См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2012 год.

Обеспечение населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, оказание медицинской помощи различным категориям граждан

Обеспечение населения лекарственными средствами

и медицинскими изделиями, оказание медицинской помощи

различным категориям граждан

В соответствии с пунктом 4 плана мониторинга правоприменения на 2011 год Минздравсоцразвития России, Росздравнадзором, Минпромторгом России, Роспотребнадзором, ФАС России, ФМБА России, высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменительной практики в сфере обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, оказания медицинской помощи различным категориям граждан в пределах Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) (в том числе в пределах действия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Изучение данных вопросов обусловлено вступлением в силу с 1 января 2012 г. отдельных положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и признанием утратившими силу Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, а также права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь осуществляется на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения Российской Федерации.

При подготовке информации были использованы материалы анализа правоприменительной практики, проведенного институтами гражданского общества (уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественные объединения).

По результатам мониторинга в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, коррупциогенные факторы не выявлены.

В ходе мониторинга правоприменения в сфере предоставления медицинских услуг и обеспечения населения лекарственными средствами в рамках действия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и обращения лекарственных средств в рамках действия Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что в настоящее время во исполнение федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ приняты не все подзаконные акты.

Информация о положениях федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ, требующих урегулирования на подзаконном уровне, прилагается (приложения N 8 и 9).

Приказом Минздравсоцразвития России от 21 ноября 2011 г. N 1377 "О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден перечень нормативных правовых актов, направленных на реализацию этого Федерального закона, и определены сроки их внесения. На данный момент не все положения этого приказа реализованы.

Практика применения указанных законов показывает, что отсутствие подзаконных нормативных правовых актов вызывает трудности реализации их положений, влечет нарушение прав граждан на получение медицинской помощи в той мере, в какой это предусматривает федеральный закон, и отрицательно сказывается на эффективности реализации принятого акта, препятствуя решению поставленных целей и задач.

При анализе положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ по показателю неполноты правового регулирования общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" на военно-врачебные комиссии не возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.

Таким образом, подпункт "а" пункта 3 указанного Положения требуется дополнить положением, устанавливающим возможность гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, проходить военно-врачебную комиссию.

Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ занятие народной медициной осуществляется на основании разрешений, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Однако Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ не урегулирован порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на занятие народной медициной и не предусмотрено право субъектов Российской Федерации по его установлению.

В связи с этим отсутствие норм, регулирующих порядок выдачи и отказа в выдаче разрешений на занятие народной медициной, влечет невозможность единообразного применения на практике положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ по отношению к гражданам, занимающимся этим видом деятельности.

Кроме того, полагаем, что отсутствие порядка выдачи и отказа в выдаче разрешений на занятие народной медициной создает условия для проявления коррупции.

Отношения, возникающие в связи с обращением, разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ.

По результатам изучения положений законодательства, регулирующего вопросы лицензирования фармацевтической деятельности, по показателю наличия единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах (подпункт "б" пункта 10 методики) выявлено следующее.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (часть 2 статьи 69), а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", устанавливающем порядок лицензирования фармацевтической деятельности, используется понятие "сельский населенный пункт".

Вместе с тем согласно положениям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ (часть 1 статьи 52) фармацевтическая деятельность осуществляется в том числе и в сельских поселениях.

Кроме того, термин "сельское поселение" используется и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, указанные нормативные правовые акты имеют разную терминологию в части слов "сельское поселение" и "сельский населенный пункт".

В связи с этим Минздраву России и Минрегиону России необходимо подготовить соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 в части установления единой терминологии.

При изучении законодательства в этой сфере по показателю несоблюдения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (подпункт "а" пункта 8 методики) по обеспечению населения медицинскими услугами с учетом особенностей территории, на которой оно проживает, установлено следующее.

Указанный вопрос затрагивает те субъекты Российской Федерации, на территориях которых находятся удаленные, малонаселенные и труднодоступные населенные пункты, а также с населением - представителями коренных малочисленных народов.

Например, территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, имеет население 949,8 тыс. человек (плотность населения 0,3 человека на 1 кв. км). Более 40 процентов территории республики находится за Полярным кругом, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный кочевой образ жизни. В республике из 676 населенных пунктов 336 (50 процентов) относятся к категории малонаселенных.

В силу сложных условий труда в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, в северных (арктических) районах остается низким уровень укомплектованности медицинскими работниками.

С учетом данных обстоятельств Минздраву России необходимо рассмотреть вопрос об установлении положений о возможности установления финансового норматива для обеспечения медицинской деятельности, который должен учитывать затраты вне зависимости от количества обслуживаемого населения для указанных территорий.

В соответствии с проведенным анализом по иным показателям, предусмотренным методикой, информация о наличии системных проблем в части правоприменения в сфере обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, оказания медицинской помощи различным категориям граждан (в пределах рассмотренных нормативных правовых актов) отсутствует.