Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Центральный федеральный округ значительно превосходит другие федеральные округа страны по численности населения, объему суммарного валового регионального продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности занятых в экономике, научно-техническому потенциалу, развитости производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время на долю округа приходится 26,9% населения, 27,5% численности занятых в экономике страны, свыше 35% от общего объема валового регионального продукта.

Центральный федеральный округ имеет структуру ВРП, характерную для постиндустриальных экономик, более 70% в ней приходится на сектора услуг, причем на долю торговли, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг в 2010 году приходилось 47%, на долю обрабатывающих производств - 16,6%. Столь специфичная структура производства ЦФО определяется столичной агломерацией, на долю которой приходится более 27% российского ВРП и более 76% ВРП Центрального федерального округа.

В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие производства. На ЦФО приходится более четверти от общероссийского объема промышленного производства, более 30% отгруженных товаров обрабатывающих производств.

Центральный округ занимает ведущие позиции в сфере розничной торговли и предоставления платных услуг населению - более 34% от суммарных по стране показателей, которые также обусловлены лидирующей ролью Московской агломерации, характеризующейся высоким уровнем жизни и высоким потребительским спросом.

Демографическая ситуация в Центральном округе неблагоприятна, как и в целом по стране, что обусловлено отрицательным естественным приростом населения, его старением, однако Центральный округ характеризуется положительным миграционным сальдо в межрегиональной миграции, а также притоком населения из стран СНГ. Миграционный приток населения обеспечивается преимущественно за счет Москвы и Московской области, однако ряд других центральных регионов - Белгородская, Воронежская, Рязанская и Ярославская области являются привлекательными для мигрантов из других регионов, что отчасти компенсирует естественную убыль населения. При этом по численности населения и его качественному потенциалу ЦФО значительно превосходит другие округа.

Предполагаемая в перспективе тенденция диверсификации экономического роста, появление новых центров роста, распространение его на периферийные регионы коснется и Центрального федерального округа, однако в рассматриваемой перспективе развитие экономики ЦФО будет в основном определяться динамикой Московской агломерации, существенную роль в этом будет играть освоение территории "новой Москвы", что станет мощным фактором притяжения в Московскую агломерацию инвестиционных, трудовых и финансовых ресурсов. Другим важным условием, формирующим тенденцию дальнейшей концентрации экономической деятельности в Московской агломерации, станет активизация инновационного фактора, в частности, реализация инновационного мегапроекта "Сколково", реализация имеющегося в Москве и Московской области инновационного потенциала, уровень которого оценивается как самый высокий в стране.

В перспективе доля Москвы и Московской области в ВРП сохранится, доля в промышленном производстве увеличится. К 2030 году дифференциация между Москвой и остальными регионами ЦФО по уровню доходов сохранится, но разрыв сократится. Взаимодействия внутри ЦФО будут реализовываться, прежде всего, по направлениям специализации хозяйственной деятельности. Роль Центрального федерального округа как финансового и координирующего центра экономической деятельности ЦФО и России в целом сохранится и к 2030 году.

Приоритетные направления развития ЦФО <1> в прогнозный период связаны с превращением Московской агломерации в современный комфортный столичный центр мирового значения и расширением зоны опережающего развития за пределы г. Москвы и столичной агломерации при максимальном использовании преимуществ емкого столичного рынка и финансовых ресурсов столичного бизнеса и населения.

--------------------------------

<1> Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540р.

Решение этих задач предполагает:

- развитие г. Москвы как крупного центра многопрофильного образования и инновационного развития;

- повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри Московского региона; развитие транспортно-логистической инфраструктуры, создания полимагистральных транспортных коридоров, связывающих страну с важнейшими европейскими торговыми партнерами, развитие транспортных коридоров Санкт-Петербург - Москва и Москва - Воронеж, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород;

- сохранение лидирующих позиций ЦФО в индустриальном и постиндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказание сервисных услуг высокого качества, что предполагает: развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции; развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня; развитие производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, а также бытовой техники; развитие металлургического кластера, химического и нефтехимического производства, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;

- развитие энергетической инфраструктуры и достижение устойчивого энергоснабжения;

- создание туристической инфраструктуры г. Москвы и городов "Золотого кольца" и превращение туризма в высокодоходный сектор, интегрирующий экономику округа;

- поддержка развития и модернизации "на территориях роста" агропромышленного комплекса при смягчении проблем депрессивных и депопулирующих сельских территорий.