Уголь - это один из главных энергоресурсов, способный удовлетворить основные энергетические потребности растущего населения и развивающейся мировой экономики, а также внести важнейший вклад в преодоление энергетической бедности и энергетического неравенства.
Конкурентные преимущества российской угольной отрасли в рамках отечественного ТЭК заключаются в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет.
Россия занимает 2-е место в мире по запасам угля (18,2% мировых запасов), 6-е место по объемам ежегодной добычи (4%), 5-е место по потреблению (2,4%) и обеспечивает 12,9% мировой торговли энергетическими и до 6,5% коксующимися углями.
Существенной особенностью сырьевой базы российской угольной промышленности является концентрация основной массы высококачественных запасов и ресурсов в нескольких крупнейших угольных бассейнах, удаленных от основных потребителей в индустриально развитых регионах России. Более 79% разведанных и около 83% предварительно оцененных запасов углей сконцентрировано в Сибири в Кузнецком, Канско-Ачинском и Тунгусском угольных бассейнах. В европейской части страны находится 9% разведанных запасов углей, на Дальнем Востоке - около 10,5 процента.
За последние 10 лет объем добычи российского угля вырос примерно на четверть, объем его экспорта - почти в 3 раза.
На долю 10 крупнейших угольных компаний приходится более 62% от общей добычи угля. Среди этих компаний наиболее крупными являются ОАО "СУЭК" (порядка 25% от общероссийской добычи угля), ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" (14%), ОАО "Мечел" (около 7%), ООО "Востсибуголь" (около 5%), ЗАО "УК "Южкузбассуголь" (около 3%) и ОАО "Воркутауголь" (более 2%).
Основными ограничениями развития угольной отрасли являются:
- высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у потребителя достигает более 50 процентов);
- низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные переходы) и портов; устойчивая тенденция снижения внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (только в случае более чем двукратного повышения цен на газ возможно возобновить интерес инвесторов к развитию угольной промышленности);
- отсутствие стимулов к повышению качества и глубины переработки угля, а также получения новых видов угольной продукции в условиях невостребованности у потребителей;
- высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.
Правительством Российской Федерации был принят ряд мер, направленных на решение проблем развития угольной отрасли, и в первую очередь по вопросам государственного управления промышленной безопасностью и военизированными горноспасательными частями, обязательного проведения дегазации на угольных шахтах, повышения мер административной ответственности за нарушения требований безопасности.
При разработке прогноза развития угольной промышленности до 2030 года учитывалась реализация комплекса программных мер, предусмотренных в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года.
Программа конкретизирует основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, относящиеся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.
Целью этой Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
По вариантам 1 и 2 объем добычи угля к 2030 году прогнозируется на уровне 430 млн. тонн (128,4% к 2011 году), а объем экспорта - 166 млн. тонн (149,8% к 2011 году) при высоких темпах модернизации производства. Реализация сценария осуществляется в условиях формирования новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, среди которых Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха), Межэгейское и Элегетское месторождения, а также участок "Центральный" Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), Апсатское месторождение (Забайкальский край); оснащения предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам; снятия системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки; развития системы аутсорсинга; достижения максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка. Начиная с 2020 года по инновационному сценарию (вариант 2) намечается начало промышленного освоения технологий глубокой переработки угля до 15 млн. тонн к 2030 году. В этот период намечена реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.
За прогнозный период до 2030 года производительность труда в угольной отрасли - объем добычи на одного занятого в отрасли - намечается увеличить до 9000 тонн/чел. в год (в 4,7 раза по отношению к 2011 году).
На 2012 - 2030 гг. объем инвестиций, направленных на реализацию запланированных мероприятий, прогнозируется в размере 4,7 трлн. рублей, а с учетом реализации проектов промышленного освоения технологий глубокой переработки угля до 15 млн. тонн - 5,6 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.
Решению задач, связанных с разработкой новых технико-технологических решений, интенсифицирующих производственные процессы с обеспечением безаварийной, энергоэффективной и экологически безопасной работы горных предприятий, будет способствовать также реализация "Технологической платформы твердых полезных ископаемых", в рамках которой намечается осуществление полного инновационного цикла работы с месторождением от поиска и разведки месторождений до получения ряда товарных продуктов глубокой переработки минерального сырья с одновременной подготовкой высококвалифицированных кадров, реализующих новые технологии в промышленном производстве.
Дополнительно был рассмотрен вариант A, в котором заложены: гипотеза более низкой ценовой конъюнктуры внешнего рынка и снижение спроса на нем, повышенные экологические требования к использованию топлива, риски ограничений роста из-за недостаточного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, недостаточные стимулы для модернизации и инноваций. В результате в варианте объем добычи угля к 2030 году прогнозируется в размере 380 млн. тонн (113,5% к 2011 году), а объемы экспорта - 136 млн. тонн (122,7% к 2011 году).
На 2012 - 2030 гг. объем инвестиций, направленных на реализацию запланированных мероприятий, прогнозируется в размере 3,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей