См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2012 год.

Государственное регулирование деятельности в сфере кадастрового учета при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Государственное регулирование деятельности

в сфере кадастрового учета при предоставлении

государственных и муниципальных услуг

В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга правоприменения на 2011 год Минэкономразвития России и Росреестром проведен мониторинг правоприменительной практики по вопросу государственного регулирования деятельности в сфере кадастрового учета при предоставлении государственных и муниципальных услуг в пределах действия Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ) и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Актуальность исследования законодательства в сфере кадастрового учета при предоставлении государственных и муниципальных услуг обусловлена значением кадастра как информационного ресурса, сведения которого используются при проведении государственной кадастровой оценки земель, совершении сделок с земельными участками, а также при осуществлении государственного и муниципального управления земельными ресурсами. При этом кадастровый учет является основным инструментом описания земельного участка как объекта права и налогообложения.

В большинстве случаев, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, приняты необходимые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Между тем при анализе информации по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость которых предусмотрена Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 2 его положения (приложение N 16).

В ходе мониторинга в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета, коррупциогенные факторы не выявлены.

В ходе мониторинга правоприменения законодательства в сфере кадастрового учета при предоставлении государственных и муниципальных услуг был выявлен ряд коллизий, возникающих при реализации положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (подпункт "з" пункта 8 методики).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;

кадастровой выписки об объекте недвижимости;

кадастрового паспорта объекта недвижимости;

кадастрового плана территории;

в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Указанным в части 12 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ органам, организациям и должностным лицам, в том числе судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, указанные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются бесплатно, за исключением копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, поскольку бесплатное предоставление указанным лицам этих копий Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ не предусмотрено.

Вместе с тем отдельными федеральными законами (например, Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 18-ФЗ "О судебных приставах") предусмотрена возможность безвозмездного получения информации, документов и их копий судами, правоохранительными органами, органами прокуратуры.

Таким образом, на практике возникают коллизии в части применения положений статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ и норм указанных федеральных законов относительно безвозмездного получения сведений из государственного кадастра недвижимости в виде копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Справочно: Указанное противоречие решено в проекте внесенного 12 марта 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона N 54480-6 в части исключения из части 12 статьи 14 положений о видах сведений, предоставляемых из государственного кадастра недвижимости на безвозмездной основе.

В 2009 году Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ) в том числе признан с 1 марта 2010 г. утратившим силу пункт 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, предусматривающий представление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копии документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости), для включения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, а также внесены изменения в часть 9 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, предусматривающие, что вместо выписки об объекте недвижимости выдается его кадастровый паспорт.

Однако до настоящего времени в пункте 1 части 8 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ содержится ссылка на пункт 1 части 1 статьи 22 указанного закона.

Также до настоящего времени в пункте 2 части 8 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ содержится ссылка на предоставление выписки о соответствующем объекте недвижимости, что не корреспондируется с положениями части 9 статьи 45.

В целях приведения в соответствие положений статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ необходимо подготовить поправки к законопроекту N 54480-6 для урегулирования выявленных в ходе осуществления мониторинга противоречий.

В ходе мониторинга законодательства в указанной сфере с учетом показателя, отражающего количество жалоб, обращений, предложений, связанных с применением нормативных правовых актов, уточнена процедура представления межевого плана в орган кадастрового учета (подпункт "с" пункта 8 методики).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12857) (далее - приказ Минэкономразвития России N 412).

Ранее в приказе Минэкономразвития России N 412 (пункт 16) было установлено, что межевой план оформляется в виде бумажного документа или на электронном носителе в виде электронного документа.

Вместе с тем в Минэкономразвития России поступали многочисленные обращения кадастровых инженеров по вопросу необходимости представления межевого плана на электронном носителе в виде электронного документа (подпункт "с" пункта 8 методики).

Справочно: Учитывая указанные обращения, приказом от 25 января 2012 г. N 32 (регистрационный номер от 3 апреля 2012 г. N 23699) внесены изменения в пункт 16 приказа Минэкономразвития России N 412, предусматривающие, что в случае представления заявления о государственном кадастровом учете земельного участка в виде бумажного документа, межевой план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.

В ходе мониторинга правоприменения выявлено отсутствие единообразной практики применения пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ в части применения предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (вопрос о возможности применения предельных размеров земельных участков, установленных для случаев предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности) (подпункт "к" пункта 8 методики).

В целях обеспечения единообразной практики, связанной с определением минимального размера земельного участка, Минэкономразвития России письмом от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 был разъяснен указанный порядок.

При анализе правоприменительной практики в сфере кадастрового учета по показателям, предусмотренным методикой, иные существенные проблемы правового характера не выявлены.