3.2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы
В рамках данной задачи будут реализованы мероприятия по развитию минерально-сырьевой базы нефти и природного газа, твердого топлива (углей), урана, сырья для черной и цветной металлургии, валютного сырья, неметаллических полезных ископаемых в пределах существующих и новых центров экономического роста.
Основное мероприятие 1.8. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов".
Предусматривается реализация двух важнейших мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья за счет средств федерального бюджета - оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в слабоизученных отдаленных районах страны, а также выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в изученных добывающих регионах. Это обеспечит целенаправленную подготовку новых участков недр к лицензированию. Намечаются значительные объемы финансирования опережающих и поисковых работ в новых стратегически важных регионах.
В районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также в северных районах Западной Сибири в 2013 - 2020 годах предполагается создание новых центров нефтегазодобычи. В традиционных регионах добычи углеводородного сырья (Европейский Север, Западная Сибирь, Урало-Поволжье, Северный Кавказ) ассигнования на геолого-разведочные работы прогнозируются на уровнях, необходимых для поддержания существующей добычи нефти и газа.
Концентрация значительных объемов геофизических работ и глубокого бурения планируется в нефтегазоносных провинциях Восточной Сибири и Дальнего Востока. Геолого-разведочными работами в Восточной Сибири, включая Республику Саха (Якутия), будет обеспечена локализация значительных прогнозных ресурсов нефти с конденсатом (22 процента от суммы по России) и газа (19 процентов). Прирост разведанных запасов углеводородного сырья в этом высокоперспективном регионе составит 24 процента от суммарного по стране, в частности 20 процентов прироста запасов нефти с конденсатом и 27 процентов прироста запасов газа.
Сохраняется приоритетная роль Западной Сибири в обеспечении добывающего комплекса локализованными прогнозными ресурсами нефти и особенно газа. Здесь планируется также получение почти половины (45 процентов) общероссийского прироста разведанных запасов и локализованных прогнозных ресурсов углеводородного сырья. К числу приоритетных районов концентрации работ в этом важнейшем нефтегазодобывающем регионе России относятся малоизученная часть полуострова Ямал, Гыданский полуостров, крайние восточные районы Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, а также ее западная часть, примыкающая к Уралу. Актуальным остается вопрос о проведении регионально-зональных работ в ряде внутриплатформенных впадин, а также изучение геологического строения и нефтегазоносности глубокопогруженной (свыше 4000 - 4500 метров) части разреза.
Исключительно важная роль в перспективном развитии ресурсной базы углеводородного сырья России принадлежит арктическому и дальневосточному шельфу, а также шельфу южных морей. Здесь планируется проведение широкомасштабных регионально-зональных и поисковых работ как за счет федерального бюджета, так и за счет средств недропользователей. В результате ожидается локализация прогнозных ресурсов в объеме 14,9 млрд. тонн условного топлива, прирост запасов нефти с конденсатом и природного газа составит 369 млн. тонн и 2880 млрд. кубических метров соответственно. Объем финансирования работ по данному направлению за счет средств федерального бюджета составит 22 млрд. рублей (в текущих ценах).
В Европейской части Российской Федерации планируется продолжение в ограниченных объемах регионально-зональных и опережающих поисковых работ. В Урало-Поволжье приоритетными остаются направления, связанные с изучением Предуральского прогиба и перспективных районов складчатого Урала, в Прикаспийской впадине будет продолжено изучение ее северо-западной и западной бортовых частей. На Европейском Севере геофизические работы и параметрическое бурение планируется сосредоточить в восточных районах Республики Коми и Ненецкого автономного округа, прилегающих к Уралу. В Предкавказье основной акцент будет сделан на изучении и оценке масштабов промышленной нефтегазоносности глубокозалегающих горизонтов, в первую очередь подсолевой юры и триаса.
В целях расширения минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и поддержания уровня добычи углеводородов в будущем за счет нетрадиционных источников предусматривается проведение работ по оценке ресурсов и запасов сланцевого газа, газовых гидратов и метана угольных пластов, прежде всего в регионах с недостаточной обеспеченностью нефтью и газом.
В целях освоения сланцевых газов в рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение анализа распространенности на территории Российской Федерации сланцев; разработка методов выявления газонасыщенных зон, их классификация, проведение оценки ресурсов (до категории Д1лок.), запасов (категории C2 + C1) и разработка технологий извлечения сланцевого газа. Кроме этого, разработка сланцевых газов требует обоснования выбора оптимальных объектов для первоочередной опытно-промышленной разработки, а также прогноз возможных объемов его добычи с учетом воздействия на окружающую среду.
При освоении газовых гидратов будут проведены исследования распространения на территории Российской Федерации зон возможного природного образования стабильных газовых гидратов в недрах и донных отложениях акваторий. В рамках данного направления необходимо усовершенствовать способы диагностики участков интенсивного накопления газовых гидратов, оценить реальную значимость газовых гидратов как нетрадиционного источника газового сырья, а также риск аварийности при инженерных работах на шельфе, включая газодобычу.
Для освоения метана угольных пластов первоочередным приоритетом является создание соответствующей нормативно-методической базы; проведение переоценки ресурсов и подсчета запасов газов угленосных толщ на территории Российской Федерации; создание информационных основ для геолого-экономического обоснования выбора объектов прироста промышленных запасов газов в угленосных пластах и для оценки экономической эффективности их освоения. В рамках реализации данного мероприятия будут созданы научные основы эффективных отечественных технологий освоения метана угольных месторождений, а также адаптированы зарубежные технологии с учетом особенностей объектов разработки.
Реализация мероприятий по нефти и газу обеспечит прирост прогнозных ресурсов по категории Д1лок. - 66,1 млрд. тонн условного топлива (в том числе на континентальном шельфе - 14,9 млрд. тонн условного топлива), из которых 22,9 млрд. тонн нефти и конденсата, запасов по категории A + B + C1 - 18,6 млрд. тонн условного топлива (в том числе на континентальном шельфе - 3,2 млрд. тонн условного топлива), из которых 6,0 млрд. тонн нефти и конденсата, в том числе из нетрадиционных источников: сланцевого газа Д1лок. - 5 трлн. кубических метров, C1 - 1,5 трлн. кубических метров; газовых гидратов Д1лок. - 2 трлн. кубических метров; метана угольных пластов Д1лок. - 2,0 трлн. кубических метров, C1 - 1,1 трлн. кубических метров.
Расходы федерального бюджета на проведение геолого-разведочных работ на углеводородное сырье в 2013 - 2020 годах составят 144 930,3 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.9. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердого топлива (угли)".
Приоритетными направлениями воспроизводства и развития угольной сырьевой базы Российской Федерации являются:
локализация и оценка ресурсов на участках (месторождениях), перспективных для подготовки запасов углей с высокими потребительскими свойствами (энергетических, коксующихся дефицитных марок);
локализация прогнозных ресурсов и подготовки запасов углей, пригодных для нетрадиционного технологического направления по созданию инновационных экономически эффективных производств по выпуску конкурентоспособной продукции;
проведение опережающих работ по подготовке запасов углей в энергодефицитных районах.
Реализация программных мероприятий намечается в основных бассейнах и на месторождениях Западной и Восточной Сибири, а также в Дальневосточном регионе, где возможны открытые способы добычи.
Приросты запасов дефицитных коксующихся углей ожидаются в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах. На территории Ханты-Мансийского автономного округа предполагается создание новых сырьевых баз энергетических углей и подготовка их запасов для открытой отработки.
Основные объемы поисковых и поисково-оценочных работ будут сосредоточены в Кемеровской области, Красноярском, Забайкальском и Алтайском краях, где в основном за счет средств недропользователей будут локализованы прогнозные ресурсы категорий Р1 + Р2 в объеме около 2290 млн. тонн, оконтурены предварительно оцененные запасы в объеме 1,3 млрд. тонн.
Значительный объем (2335 млн. тонн Р1 + Р2 и более 400 млн. тонн категории C2) прогнозных ресурсов и запасов будет получен в Дальневосточном федеральном округе.
Работы по оценке и разведке месторождений предусмотрены в Сибирском федеральном округе (восточные районы Кузбасса, Приенисейская площадь, Таймырский бассейн, угленосные площади Забайкалья), в пределах которых будут получены приросты запасов по категориям B + C1 - 1440 млн. тонн и C2 - 1300 млн. тонн, а также в Дальневосточном федеральном округе (в Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Хабаровском крае и Амурской области), где ожидается увеличение запасов по категориям B + C1 - 600 млн. тонн и C2 - 1300 млн. тонн.
По итогам реализации подпрограммы в период до 2020 года будут получены приросты запасов углей, большей частью высокосортных коксующихся и энергетических, превышающие прогнозируемые объемы добычи, что обеспечивает устойчивое развитие предприятий угольной промышленности в соответствии с параметрами Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года.
Расходы федерального бюджета на проведение геолого-разведочных работ в 2013 - 2020 годах по углю составляют 3042,9 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.10. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы урана".
Подпрограммой предусмотрено выполнение работ в рамках четырех, технологически связанных между собой направлений работ.
Опережающие прогнозно-минерагенические и целевые рекогносцировочные работы масштабов 1:500 000 - 1:200 000, целью которых является выделение и обоснование поисковых площадей, предусматриваются в пределах малоизученных перспективных районов Дальнего Востока и северных территорий Сибири. В их числе Чукотский, Омолонский и Охотский срединные массивы, Алазейское и Таймырское поднятия, Восточно-Алданский район и др. Работы планируются в рамках основного мероприятия 1.1.
Поисковые и поисково-оценочные работы направлены на обеспечение минерально-сырьевой базы урана действующих уранодобывающих предприятий, выявление и оценку богатых и комплексных месторождений урана для отработки горным способом, а также объектов, пригодных для добычи методом скважинного подземного выщелачивания.
Выявление новых ресурсов урана, рентабельных для отработки высокоэффективным способом скважинного подземного выщелачивания, ожидаемое в Зауралье, на юге Западной Сибири, в Забайкалье, Калмыкии, позволит расширить в этих регионах ресурсную минерально-сырьевую базу и обеспечить существенный прирост добычи.
Возможное открытие богатых и комплексных урановых месторождений в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах может решить стратегическую задачу подготовки новых минерально-сырьевых баз, количественные и качественные показатели которых способны обеспечить дополнительно рентабельное производство урана на 3 - 4 тыс. тонн урана в год в течение длительного периода (20 - 30 лет).
Предусматривается возобновление массовых поисков урана (гамма-каротаж скважин, измерение радиоактивности в горных выработках) при выполнении геолого-разведочных работ на твердые полезные ископаемые, воду и углеводородное сырье.
Оценка и разведка месторождений урана будут вестись предприятиями ГК "Росатом" в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (Зауральский, Стрельцовский, Витимский и Восточно-Забайкальский и Эльконский рудные районы) в пределах Витимского (Республика Бурятия), Восточно-Забайкальского (Забайкальский край) и Южно-Якутского (Республика Саха (Якутия) минерально-сырьевого центра.
В Зауральском рудном районе предусматривается доразведка Далматовского и разведка Хохловского месторождений урана. В Стрельцовском районе будет продолжена детальная разведка глубоких горизонтов эксплуатируемых месторождений, а также поиски и оценка новых залежей на флангах рудных объектов. В Витимском районе продолжится доразведка месторождений Хиагдинского рудного поля и планируется вовлечение в разведку ряда других месторождений. В Восточном Забайкалье ведется доизучение месторождений Березовое и Оловское. На территории Эльконского района проводится доразведка Южного, Северного и Лунного месторождений.
Тематические и опытно-методические работы включают анализ и обобщение геолого-геофизических данных, выделение перспективных участков и площадей, научно-методическое сопровождение геолого-разведочных работ, совершенствование методики прогнозирования, поисков и оценки месторождений.
выявление новых районов с месторождениями богатых и комплексных руд, на базе которых к 2020 году могут быть созданы новые центры по производству урана;
выявление в известных рудных районах и на новых площадях месторождений, пригодных для отработки методом скважинного подземного выщелачивания;
лицензирование известных резервных и вновь выявляемых месторождений; разработка технико-экономических обоснований для проектирования новых добычных производств;
переоценка ураноносности территории России с определением приоритетных направлений геолого-разведочных работ на уран на период 2020 - 2030 годов.
Ожидаемые результаты выполнения мероприятий подпрограммы: прогнозные ресурсы категории Р1 + Р2 - 853 тыс. тонн урана; запасы категорий C2 + C1 - 106 тыс. тонн.
Расходы федерального бюджета на проведение геолого-разведочных работ в 2013 - 2020 гг. по урану составят 13 955,6 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.11. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы черных, цветных, легирующих и редких металлов".
Для воспроизводства конкурентоспособных запасов железных руд, компенсирующих их добычу, будут реализованы мероприятия, направленные как на поддержание железорудной базы действующих горнорудных предприятий и укрепление железорудной базы металлургических заводов Северо-Запада, Южного Урала и Западной Сибири, так и на создание ресурсной базы, обеспечивающей прирост запасов за пределами 2015 года, выявление новых и альтернативных минерально-сырьевых баз, в первую очередь в пределах формируемых минерально-сырьевых центров Полярного Урала, юга Сибири и Дальнего Востока.
Предусматривается также проведение поисковых, оценочных и разведочных работ: на железные руды на Южном Урале, в Красноярском крае, республиках Башкортостан и Карелия, Мурманской, Кемеровской, Белгородской, Орловской, Читинской и Амурской областях.
Будут продолжены поисковые и оценочные работы на дефицитные в России марганцевые руды в Ненецком автономном округе, в Архангельской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Красноярском крае, Республике Алтай, Иркутской области.
За счет средств недропользователей в Кемеровской области, Красноярском крае и в Иркутской области на выявленных ранее объектах будет получен прирост запасов марганцевых руд в объеме 116,1 млн. тонн. Таким образом, наряду с планируемыми мероприятиями по разработке эффективных технологий переделов карбонатных руд, в предстоящий период в принципе будет решена задача ликвидации зависимости ферросплавного производства от импорта марганцевого сырья.
Проведение геолого-разведочных работ до 2020 года в известных хромитоносных районах (Карело-Кольская и Полярно-Уральская хромитоносные провинции), планируемая переоценка ресурсного потенциала в традиционных хромодобывающих районах Среднего и Южного Урала, а также вовлечение в геолого-разведочный процесс новых перспективных площадей в Сибири и на Дальнем Востоке позволят существенно снизить остроту проблемы с хромовым сырьем в Российской Федерации.
Ставится задача наращивания ресурсного потенциала качественных титановых руд, прежде всего для обеспечения производства дефицитной в России пигментной двуокиси титана, на перспективных площадях в Омской области (Правобережный участок Тарской циркон-ильменитовой россыпи) и в Республике Бурятия (ильменит-титаномагнетитовые руды Витимконского рудного поля), а также на циркон-ильменитовых россыпях Ставропольского края (Ставропольский минерально-сырьевой центр).
В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы цветных металлов принципиально важное значение придается поисковым, оценочным и разведочным работам, которые будут выполняться в основном недропользователями в пределах геологических отводов и в прилегающих к инфраструктуре действующих предприятий районах для поддержания и развития сырьевых баз колчеданно-полиметаллических руд в Уральском регионе, сульфидных медно-никелевых руд - в Норильском и Карело-Кольском регионах, свинца, цинка и меди - в Северной Осетии, в Алтайском регионе, Кемеровской области, Красноярском крае и в Приморье, олова - на юге Дальневосточного региона, а также на севере Якутии и в Чукотском автономном округе, сурьмы - на юге Забайкальского края и в Якутии. Перечисленные объекты включают и работы в пределах формируемых комплексных минерально-сырьевых центров Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Будут продолжены работы, также в основном за счет внебюджетных источников финансирования и частично за счет федерального бюджета, по формированию резервных сырьевых баз - новых центров экономического роста - по меди, ниобию, танталу, редким землям и молибдену в пределах Читинского сектора зоны БАМ, меди, молибдену, свинцу и цинку, сурьме, другим цветным металлам - в южных районах Бурятии и Забайкальского края, сульфидных медно-никелевых и ильменит-титаномагнетитовых руд - в пределах Канской и Бирюсинской зон на юге Красноярского края и Иркутской области и в Амурской области, комплексных золото-молибденово-медных руд на Южном Урале, в Республике Тыва, в Чукотском автономном округе, в Магаданской и Амурской областях, свинцово-цинковых руд - на архипелаге Новая Земля и др.
Для воспроизводства конкурентоспособных запасов легирующих и редких металлов, компенсирующих их добычу и обеспечивающих снижение импортной зависимости от поставок, предусматривается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на молибден в Пермской, Курганской, Кемеровской, Читинской, Свердловской областях и Красноярском крае, на вольфрам - в Республике Бурятия, Приморском крае, Курганской и Читинской областях, на тантал, ниобий и редкие земли - в Красноярском крае, Иркутской области и в Забайкальском крае, на ванадий - в Кемеровской области, на цирконий - в Ставропольском крае, на литий - в Иркутской и Кемеровской областях, рений - в Центральном регионе России, в Камчатском крае, Магаданской области и в Республике Тыва, германий - в Приморском крае и на Сахалине.
Подпрограммой предусматриваются работы на твердые полезные ископаемые в Мировом океане по следующим направлениям: на марганецсодержащие руды (включая марганец, никель, кобальт, медь) в Тихом океане, железомарганцевые конкреции и кобальтоносные марганцевые корки, на руды цветных металлов (никель, медь, кобальт, цинк) глубоководных полиметаллических сульфидов - в зоне Срединно-атлантического хребта в Атлантическом океане. Будут локализованы прогнозные ресурсы марганецсодержащих руд по категории Р1 + Р2 - 500 млн. тонн и ресурсы руд цветных металлов глубоководных полиметаллических сульфидов по категории Р3 + Р2, в том числе никель - 5,5 тыс. тонн, меди - 2,9 тыс. тонн, кобальта - 6,3 тыс. тонн, цинка - 1,5 тыс. тонн. Будут оценены запасы марганецсодержащих руд железно-марганцевых конкреций по категории C1 + C2 - 55,0 млн. тонн.
Прогнозируется получение прироста предварительно оцененных и разведанных запасов: железных руд - 1600 млн. тонн, марганцевых руд - 126 млн. тонн, хромовых руд - 31 млн. тонн, циркония - 1380 тыс. тонн, бокситов - 30 млн. тонн, меди - 9002 тыс. тонн, никеля - 4493 тыс. тонн, цинка - 7810 тыс. тонн, свинца - 2290 тыс. тонн, молибдена - 75 тыс. тонн, вольфрама - 50 тыс. тонн, олова - 170 тыс. тонн и других видов цветных, легирующих и редких металлов. Прогнозируемые показатели по развитию минерально-сырьевой базы обеспечивают устойчивое развитие действующих предприятий горно-металлургического комплекса, создание новых центров экономического развития в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 29 000,6 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.12. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы алмазов и благородных металлов (золото и металлы платиновой группы)".
В связи с ростом темпов погашения руд алмазов для открытого способа добычи в Республике Саха (Якутия), снижения их качества на интенсивно развивающихся горным производством действующих карьерах, осуществлением перехода на подземный способ добычи, в среднесрочной перспективе возможен спад отечественного производства алмазов.
С учетом этой перспективы мероприятия подпрограммы предусматривают проведение опережающих поисковых и оценочных работ на алмазы в Ломоносовском центре экономического развития (Архангельская область), а также в перспективных районах Западной Якутии, Европейской части Российской Федерации и юга Центральной Сибири.
Федеральные интересы по золоту (с серебром) определяются необходимостью проведения опережающих работ с целью создания нового ликвидного фонда объектов недропользования, выявления экономически доступных для освоения объектов, в первую очередь: коренных месторождений традиционных типов в районах с развитой инфраструктурой; россыпных месторождений в новых районах.
Актуальными для развития геолого-разведочных работ на золото рассматриваются перспективные районы востока России с формированием целевых минерально-сырьевых центров в Магаданской области, Чукотском автономном округе и Республике Саха (Якутия), где имеются реальные предпосылки выявления новых, в том числе нетрадиционных, типов крупнообъемных месторождений с относительно низкими содержаниями золота, золото-серебряных, олово-серебряных и серебро-полиметаллических руд, золотосодержащих месторождений медно-порфирового семейства, экономически доступных для промышленного освоения в условиях роста мировых цен на золото и цветные металлы.
Подпрограммой предусматривается локализация прогнозных ресурсов золота по категориям Р1 + Р2 в объеме 6350 тонн, прирост запасов категорий C1 + C2 в объеме 4072 тонн. Таким образом, будет решена проблема восполнения государственного фонда недр, сохранена высокая деловая активность в этой области недропользования, созданы предпосылки для дальнейшего развития сырьевой базы золотодобычи.
Производство металлов платиновой группы непосредственно связано с добычей сульфидных медно-никелевых руд на предприятиях ОАО "ГМК "Норильский никель", где увеличивается глубина добычи руд, снижается их общее качество вследствие интенсивной отработки богатых сульфидных и медистых руд.
Неизбежное возрастание в общем объеме добычи компании доли рядовых сульфидных платиноидных медно-никелевых руд в Норильском районе потребует внедрения принципиально новых технологий добычи и извлечения металлов так же, как и комплекса природоохранных мероприятий для снижения техногенной нагрузки в регионе при существенном увеличении объемов горного, обогатительного и металлургического производств.
Таким образом, может быть обеспечено сохранение лидирующих позиций России на мировых рынках никеля и металлов платиновой группы на длительную перспективу, что и отражено в Стратегии развития металлургической промышленности России до 2020 года.
Вместе с тем, учитывая высокую ликвидность платинометальной продукции, продолжится работа по созданию и освоению резервных сырьевых баз в Карело-Кольском регионе, южных регионах Восточной Сибири и в Амурской области.
Реализация мероприятий позволит:
заложить фундаментальные основы для создания сырьевой базы благородных металлов в новых перспективных районах, в том числе с нетрадиционными для России типами месторождений;
локализовать уже выявленные прогнозные ресурсы на перспективных площадях и на их основе подготовить объекты для лицензирования и воспроизводства запасов после 2015 года, в том числе в зонах действующих предприятий с недостаточной сырьевой базой;
стабилизировать убывающую сырьевую базу россыпного золота в традиционных районах и выявить возможности ее расширения за счет нетрадиционных типов россыпей, включая коры химического выветривания.
Будут получены приросты предварительно оцененных и разведанных запасов алмазов - 333 млн. карат, металлов платиновой группы - 595 тонн.
Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 44 944,0 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.13. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы неметаллических полезных ископаемых"
Для обеспечения дефицитными видами сырья металлургического и топливно-энергетического комплексов в подпрограмме предусмотрен значительный объем поисковых, оценочных и разведочных работ на плавиковый шпат, кристаллический графит, бентониты, каолин, высокоглиноземное сырье, барит, тальк, причем основная часть объемов геолого-разведочных работ смещается в регионы к востоку от Урала.
Для агрохимического и химического комплексов намечено ведение геолого-разведочных работ в пределах трех крупных солеродных бассейнов - северной части Прикаспийского, Калининградско-Гданьского и Непского, где на базе крупных месторождений минеральных солей при наличии крупных нефтегазоносных провинций могут сформироваться самостоятельные агропромышленные и нефтегазохимические комплексы с производством не только минеральных, в том числе бесхлорных, удобрений, карбамида, но и ряда высоколиквидных на мировом и внутреннем рынках химических продуктов (содопродукты, в том числе поташ, сода, щелочи, а также целый ряд различных полимеров).
В рамках реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы неметаллов особое внимание будет уделяться решению задач по увеличению инвестиционной привлекательности объектов нераспределенного фонда недр (зачастую по качественным характеристикам, уступающим мировым стандартам) и новых объектов с прогнозом технологичности сырья и определением перспективных направлений его использования уже на ранних стадиях геолого-разведочных работ.
В результате реализации мероприятий по неметаллическим полезным ископаемым будут получены приросты предварительно оцененных и разведанных запасов: апатитов - 35 млн. тонн, фосфоритов - 58 млн. тонн, калийных солей - 1045 млн. тонн, барита - 24,0 млн. тонн, бентонитовых глин - 70,0 млн. тонн, каолина - 170 млн. тонн, графита - 8 млн. тонн, магнезита - 70 млн. тонн, кварцевого сырья (включая рядовое) - 130 млн. тонн, цементного сырья - 2787 млн. тонн.
По результатам работ в основном будут решены проблемы замещения импорта собственной сырьевой базой дефицитных в настоящее время графита, кварцевого сырья, каолина, бентонита, плавикового шпата (флюорита), барита главным образом на основе прогрессивных технологических решений при добыче и вторичной переработке минерального сырья.
Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 5 973,3 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.14. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных вод (питьевых и минеральных)".
Обеспеченность территории России прогнозными ресурсами и разведанными запасами пресных подземных вод крайне неравномерная, более 600 крупных городов и многие районные центры вообще не имеют защищенных от загрязнения подземных источников водоснабжения.
Подпрограммой предусматриваются следующие мероприятия:
локализация ресурсного потенциала пресных подземных вод в регионах интенсивного освоения и в центрах экономического роста для планирования поисково-оценочных работ на подземные воды за счет федерального бюджета, а также для разработки схем комплексного использования водных ресурсов, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации;
ликвидация или сокращение дефицита источников питьевого водоснабжения городов и населенных пунктов, в том числе во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 703 по резервированию источников питьевого водоснабжения для населенных пунктов, которые включены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствующий перечень населенных пунктов, нуждающихся в подземном источнике водоснабжения;
приведение ресурсной базы подземных вод в соответствие с действующим законодательством и нормативными правовыми документами на основании переоценки и государственного учета запасов подземных вод разведанных месторождений по современным кондициям;
обеспечение в период до 2020 года полномасштабного государственного учета добычи и использования минеральных вод, баланса их запасов, создания блока минеральных вод в системе государственного мониторинга состояния недр.
На период до 2020 года планируются следующие виды работ и ожидаемые результаты:
поисковые работы в целях оценки ресурсного потенциала подземных вод и выявление перспективных площадей для поисково-оценочных и разведочных работ, создание фонда недр в пределах Ленинградского, Московского, Восточно-Кубанского, Восточно-Предкавказского артезианских бассейнов, Черноморского побережья, горно-складчатой области Северного Кавказа, Западно-Сибирского и Иртыш-Обского артезианских бассейнов, Алтае-Саянской гидрогеологической области, Паронайского артезианского бассейна в Сахалинской области с обеспечением локализации прогнозных ресурсов в объеме 41500 тыс. кубических метров в сутки;
поисковые и поисково-оценочные работы в новых районах, главным образом в пределах Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов в целях выявления и оценки запасов месторождений с обеспечением прироста запасов подземных вод в объеме 1000 тыс. кубических метров в сутки, в том числе минеральных вод 0,5 тыс. кубических метров в сутки;
оценка и разведка месторождений подземных, в том числе минеральных вод, преимущественно в пределах Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с обеспечением прироста запасов в объеме 6 700 тыс. кубических метров в сутки, в том числе по минеральным водам 4,0 тыс. кубических метров в сутки.
Ожидаемый общий прирост запасов подземных вод прогнозируется в объеме 6880 тыс. кубических метров в сутки, из них минеральных вод 4,5 тыс. кубических метров в сутки.
Ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 6 568,2 млн. рублей (в текущих ценах).
Основное мероприятие 1.15. "Воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых".
К общераспространенным полезным ископаемым относятся свыше 20 видов неметаллических и твердых горючих полезных ископаемых, характеризующихся частой встречаемостью в условиях конкретных регионов, значительными площадями распространения или локализующихся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых. Общераспространенные полезные ископаемые являются источниками сырья для получения готовой промышленной продукции в целях удовлетворения нужд местного производства.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона Российской Федерации "О недрах" определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственное регулирование геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых осуществляется субъектами Российской Федерации.
Хозяйственное использование общераспространенных полезных ископаемых имеет важное значение для социально-экономического развития регионов, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения. Общераспространенные полезные ископаемые используются для строительства жилья и промышленных объектов, развития сети автомобильных дорог федерального и местного значения, в качестве природных удобрений и кормовых добавок для животных.
Разведанные запасы по промышленным категориям общераспространенных полезных ископаемых по России в целом весьма значительны и полностью превышают достигнутый уровень добычи. По основным их видам промышленные запасы составляют: строительного камня высокой прочности (магматические, метаморфические породы песчаники) - 16870 млн. кубических метров, средней и низкой прочности (карбонатные породы и др.) - 7230 млн. кубических метров, строительных песков - 6173 млн. кубических метров, песчано-гравийных материалов - 10141 млн. кубических метров, кирпичных глин - 6600 млн. кубических метров, торфа - 18,6 млрд. тонн.
Проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых связаны с неравномерным распределением их запасов и ресурсов на территории страны, удаленности разведанных месторождений от потребителей. Этим определяется необходимость поиска и оценки новых месторождений, прежде всего, природных строительных материалов в районах интенсивного развития жилищного и промышленного строительства, доступных для карьерной отработки и экономически эффективной транспортировки с использованием автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.
Расходы на реализацию подпрограммы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на период 2013 - 2020 годов составят 15 060,2 млн. рублей, из них 4 180,3 млн. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей