Среднегодовой темп роста за последние четыре года (2008 - 2011 гг.) по текстильному и швейному производству составил 97,7%, по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви - 106,4 процента.
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви в период кризиса 2008 - 2009 гг. проявило запас прочности: темпы производства сохранялись около 100%, в период восстановления в 2010 году были возмещены упущенные возможности (118,7%), в 2011 году интенсивное развитие отрасли продолжилось (108,6%).
В текстильном и швейном производстве не был достигнут докризисный уровень (91,2% в 2011 году к уровню 2007 года, в том числе: текстильное производство - 82,8%, швейное производство - 98,4%).
В 2012 году ситуация неудовлетворительно складывалась в текстильном и швейном производстве (98% к 2011 г.), так и в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (89,9% к 2011 году).
Развитие легкой промышленности происходит на фоне:
а) неразвитости рынка товаров легкой промышленности, обусловленной:
- отсутствием равноправных конкурентных условий на розничном рынке товаров легкой промышленности (экспансия розничных торговых сетей, в том числе иностранных; преобладание контрабанды, контрафакта и продукции теневого производства);
- недостаточным уровнем защиты от товаров китайского производства, поставляемых по демпинговым ценам;
- дискриминационными условиями доступа на региональные розничные рынки новых участников;
- отсутствием механизмов технического регулирования в области производства товаров легкой промышленности, позволяющих оградить рынок от поддельной и небезопасной продукции;
б) низкой эффективности производства в легкой промышленности вследствие:
- недостаточной инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствия мотивации в модернизации производственных мощностей;
- низкой степени применения отраслевого научного потенциала в инновационных разработках в легкой промышленности;
- нерешенности проблем, связанных с обеспечением производства сырьем: низким уровнем качества и недостаточностью отечественного сырья (льна, шерсти, кожи) и высокой степенью зависимости от импортного сырья (хлопка, синтетических нитей и волокон, шерсти, кожи);
- низким уровнем производительности труда из-за неэффективного управления специфическим бизнесом, низкого уровня развития кадрового потенциала; высокого уровня трудоемкости производимой продукции, преобладания морально устаревшего производственного фонда;
в) недостаточной эффективностью принимаемых мер государственной поддержки легкой промышленности, проявляющихся в:
- незаинтересованности финансовых институтов в финансировании проектов развития текстильной промышленности;
- неудовлетворительном соблюдении равноправных условий доступа к выполнению государственного оборонного заказа в части вещевого имущества;
- слабой роли, уделяемой легкой промышленности при разработке и реализации мер государственной поддержки отраслей промышленности;
- инертности региональных властей в содействии реализации пилотных проектов в текстильной промышленности из-за низкой значимости, придаваемой данной отрасли в вопросах экономического развития большинства регионов.
Перспективы развития отрасли связаны с реализацией конкурентных преимуществ:
- незначительный объем первоначального капитала для запуска производства;
- высокий уровень оборачиваемости средств: до 4 раз за год, и, как следствие, короткие сроки окупаемости инвестиционных проектов;
- принадлежность товаров легкой промышленности к товарам группы предметов первой необходимости;
- большой внутренний рынок, высокий потенциал спроса на продукцию отрасли;
- значительные возможности для развития инфраструктуры потребительского товарного рынка.
Доля легкой промышленности в общем объеме отгруженных товаров собственного производства промышленной сферы деятельности в 2011 году составила 0,7%, в ВВП - 0,2 процента.
Средняя численность работников легкой промышленности за 2011 год составила: в текстильном и швейном производстве 317 тыс. человек, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви 60 тыс. человек.
Среднемесячная заработная плата в 2011 году в текстильном и швейном производстве составила 11004 рубля, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 12351 рубль (для сравнения: по промышленности - 24722 рубля).
Показатель производительности труда (выпуск товаров в расчете на единицу фактически отработанного работниками времени) в легкой промышленности самый низкий (составил в 2011 году в текстильном и швейном производстве 0,52 тыс. рублей, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви 0,55 тыс. рублей) по сравнению с 1,53 тыс. рублей по обрабатывающим производствам в целом.
Тем не менее следует отметить, что в легкой промышленности наблюдается сбалансированный рост реальной заработной платы и производительности труда.
Рентабельность производства по текстильному и швейному производству за первое полугодие 2012 г. составила 3,9%, по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви - 5,6 процента.
Учитывая, что отрасль текстильного и швейного производства в легкой промышленности занимает долю не менее 80% (в равных долях), развитие легкой промышленности в перспективе будет определяться развитием текстильного производства, на котором базируется швейное производство.
Перспектива развития текстильной промышленности на основе существующих технологий производства отсутствует.
Долгосрочный сценарий развития легкой промышленности предусматривает качественное изменение структуры текстильного производства на основе введения в действие новых производств по синтетическим волокнам и нитям (в первую очередь в Ивановской области), льняным волокнам (в результате реализации пилотных и других проектов), переориентации на производство технического текстиля (в том числе нетканых материалов), создание новых видов шерстяных тканей на основе внедрения инновационных разработок.
Отечественная хлопчатобумажная промышленность сохранится как отрасль в большей степени, поскольку является основополагающей в текстильной промышленности и имеет большое значение в вопросе безопасности страны.
Льняная промышленность, являясь дотационной (по технико-экономическим показателям производства продукции), получит импульс в развитии только при условии реализации механизмов поддержки как на государственном, так и на региональном уровне. На государственном уровне - в рамках реализации мероприятий по поддержке проектов развития льняного комплекса, предусмотренных в проекте Государственной программы "Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности на период до 2020 года", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
На региональном уровне - в рамках реализации экономически значимых проектов развития регионов.
Объем швейного производства занимает не более 10% от объема рынка одежды, поэтому перспектива роста резко ограничена давлением официального и "серого" импорта, а также контрабанды.
Для серьезного прорыва в области производства отечественной одежды необходимы новые технологии, современные методы управления специфическим бизнесом, без которых трудно отстаивать имеющуюся нишу на рынке.
Без значительных инвестиций в текстильное производство, являющееся базисным для швейного производства, невозможно изменить сложившуюся ситуацию в производстве одежды.
Обувная отрасль является наиболее динамичной в легкой промышленности, легко адаптирующейся к новым экономическим условиям развития страны.
Отчасти мобильность обувной отрасли обусловлена тем фактором, что производство обуви на 70% (по оценке экспертов) представляет собой сборку импортируемых частей (деталей) обуви и в меньшей степени зависит от конъюнктуры рынка кожевенного сырья.
Кроме того, ежегодный прирост объемов потребления обуви обусловлен коротким сроком носки импортной обуви из-за низкого качества (средний срок - один сезон).
По оценке экспертов, в настоящее время на обувном рынке ежегодно продается 2,3 пары кожаной обуви из расчета на одного жителя России. В долгосрочной перспективе, с учетом темпов роста благосостояния населения, ежегодное потребление обуви в России достигнет уровня 4 пары кожаной обуви в расчете на одного человека.
Структура производства обуви не будет соответствовать структуре потребления: практически будет отсутствовать производство модельной женской обуви, современной спортивной обуви.
Китайская обувь в перспективе не уступит своих позиций на российском рынке, для этого нет предпосылок, отечественная обувная промышленность сохранит свое преимущество в производстве среднеценовой обуви, востребованной средним классом населения.
Объемы официального импорта товаров легкой промышленности возрастут к 2030 году в 4 - 5 раз (по физическому объему). Факт присоединения России к ВТО мало скажется на динамике импорта в целом, так как основным регулятором объемов импорта является уровень потребительской способности населения.
Для прорывного развития экспорта продукции легкой промышленности необходима целенаправленная политика государства в данном направлении, своими силами легкая промышленность не преодолеет усугубляющуюся инновационную отсталость экспортоориентированной продукции.
При консервативном сценарии развития нерешенной глобальной проблемой отрасли останется:
присутствие на российской территории не поддающихся достоверному учету объемов контрафактной продукции, произведенной подпольными производствами с использованием нелегальной рабочей силы, поступившей на территорию России.
Слабая результативность принимаемых мер по борьбе с китайской контрабандной продукцией, поступающей на российский рынок (в 2011 году в объеме 5,8 млрд. долларов США, по экспертной оценке), снизит инвестиционную привлекательность легкой промышленности.
Без полноценной модернизации отрасли заработная плата работников будет сохраняться на самом низком уровне по промышленности, а спрос на отечественную продукцию невольно поддерживаться населением с низкими доходами.
При инновационном сценарии развития будет решаться не менее важная проблема отрасли - увеличение объемов инвестирования в отрасль с целью роста производительности труда и дальнейшего увеличения выпуска продукции.
Производительность труда в текстильном и швейном производстве к 2030 году вырастет в 5 раз к уровню 2011 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - в 3,8 раза. Это станет возможным благодаря реализации проектов в рамках Государственных программ, технологической платформы "Текстильная и легкая промышленность", которые послужат значительным импульсом в ускорении развития легкой промышленности.
Запущенный механизм по модернизации отрасли при существенной поддержке со стороны государства приведет к качественному изменению ситуации в отрасли, на рынке товаров легкой промышленности, к заинтересованности деловых кругов в участии в данном виде бизнеса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей