Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Производство продукции машиностроительного комплекса в период до 2030 года

Производство продукции машиностроительного комплекса

в период до 2030 года

Вид деятельности

2011 г. <*> отчет

2020 г. <*>

2030 г. <*>

2020 г. к 2011 г., % <**>

2030 г. к 2011 г., % <**>

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

Производство машин и оборудования

1,8

4,3

5,0

8,2

10,8

152

169

221

269

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,3

3,1

3,6

6,1

8,6

150

166

223

292

Производство транспортных средств и оборудования

2,3

7,1

7,8

14,7

19,3

195

207

311

376

--------------------------------

<*> В текущих ценах, трлн. рублей.

<**> В сопоставимых ценах, %.

Необходимо отметить, что значительную долю в машиностроительном комплексе занимает производство специальной продукции для нужд обороны и обеспечения национальной безопасности, развитие которого в долгосрочной перспективе характеризуется интенсивной реализацией мероприятий, направленных на повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала. При этом данные мероприятия сопровождаются значительными объемами финансирования как из федерального бюджета, так из внебюджетных источников. Таким образом, в прогнозный период одним из основных факторов развития машиностроительного комплекса будет являться развитие производства оборонно-промышленного комплекса. При этом в структуре машиностроения будет наблюдаться увеличение доли соответствующих видов деятельности.

В рассматриваемой перспективе развитие машиностроения будет характеризоваться опережающими темпами роста по сравнению с развитием промышленного производства в целом.

Вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказать сдерживающее влияние на динамику развития машиностроения, в том числе:

- волатильность внутренней и внешней экономической ситуации, которая может повлечь изменения текущих тенденций увеличения инвестиционной активности юридических лиц, роста денежных доходов населения, увеличения экспортных поставок (включая военно-техническое сотрудничество);

- сокращение объемов государственной поддержки машиностроительного комплекса, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;

- изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов (в части ЕЭП, ВТО), в том числе в связи с ограничениями возможностей реализации мероприятий по поддержке реального сектора экономики.

Под влиянием указанных рисков темпы развития машиностроения могут сократиться в 2030 году относительно уровня 2011 года до 231%, в частности, темп роста производства машин и оборудования могут снизиться до 214%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - до 253%, транспортных средств и оборудования - до 271 процента.

В настоящее время на долю авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, ракетно-космической, автомобильной, станкостроительной промышленности, а также транспортного машиностроения приходится около 60% от общего объема производства машиностроительного комплекса, в связи с чем ситуация в указанных секторах будет в значительной степени определять перспективы развития машиностроения в целом. При этом развитие данных секторов в долгосрочной перспективе в значительной степени будет определяться предполагаемыми к реализации государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", в рамках которых будут определены ключевые направления и параметры государственной поддержки их развития.