Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладает добыча полезных ископаемых. На территории округа расположены крупнейшие в стране нефтегазовый и металлургический комплексы.
Перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с двумя мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50% экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.
Помимо природно-ресурсного и индустриального потенциала к числу важнейших конкурентных преимуществ округа относятся высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами; высокий научный и образовательный потенциал округа, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля; наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций; устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.
Перспективы экономического развития <1> Уральского федерального округа будут определяться следующими факторами:
--------------------------------
<1> Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1757р.
- увеличением добычи нефти и газа за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, внедрения более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов;
- переходом на качественно новый уровень применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;
- модернизацией производства в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;
- диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;
- созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зону инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований;
- созданием инновационных продуктов и высоких технологий в особой экономической зоне "Титановая долина", в гг. Снежинск-Озерск и Тюмень, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;
- реализацией транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения;
- интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующимся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;
- формированием на базе агломераций Урала (екатеринбургской и челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
Важнейшим фактором развития Уральского федерального округа является реализация инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Эффективное развитие экономики округа в перспективе требует развития и модернизации его транспортной и энергетической инфраструктуры, привлечения крупных государственных средств в строительство инфраструктурных объектов. К числу важнейших для округа инфраструктурных проектов относятся: развитие и модернизация транспортной инфраструктуры округа в центральной и южной частях Урала (строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск), обновление и развитие сети автомобильных дорог северного широтного коридора (Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск), развитие воздушного, речного и морского транспорта), которые позволят эффективно реализовать транспортно-транзитные преимущества Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения (транспортно-логистический узел на базе аэропорта Кольцово, Южно-Уральская, Тюменская и Ямальская транспортно-логистические зоны).
Уральский федеральный округ призван стать крупным промежуточным центром в трансевроазиатском коридоре мировой торговли (Западная Европа - Юго-Восточная Азия - Америка), что требует развития международных транспортных узлов, прежде всего авиахаба в Екатеринбурге. Необходимо также обустройство и развитие системы пограничных пунктов пропуска в приграничных регионах Южного Урала для стимулирования торговли со странами СНГ и снижения нелегальной миграции.
Перспективная динамика производства Уральского округа в значительной мере зависит от государственной политики по созданию условий для привлечения частных инвестиций в постиндустриальную экономику крупнейших городских агломераций, в сектор услуг (образование, торговля, рекреация) в других крупных промышленных городах, а также от поддержки развития инфраструктуры многочисленных монопрофильных городов, созданных на базе крупных градообразующих предприятий по добыче сырья и его "первому переделу", создания во взаимодействии с частными компаниями условий для повышения уровня образования и мобильности работников.
Доминирующее влияние на экономику округа сохранит нефтегазовый комплекс Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и сопряженные с ним отрасли, развитие которых напрямую определяется динамикой добычи нефти и газа. Даже при самых оптимистических прогнозах в части развития других отраслей специализации низкие темпы добычи углеводородного сырья станут главной причиной самых низких среди всех округов темпов роста ВРП.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей