценки эффективности хода реализации государственной программы на ежегодной основе. Методика оценки эффективности реализации государственной программы приведена в Разделе XI государственной программы.
Значения показателей (индикаторов) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 1.
Решение указанных задач обеспечит получение следующих основных результатов.
По геологическому изучению недр - повышение уровня современной геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогнозирования месторождений полезных ископаемых, снижения рисков геолого-разведочных работ, геологического обоснования геополитических интересов России в пределах Арктики и Антарктики, обороноспособности страны, оценки и прогноза состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям. В пределах наиболее перспективных районов будет достигнуто полное геолого-картографическое обеспечение мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
В сфере геологического информационного обеспечения будет обеспечено функционирование и постоянная актуализация современной системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации, полное удовлетворение заявок на пользование геологической информацией.
Развитие минерально-сырьевой базы по основным видам полезных ископаемых будет способствовать формированию новых центров экономического развития в регионах России, приведет к снижению регионального неравенства и уменьшению концентрации экономических ресурсов в столичных агломерациях. Будет развиваться добыча минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов, на основе современных технологий, в том числе с формированием нефтегазохимического комплекса на базе нефте- и газодобычи на месторождениях Приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и нефтегазохимических производств северного Урала.
На базе богатых ресурсов недр дальнейшее развитие получат основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии, в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации. Будут созданы новые горно-промышленные центры экономического развития в Нижнем Приангарье, в Республике Тыва, на юге Забайкальского края и в пределах Забайкальского сектора зоны БАМ, на юге Республики Саха (Якутия). Планируется создание новых центров золотодобычи на базе крупных и уникальных месторождений в Иркутской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия).
Получит необходимое ресурсное обеспечение освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации. Интенсификация геологического изучения и разработки углеводородного сырья континентального шельфа станет основой для социально-экономического развития прибрежных регионов России. Доля добычи нефти и газа на континентальном шельфе (с учетом шельфа острова Сахалин) в общем объеме их добычи в Российской Федерации к 2020 году может составить соответственно 7 процентов и 15 процентов.
В регионах Сибири и Дальнего Востока будет расширена угольная сырьевая база, учитывающая высокие темпы развития производства энергетических и коксующихся углей для внутреннего рынка и для экспорта. Особенно важное значение будет иметь интенсивное освоение и наращивание производства угля в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также проекты по освоению новых угольных месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности Эльгинского угольного месторождения.
Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы ядерной энергетики будет достигнуто за счет доизучения месторождений урана Эльконского и Забайкальского районов, а также выявления новых районов с месторождениями богатых и комплексных урансодержащих руд.
Укрепление ресурсной базы черной и цветной металлургии предполагается в результате расширения поисковых, оценочных и разведочных работ в освоенных и перспективных с геологической точки зрения районах Северного Кавказа, Урала, Республики Башкортостан, Красноярского края, Забайкалья, Хабаровского и Приморского краев, в других регионах России.
В соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и Стратегией морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р, подпрограммой предусматриваются геолого-разведочные работы в Мировом океане, направленные на создание условий и возможностей закрепления прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов железомарганцевых конкреций, кобальтмарганцевых корок и глубоководных сульфидных полиметаллических руд на морском дне и в недрах за пределами юрисдикции прибрежных государств.
Эти работы представляют существенный экономический интерес с точки зрения воспроизводства минерально-сырьевой базы марганца, меди, никеля, кобальта, молибдена, серебра и рассматриваются как реальный резерв для удовлетворения потребностей будущих поколений.
По задаче рационального использования минерально-сырьевых ресурсов будут сформированы научно обоснованная система требований к комплексному изучению и освоению минерально-сырьевых ресурсов и рационально осваиваемый в интересах нынешних и будущих поколений государственный фонд недр.
Сроки реализации подпрограммы охватывают период 2013 - 2020 годов без выделения этапов (в один этап).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей