Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Врезка 4. Риски опережающего роста коммунальных тарифов

В целях стимулирования регионов к реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию теплового хозяйства и водоснабжения, сформирована новая нормативно-правовая база. Она включает в себя Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разрешающие устанавливать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) тарифы выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня для возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ.

Вместе с тем в условиях слабой конкуренции в этих секторах, общей отсталости коммунальной инфраструктуры и высокого износа объектов теплоснабжения и убыточности производства тепла (котельными), отставания в разработке муниципальных схем теплоснабжения, практики установления тарифов на затратной основе существует риск роста тарифов, значительно превышающего прогноз в среднесрочной перспективе до 2020 года исходя из необходимого объема инвестиций для модернизации теплоэнергетики.

Потребность в инвестициях для сокращения износа существующих объектов до нормативного оценивается 1,5 трлн. рублей в ценах 2013 года. По оценкам, компенсировать ее возможно при проектируемых ограничениях роста тарифов только при переходе от модели "затраты +" на долгосрочное регулирование.

Динамика стоимости оплаты услуг грузового железнодорожного транспорта влияет на развитие экономики, хотя ее влияние на инфляцию менее значимо, чем динамика цен на энергоносители.

Сдерживающее влияние на рост оплаты стоимости перевозки грузов окажет государственное регулирование инфраструктурной составляющей тарифа. При этом основной задачей государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является соблюдение баланса между обеспечением конкурентоспособности российской экономики и развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В долгосрочной перспективе рост регулируемых тарифов по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах с целью недопущения снижения конкурентоспособности отечественных товаров.

Для обеспечения безубыточной деятельности ОАО "РЖД" необходимо продолжить работу по оптимизации операционных и инвестиционных затрат, в том числе путем применения типовых расценок на объекты капитального строительства, методов технологического аудита при анализе инвестиционных проектов, а для финансирования инвестиционных проектов - привлекать заемные средства, ликвидировать перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности (например пассажирских перевозок) за счет грузовых тарифов.

Убытки от регулируемых государством пассажирских перевозок в дальнем следовании будут сокращаться за счет опережающей индексации пассажирских перевозок, при этом в среднесрочной перспективе потребуется сохранение практики субсидирования потерь в доходах от государственного регулирования пассажирских перевозок в дальнем следовании. В части формирования тарифов в пригородном сообщении существенное влияние окажет реализация концепции развития пригородных пассажирских перевозок, в том числе в части решения вопросов о сохранении в долгосрочной перспективе практики финансирования услуг инфраструктуры при этих перевозках за счет бюджетных средств, а также покрытия в полном объеме выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний за счет средств региональных бюджетов.