Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Производство основных видов нефтепродуктов

(млн. тонн)

Наименование продукции

2011 г. отчет

2020 г.

2030 г.

2020 г. к 2011 г., %

2030 г. к 2011 г., %

A вар.

1, 2 вар.

A вар.

1, 2 вар.

A вар.

1, 2 вар.

A вар.

1, 2 вар.

Индекс по виду деятельности 23.2 "Производство нефтепродуктов", %

102,9

100,2

102,4

100,3

102,1

107,6

118,9 - 119,3

109,9

141,1 - 141,7

Нефть, поступившая на переработку

258,2

243,0

254,0

225,0

256,0

94,1

98,4

87,1

99,1

Автобензин

36,7

42,7

49,2

48,4

59,6

116,3

134,1

131,9

162,4

Дизельное топливо

70,3

77,9

88,1

83,7

108,8

110,8

125,3

119,1

154,8

Топочный мазут

73,2

46,2

48,0

23,4

19,7

63,1

65,6

32,0

26,9

Варианты развития нефтеперерабатывающей промышленности отличаются как объемами переработки нефти, программами вводимых мощностей, так и строительством новых нефтеперерабатывающих предприятий.

В вариантах 1 и 2, практически не отличающихся, прогнозируется завершение строительства нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамск Республики Татарстан с использованием механизмов государственно-частного партнерства, строительство нового НПЗ к 2020 году на одном из конечных пунктов нефтепроводов таможенной территории Российской Федерации производственной мощностью по первичной переработке нефти 6 млн. тонн, а также НПЗ регионального значения в отдельных субъектах Российской Федерации. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 80,2% в 2020 году и 91,4% к 2030 году.

К 2020 году переработка нефти намечается на уровне 254 млн. тонн, в 2025 году - 256 млн. тонн с последующей стабилизацией на этом уровне до 2030 года. Спрос внутреннего рынка на нефтепродукты прогнозируется с ростом при снижении объемов экспорта. Темп роста внутреннего спроса в 2020 году на автобензин и дизельное топливо составит 126% и в 2030 году - 148% к уровню 2011 года. Потребление топочного мазута сократится к 2020 году на 16% и к 2030 году на 22% к уровню 2011 года.

Экспорт нефтепродуктов сократится до 117,5 млн. тонн в 2020 году с последующим снижением к 2030 году до 104 млн. тонн. При этом экспорт светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) увеличится к 2020 году на 30% и к 2030 году на 70% к уровню 2011 года. Экспорт топочного мазута сократится к 2020 году на 42% и к 2030 году на 94% по отношению к 2011 году. В структуре экспорта нефтепродуктов доля светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) в 2020 году составит более 47% и в 2030 году около 70 процентов.

С учетом предполагаемой реконструкции, модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий инвестиции в основной капитал за период 2012 - 2030 гг. ожидаются в объеме 7,8 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

Производительность в нефтеперерабатывающем секторе к 2030 году по сравнению с 2011 годом из расчета выпуска светлых нефтепродуктов из одной тонны переработанной нефти возрастет на 39 процентов.

Согласно принятой и утвержденной программе инновационного развития ОАО "НК "Роснефть", с учетом ввода новых мощностей в 2012 - 2015 гг., производительность труда в нефтепереработке в 2015 году возрастет до 18 тыс. тонн комплексной мощности НПЗ/чел. (рост на 55,2% к 2011 году), а глубина переработки нефти достигнет 87 процентов.

При разработке прогноза учитывались внесенные изменения в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (продлевающие оборот в России автомобильных бензинов и дизельного топлива класса "Евро-2" до 31 декабря 2012 г., класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 г., класса "Евро-4" - до 31 декабря 2015 г. и по классу "Евро-5" срок не ограничен), а также утвержденная Правительством Российской Федерации Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и утвержденная Минэнерго России генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года.

При форсированном сценарии (вариант 3) более высокие темпы развития экономики и опережающие темпы модернизации заводов, а также реализация крупных проектов в нефтепереработке будут способствовать достижению показателей по переработке нефти варианта C.

По варианту A с учетом сокращения добычи нефти намечается снижение объемов переработки нефти до 243 млн. тонн в 2020 году и до 225 млн. тонн к 2030 году. Экспорт нефтепродуктов снизится до 110 млн. тонн в 2020 году и до 80 млн. тонн в 2030 году при росте внутреннего потребления нефтепродуктов соответственно до 105 и 115% к уровню 2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 80,1% в 2020 году и 88,7% в 2030 году.

Суммарные инвестиции в 2012 - 2030 гг. прогнозируются в размере 4,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

По варианту C намечается строительство дополнительно к вариантам 1 и 2 нового НПЗ после 2020 года на одном из конечных пунктов нефтепроводов таможенной территории Российской Федерации производственной мощностью по первичной переработке нефти порядка 6 млн. тонн. Объем переработки нефти прогнозируется несколько выше, чем по другим вариантам, и намечается довести до 256 млн. тонн в 2020 году и до 262 млн. тонн к 2030 году. Экспорт нефтепродуктов ожидается также несколько выше других вариантов и снизится до 119 млн. тонн в 2020 году и до 113 млн. тонн в 2030 году при росте внутреннего потребления нефтепродуктов до 117% в 2030 году к уровню 2011 года. В результате реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов глубина переработки нефти вырастет до 79,9% в 2020 году и 90,3% в 2030 году.

Суммарные инвестиции в 2012 - 2030 гг. прогнозируются в размере 8,8 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.